Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Сущность и виды налогообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Значительную роль в образовании доходной части бюджета выступает анализ поступлений от налогов и сборов, поскольку механизм налогообложения призван оказывать влияние на рыночные отношения, стимулировать развитие предпринимательства, оказывать мотивирующее воздействие на производственные процессы и одновременно являться барьером для социального оскудения материально необеспеченных слоев населения государства. Кроме того, налоги применяют для влияния на государство с помощью экономических инструментов для общественного производства, а также его динамики и структуры.

В современной налоговой системе Российской Федерации налоги с физических лиц также принимают все более важное значение.

Налоги с физических лиц вызваны предоставить государству нужные финансовые ресурсы и содействовать решению социально-экономических проблем в обществе в целом.

Потенциальный уровень налогов с физических лиц в современной налоговой системе России не реализован в полной мере. Они еще не являются ведущим источником доходной части бюджетной системы, они не проявили немаловажного влияния на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в стране, недостаточно подействовали на регулирование стратификации собственности населения государства, устраняя острые социальные проблемы в стране: безработицы, низкий уровень рождаемости, высокая доля граждан, получающих доход ниже прожиточного минимума. Все вышесказанное и определяет актуальность названия работы.

Цель курсовой работы – рассмотреть налоги с физических лиц и их экономическое значение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты налогообложения физических лиц;

- провести анализ состояния системы налогообложения физических лиц в России;

- определить проблемы налогообложения физических лиц в РФ в современных условиях;

- предложить направления совершенствования налогообложения физических лиц.

Объектом исследования являются социальные отношения, возникающие в процессе взаимодействия между налогоплательщиком и государством.

Предметом исследования является система налоговых отношений, возникающая в результате исчисления и уплаты налогов с физических лиц.

Вопросы теории и практики, связанные с вопросами налогообложения имущества, принадлежащей физическим лицам, исследовались в работах: Беликова Е.Г., Галкиной Ю.В., Гладких С.Р., Жигляевой А.В., Комаровой Е.И., Мельгуй А.Э., Молодкиной С.А., Сибиряткиной И.В. и других авторов.


Несмотря на комплексное изучение проблемы налогообложения имущества физических лиц, все еще необходимо изучить теоретические основы механизма балансирования интересов государства и налогоплательщика в налогообложении их доходов и имущества.

Теоретическая основа исследования: научные труды российских ученых, посвященные налогообложению отдельных лиц, тематические публикации в периодической печати.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в работе органов федерального, регионального и местного самоуправления с целью оптимизации системы налогообложения для физических лиц.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и списка использованной литературы.

В теоретической части работы рассмотрены следующие вопросы: сущность и виды налогообложения физических лиц, условия и порядок исчисления и уплаты налогов с физических лиц, а также место налогов с физических лиц в налоговой системе РФ.

В практической части работы проведен анализ состояния системы налогообложения физических лиц в России, определены проблемы налогообложения физических лиц в РФ в современных условиях, предложены направления совершенствования налогообложения физических лиц.

Приступим к раскрытию темы курсовой работы.

1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц

1.1. Сущность и виды налогообложения физических лиц

Появление налогообложения физических лиц должно быть связано с появлением налогообложения как такового. Это связано с тем, что именно на физических лиц легла нагрузка первых налогов, появившихся в мире, потому, что хозяйствующие субъекты просто не существовали в то время.

Существование налогов с физических лиц объясняется тем, что государству нужен дополнительный источник дохода государственной казны, поэтому, с момента существования этих налогов, фискальная функция, очевидно, выполняется. На сегодняшний день, помимо потребности государства в фискальной функции этих налогов, есть еще одна причина их необходимости - это необходимость регулирования уровня доходов граждан.


В общих чертах, налоги с населения являются обязательными безвозмездными платежами государству из личных доходов граждан, которые они получают из любого источника. На сегодняшний день существует множество критериев, по которым возможно классифицировать налоги с физических лиц, считая наиболее распространенное разделение [12, с. 114].

Налоги от отдельных лиц можно рассматривать в единстве экономических, финансовых и политических аспектов.

Экономический аспект определяется процессом отчуждения части имущества плательщиком в пользу государства.

Финансовый аспект характеризуется обязательством по уплате налогов наличными и заполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами.

Политический аспект - воспроизводство системы государственной власти, в координации интересов определенных слоев общества.

Экономическая сущность налогов от физических лиц характеризуется денежными отношениями, которые государство развивает с отдельными лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.

