Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Сущность и виды налогообложения физических лиц).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц
1.1. Сущность и виды налогообложения физических лиц
1.2. Условия и порядок исчисления и уплаты налогов с физических лиц
1.3. Место налогов с физических лиц в налоговой системе РФ
2. Оценка налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Состояние системы налогообложения физических лиц в России
2.2. Проблемы налогообложения физических лиц в РФ в современных условиях
2.3. Направления совершенствования налогообложения физических лиц
Порядок расчета подоходного налога с населения регулируется ст. 225 НК РФ. Общая расчетная сумма налога определяется как процентная ставка налоговой базы, соответствующая налоговой ставке, и когда доход взимается по различным налоговым ставкам - в качестве суммы налога, полученного в результате добавления сумм налогов, определенных отдельно как соответствующий процент налоговых баз, соответствующих ставкам налога [2].
Расчеты сумм налога производятся налоговыми агентами каждый месяц с результатом начисления с начала налогового периода со смещением ранее удерживаемых сумм.
Налоги относятся к видам дохода, в зависимости от их формы, а именно [12, с. 145]:
- все доходы, как в денежной, так и в натуральной форме, или право распоряжаться, которое оно возникло;
- доходы в виде материальных благ (сбережения по процентам за использование заемных средств, выгоды от приобретения товаров или услуг от лиц, которые находятся в соответствии с гражданско-правовым договором, льготы, полученные от приобретения ценных бумаг).
2. Налоговая база определяется для каждого вида дохода, в отношении которого установлены разные ставки налога: 9, 13, 30 и 35%.
3. При определении налоговой базы только для дохода ставка устанавливается на уровне 13%, использование основных преимуществ, перечисленных в ст. 217 НК «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаются от налогообложения)».
4. Для доходов, для которых предоставляется ставка 13%, налоговая база определяется как сумма такого дохода, уменьшенная на сумму налоговых вычетов. Для других видов доходов, имеющих налоговые ставки в 30 и 35%, налоговые вычеты не применяются.
Налоговый период - календарный год. И только после истечения налогового периода налогоплательщику, объявившему свой доход, могут быть предоставлены социальные и имущественные налоговые вычеты.
Налоговые ставки [2]:
- 35% - в отношении следующих доходов:
а) выигрыши и призы, полученные в конкурсах в рекламных целях, с точки зрения превышения стандарта;
б) процентный доход по вкладам в банках в части превышения стандарта;
в) доход налогоплательщика, полученный в виде материальных благ, например, размер экономики на процентной основе, когда заемные средства от организации или индивидуальных предпринимателей превышают установленные размеры.
- 30% - в отношении доходов физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации (за исключением доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, для которых ставка налога установлена в размере 15%);
- 9% - в отношении дивидендов, полученных физическими лицами - резидентами Российской Федерации.
- 13% - по отношению к другим видам доходов.
Государственные пошлины также представляют собой одну из форм налогообложения физических лиц. При подаче заявления о юридически значимых действиях - выдаче паспортов, регистрации автомобиля, регистрации прав наследования, вы должны обязательно платить государственную пошлину. Кроме того, государственная пошлина должна быть выплачена в качестве ответчика в суде, если решение суда не сделано в вашу пользу, и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как правило, плательщики платят государственную пошлину в следующих условиях [12, с. 201]:
- при обращении в Конституционный суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или магистраты - до подачи ходатайства, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);
- подсудимые, если решение суда не было сделано в их пользу, - в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- при подаче заявления на нотариальные действия - до совершения нотариальных действий;
- при подаче заявки на выдачу документов (копий, дубликатов) - до выдачи документов (их копии, дубликаты);
- при подаче заявки на другие юридически значимые действия - до подачи заявлений и (или) других документов для совершения таких действий или до подачи соответствующих документов.
В случае, если несколько плательщиков, которые не имеют права на пособия, установленные настоящей главой, подали заявку на юридически значимый акт одновременно, государственная пошлина выплачивается плательщиками в равных долях.
Имущественные налоги с физических лиц рассчитывает сама налоговая инспекция по истечении календарного года отдельно по каждому объекту налогообложения по месту его нахождения, после чего направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога к уплате, объект налогообложения, налоговая база и срок уплаты налога.
