Файл: Правовое положение получателя социальных услуг (Особенности правового статуса получателей социальных услуг в России).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 408
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Особенности правового статуса получателей социальных услуг в России
1.1 Понятие и правовая характеристика получателя социальных услуг
1.2 Классификация получателей социальных услуг
2 Правовое положение отдельных категорий получателей социальных услуг в Российской Федерации
2.1 Инвалиды как получатели адресной социальной помощи
2.2 Социальные услуги, оказываемые многодетным семьям в Российской Федерации
2.3 Правовая характеристика иных категорий получателей социальных услуг
Введение
В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берёт на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.
Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят своё подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан.
Основные социальные права призваны гарантировать человеку возможность удовлетворить свои жизненные потребности, получить от государства защиту своей экономической свободы и социальных льгот. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах связывает эти права с идеалом человеческой личности, свободной от страха и нужды.
Длительное время правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль, возможности конституционного регулирования таких прав оценивались негативно. Причина этого заключается в господствующем представлении о невозможности точно определить и юридически квалифицировать эти нрава, поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей государства по их обеспечению и правовой защите. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.
Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной защиты обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Теоретическая и практическая ценность данной работы заключается в том, что при решении поставленных в исследовании задач будет сформирован системный взгляд на обозначенную проблему, а также будут предложены пути конкретного решения правовых проблем, что и определит значимость настоящего исследования.
Теоретическая основа исследования. В настоящее время проблемам права на социальное обеспечение посвящено большое количество научных трудов таких авторов как: Д.В. Артамонова, A.M. Архипова, Н.И. Кузнецова, А.В. Коровникова, И.Ф. Побежимова, П.И. Романова, Б.Ф. Старова, В.П. Серегина, В.Г. Стрекозова, А.А. и других.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации государственной социальной помощи.
Предмет исследования - правовые нормы, регламентирующие отношения реализации конституционного права на социальное обеспечение.
Цель исследования состоит в теоретическом анализе правового положения получателя социальных услуг.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и правовая характеристика получателя социальных услуг;
- исследовать законодательство о государственной социальной помощи в Российской Федерации;
- рассмотреть особенности получения адресной социальной помощи инвалидами;
- охарактеризовать социальные услуги, оказываемые многодетным семьям в Российской Федерации;
- дать правовую характеристику иным категориям получателей социальных услуг.
Методологической основой исследования служит совокупность общенаучных и частно-научных методов научного познания, система правовых знаний, определяющая принципы и предпосылки изучения права социального обеспечения.
Эмпирическая основа исследования заключается в использовании материалов судебной практики по данному вопросу.
Структура работы - определяется исходя из целей и задач работы. Выделяются: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1 Особенности правового статуса получателей социальных услуг в России
1.1 Понятие и правовая характеристика получателя социальных услуг
Основой политики государства является поддержание благосостояния его граждан.
Люди, которые по каким-либо обстоятельствам оказались в затруднительном положении, могут рассчитывать на помощь со стороны государства. Это могут быть денежные выплаты либо же поддержка в натуральном виде. Начисляется она по линии федерального или региональных бюджетов, а для ее получения человек обязан документально подтвердить, что он является нуждающимся. В зависимости от категорий граждан соцпомощь выплачивается на постоянной основе или может носить временный и даже разовый характер.
Одной из форм государственной поддержки малообеспеченных людей является предоставление помощи в виде денежных средств, которые выдаются наличными либо путем перечисления на банковский счет. Яркими примерами являются субсидии, материальная помощь, компенсации. Государством четко оговорена величина денежного довольствия в зависимости от категорий граждан. Натуральная форма Поддержка на региональном уровне может оказываться в натуральном виде, поскольку финансовые средства бюджетов не всегда могут удовлетворить потребности всех нуждающихся. Предоставляется она согласно карточкам учета, ведомостям и спискам, которые составляются органами социальной защиты населения. Гражданам передаются продукты питания, топливо, медицинские препараты, обувь и одежда.
В зависимости от условий, которые являются причиной для назначения господдержки в 2020, обращаться можно в многофункциональные центры по месту жительства гражданина.
Специалисты МФЦ подскажут, какие документы необходимы для назначения дотаций и рассчитают предполагаемую сумму выплаты.
Кроме этого, можно напрямую подавать документы в орган, непосредственно занимающийся оформлением дотации: работникам бюджетных организаций и инвалидам следует обращаться к представителям отдела социальной защиты населения; при рождении ребенка документы подаются по месту работы, в отдел соцзащиты либо же ПФР; пенсионеры, участники боевых действий, труженики тыла и прочие граждане, относящиеся к перечисленным категориям, обращаются в отделения Пенсионного фонда.