Налоги служат средством индивидуального общения гражданина с федеральным правительством и органами местного самоуправления. Они отражают его участие в формировании государственных доходов и их управлении, позволяют им чувствовать себя активными членами общества, обеспечивают основу для мониторинга эффективного использования бюджетных и внебюджетных ресурсов государственного бюджета, формируемых налогоплательщиками [14, с. 54].

Физические лица уплачивают следующие налоги и сборы: налог на доходы физических лиц, государственную пошлину, транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Изменение социальных отношений, развитие промышленности и городов привело к появлению новых источников дохода для граждан - рыболовства, найма, аренды. Это стало началом введения налога на доходы физических лиц.

Среди всех налогов, уплачиваемых физическими лицами, наибольшая доля - это налог на доходы физических лиц. Он считается одним из самых собранных налогов в России и других странах. Он также составляет значительную часть государственного бюджета и является неотъемлемой частью функционирования экономики в целом. Его доля в бюджете напрямую зависит от уровня развития экономики, это его роль. Регулирование уровня доходов граждан должно осуществляться в соответствии со структурой личного потребления. Другими словами, этот вид налога может стимулировать наиболее рациональное использование его бюджета и перенаправлять его, чтобы помочь гражданам, имеющим наименьшее социальное обеспечение.


Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) представляет собой основной вид прямых налогов - это федеральный налог. Он рассчитывается как процент от общего дохода налогоплательщика в налоговый период, за вычетом документированных расходов [8].

Объектом этого налога являются физические лица, разделенные на 2 группы [2]:

- физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, то есть лица, которые находятся на территории страны фактически не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд

- физические лица - налоговые нерезиденты Российской Федерации в случае, если они имеют доход на территории Российской Федерации.

Для целей налогообложения доходов физических лиц подразумевается особая категория налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей - это означает, что лица, зарегистрированные в установленном порядке, осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, охранники, детективы , Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, не имеют права ссылаться на то, что они не являются единоличные владельцы при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации.

Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с физических лиц, когда они обращаются в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы и (или) должностные лица за совершение юридически значимых действий в отношении этих лиц, за исключением действий, совершенных российскими консульскими учреждениями [9, с. 130].

Налоги на имущество физических лиц представляют собой налоги, уплачиваемые налогоплательщиком - физическое лицо из объектов налогообложения, принадлежащих ему на праве собственности [15, с. 238].

Такие налоги на имущество включают:

- транспортный налог;

- земельный налог;

- налог на имущество.

Транспортный налог представляет собой налог, взимаемый с физических лиц - владельцев зарегистрированных транспортных средств [16, с. 377].

Земельный налог представляет собой налог, уплачиваемый физическими лицами, которые имеют земельные участки на праве собственности, право на постоянное (бессрочное) использование или право наследования наследуемого имущества [16, с. 379].

Налог на имущество физических лиц является обязательным, индивидуально бесплатным платежом, взимаемым с физических лиц в связи с владением ими недвижимого имущества на праве собственности в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств на праве собственности с целью оказания финансовой поддержки деятельности муниципальных образований [16, с. 382].


Транспортный налог, взимаемый с физических лиц, устанавливается на территории Российской Федерации в качестве регионального налога. Тарифы на транспортный налог устанавливаются представительным органом субъекта Российской Федерации.

Налог на имущество физических лиц, земельный налог устанавливается в Российской Федерации в качестве местных налогов. Конкретные налоговые ставки устанавливаются представительными органами местного самоуправления.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики транспортного налога определяются как лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, зарегистрированные как объекты налогообложения [2].

На основании ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога являются физические лица, которые имеют земельные участки, признанные объектом налогообложения, на праве собственности, право постоянного (бессрочного) использования или право наследования наследуемого имущества.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, которые имеют право собственности на имущество, которое признается объектом налогообложения.

Объектами налогообложения в данном случае являются [2]:

- транспортные средства (автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты, яхты, лодки, теплоходы);

- земельные участки;

- объекты недвижимости (жилое здание, жилые помещения (квартира, комната), гараж, место для машины, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, другие здания, сооружения, здания, помещения).

Налоги на имущество уплачиваются физическими лицами по месту жительства (транспортный налог) или по месту нахождения объекта налогообложения (земельный налог, налог на имущество).

1.2. Условия и порядок исчисления и уплаты налогов с физических лиц

Налоговые агенты, у которых или в результате отношений, с которыми налогоплательщик получил доход, обязаны рассчитать, удерживать у налогоплательщика и уплатить сумму налога из дохода налогоплательщика. Расчет сумм и уплата налога производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которого является налоговый агент.