При определении налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов и при установлении особенностей определения налоговой базы, налоговых льгот, оснований и порядка их применения субъекты РФ, муниципальные образования ограничены рамками, установленными НК РФ. Так, муниципальные образования не могут устанавливать ставки выше максимального и ниже минимального размера ставок местных налогов, закрепленных в НК РФ.
Налоговая база по транспортному налогу определяется [9, с 228]:
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
- в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
- в отношении водных и воздушных транспортных средств, как единица транспортного средства.
Налоговая база по земельному налогу на основании ст. 390 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения [2].
С 01.01.2015 года по налогу на имущество физических лиц вводится порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Данное нововведение коснулось 28 субъектов РФ. Остальные субъекты РФ данный порядок подлежит применению только после утверждения ими результатов определения кадастровой стоимости, которые должны быть утверждены до 01.01.2020, и принятия соответствующих нормативных правовых актов.
На основании ст. 403 НК РФ налоговая база определяется исходя из представленной в налоговый орган кадастровой стоимости объекта, указанной в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, а если объект новый (образован в течение года) - на дату его регистрации [2].
Налоговая база по имущественным налогам в отношении каждого объекта налогообложения определяется как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом его особенностей.
Имущественные налоги считаются по каждому объекту недвижимости в отдельности. Если недвижимость находится в общей долевой собственности, то каждый из ее участников будет платить налог пропорционально своей доле. А если имущество находится в общей совместной собственности супругов и оба они указаны в свидетельстве о регистрации права собственности, то они будут платить налог поровну.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от [11, с. 377]:
- кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов));
- вида объекта налогообложения;
- места нахождения объекта налогообложения;
- видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
Конкретные ставки следует искать в региональных законах по месту нахождения объектов налогообложения.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Повышающие коэффициенты, применяемые при исчислении транспортного налога [2]
Повышающий коэффициент |
Легковые автомобили, в отношении которых применяется повышающий коэффициент |
1,1 |
в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет; |
1,3 |
В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет; |
1,5 |
в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года; |
2 |
в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет; |
3 |
в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет; в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет. |
На основании ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно ст. 408 НК РФ налог на имущество физических лиц определяется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку, но новое законодательство предусматривает особый порядок исчисления налога на первом этапе после введения в регионе уплаты налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости.
Сумма налога за первые четыре года с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется по следующей формуле [13, с 210]:
Н = (Н1 - Н2) * К + Н2, (1)
Где Н - сумма налога, подлежащая уплате;
Н1 - сумма налога от кадастровой стоимости объекта за полный год;
Н2 - сумма налога от инвентаризационной стоимости объекта налогообложения за последний налоговый период определения налоговой базы этим способом;
К - коэффициент, равный:
0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
0,8 - применительно к четвертому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Начиная с пятого налогового периода исчисление суммы налога производится без применения данной формулы.
Срок уплаты имущественных налогов установлен 1 декабря года, следующим за истекшим налоговым периодом.
1.3. Место налогов с физических лиц в налоговой системе РФ
Экономическую сущность налогов от физических лиц и их назначение можно оценить, уточнив место этого налога в налоговой системе государства и налоговой системы в экономической жизни государства.
Основой экономической жизни любого общества являются государственные финансы или бюджет. Наиболее важными статьями доходов государственного бюджета являются: налоги, акцизы, таможенные пошлины и неналоговые доходы: доходы от государственной собственности как внутри страны, так и за рубежом, доходы государственного сектора в экономике и торговле. Расходная часть бюджета, выделяемая на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальная политика), экономические нужды, развитие инфраструктуры, осуществление государственных программ, субсидии и субсидии отсталым секторам экономики и хозяйствующих субъектов, защита, административные деятельность государственного аппарата не должна превышать доходы от неинфляционной экономики развития [15, с. 302].
Возможности неинфляционного покрытия бюджетного дефицита во многом зависят от своевременного и полного получения налоговых платежей.
Поскольку неналоговые доходы бюджета даже при формировании новой российской экономики при массовой продаже государственной собственности были значительно меньше налоговых поступлений, а в начале 1990-х годов дефицит бюджета покрывался за счет внешних заимствований, мы можем заключить, что основой для дальнейшего нормального экономического развития наших стран могут быть только налоговые поступления.