Поддержка и защита детей осуществляется по разным направлениям. Во-первых, это касается среды обитания ребенка и семейных отношений, а во-вторых, возможности получения образования. Так, ребенку предоставляется на безвозмездной основе возможность получения начального, базового и среднего образования, а на конкурсной – среднего профессионального и высшего.
Дети имеют возможность получить бесплатное медицинское обслуживание и питание. Помощь осуществляется путем выделения денежной и натуральной поддержки семей. Дополнительно государство заботится о несовершеннолетних, попавших в трудное положение и находящихся в социально опасном окружении, путем реабилитации, социальной адаптации и выделения материальной помощи.
Таким образом, социальная поддержка является преимущественной задачей Правительства России. Многие люди в силу обстоятельств вынуждены жить только на социальные пособия. Люди, достигшие почетного возраста, получают пенсию. Для каждой категории граждан предусмотрены определенные субсидии, льготы и выплаты. Они направлены на поддержание оптимальных условий жизни человека.
Право на социальную помощь и социальные услуги предусмотрено рядом международных договоров, ратифицированных СССР или Российской Федерацией (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция Содружества Независимых Государств о правах человека и основных свободах и т.д.) и не ратифицированных (Европейская социальная хартия, Конвенция Международной организации труда № 117 об основных целях и нормах социальной политики, Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных стандартах социального обеспечения).
Конституция Российской Федерации гарантирует социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, потере кормильца, воспитанию детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации предусматривает, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в юрисдикции Российской Федерации , а координация вопросов социальной защиты (включая социальное обеспечение) - в совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно российскому законодательству, социальные услуги - это деятельность социальных служб по социальной поддержке, предоставлению социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации .
Законодательство Российской Федерации о социальных услугах состоит из Федерального закона от 01.01.01 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малообеспеченным семьям и одиноким малообеспеченным гражданам, проживающим в одиночку, определены Федеральным законом от 1 января 2001 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Анализируя законодательство, регулирующее правовые отношения в сфере социальной защиты населения, социальной помощи и социального обслуживания, следует учитывать, что бездомные не являются однородной социальной группой населения. Среди бездомных есть представители различных категорий населения, в том числе те, для которых законом установлены специальные меры социальной защиты и поддержки (инвалиды, дети, ветераны, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и т.д.). В этой связи необходимо оценить не только те нормативные акты, которые предусматривают оказание помощи бездомным, но и оценить нормативные акты, регулирующие вопросы социальной защиты и социальной помощи другим категориям населения, с точки зрения того, в какой степени эти акты позволяют принимать соответствующие меры социальной защиты и социальной поддержки.
Таким образом, социальная защита населения получила конституционное закрепление в п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (далее - Конституция РФ). В ст. 7 Конституции Российской Федерации в общих чертах определено содержание социальной защиты. К ней отнесены: охрана труда, охрана здоровья, гарантированная оплата труда, государственная поддержка материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; система социальных служб, государственные пенсии, пособия и др.[1]
1.2 Классификация получателей социальных услуг
Получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
Согласно законодательству государственная социальная помощь в 2020 году определена: малоимущим гражданам; лицам, столкнувшимся с тяжелым материальным положением. К ним относятся: одинокие пенсионеры, которые вышли на заслуженный отдых и не имеют возможности получения дополнительного заработка; многодетные семьи, где воспитываются дети до 18 лет (при условии, что ребенок обучается на дневном отделении, планка установлена на отметке в 23 года); инвалиды; граждане, осуществляющие уход за инвалидом 1 группы; дети, которые воспитываются в неполных семьях; дети-инвалиды; дети до 18 лет, оставшиеся без родителей; дети-сироты; дети, у которых один или оба родителя являются пенсионерами или инвалидами; родители, которые являются студентами дневных отделений учебных заведений; лица, награжденные званиями, наградами, знаками отличия; беременные и женщины, находящиеся в декретном отпуске; лица, ухаживающие за ребенком-инвалидом вне зависимости от присвоенной ему группы; беженцы; переселенцы; трудоспособные граждане, попавшие под сокращение[2].
Основным критерием для назначения поддержки от государства в 2020 году является величина совокупного дохода. Если она ниже установленной по региону величины, тогда человек или семья считаются нуждающимися. Государственная социальная помощь населению назначается как: денежное довольствие; субсидии; компенсационные выплаты; гуманитарная помощь.
Денежные средства перечисляются человеку на безвозмездной основе. Они могут быть израсходованы по усмотрению гражданина, поэтому отчитываться перед государственными структурами за них нет необходимости. Величина поступлений определяется законодательно для каждой категории нуждающихся. Региональные власти дополнительно к федеральным выплатам вправе назначить доплату согласно местным нормативно-правовым актам.