Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Сущность и виды налогообложения физических лиц).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц
1.1. Сущность и виды налогообложения физических лиц
1.2. Условия и порядок исчисления и уплаты налогов с физических лиц
1.3. Место налогов с физических лиц в налоговой системе РФ
2. Оценка налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Состояние системы налогообложения физических лиц в России
2.2. Проблемы налогообложения физических лиц в РФ в современных условиях
2.3. Направления совершенствования налогообложения физических лиц
Таким образом, в настоящее время, не приватизированное в Российской Федерации из ранее доступных ресурсов государственной собственности, которые могли быть направлены на продажу для пополнения доходной части бюджета, остались только земли и естественные монополии, а те, которые под разными предлогами выходят из-под контроля государства. Дальнейшее развитие и совершенствование налоговой системы, то есть совокупность всех налогов и других платежей, форм и методов их расчета и сбора, является единственным способом формирования сбалансированного бюджета с точки зрения доходов и расходов и сокращения государственного долга.
В то же время четкий баланс между всеми функциями налоговой системы, как фискальными (для формирования государственных доходов), так и регулятивными (элемент государственного регулирования), социальными (сглаживание имущественного неравенства между гражданами), стимулирование, контроль и т. д. важно [3, с. 150].
Чрезвычайно высокие налоговые ставки рассеивают маховик инфляции, препятствуют развитию деловой активности в результате ослабления экономических стимулов.
Налоги с физических лиц осуществляются на всех уровнях современной налоговой системы Российской Федерации. Это федеральные налоги, то есть они установлены Налоговым кодексом и являются обязательными для оплаты по всей стране, они являются региональными, то есть устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации и являются обязательными для оплаты по всей территории соответствующего субъекта; они являются местными, юридическими актами муниципального образования и являются обязательными для оплаты по всей территории этого муниципалитета.
Таким образом, в современных условиях управления налогами следует называть главным способом регулирования финансовых отношений в экономике государства. Во-первых, с помощью налогов государство обеспечивает себя финансовыми ресурсами, во-вторых, оно выполняет значительные и важнейшие социально-экономические цели и задачи. Не последнюю роль в этой игре и налоги с физических лиц.
2. Оценка налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Состояние системы налогообложения физических лиц в России
Хотя большая часть налоговых поступлений в бюджеты Российской Федерации формируется за счет налогов от организаций, налоги с физических лиц приносят значительные доходы, например, можно выделить один из бюджетных налогов - налог на доходы физических лиц.
Среди всех налогов, взимаемых с физических лиц в Российской Федерации, налог на доходы физических лиц на важность источников государственных доходов является приоритетом. Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетной системе Российской Федерации на период 2015-2017 гг.
Налог на доходы физических лиц и государственная пошлина - это федеральные налоги и сборы и зачисляются в размере 100% в бюджет Российской Федерации.
Таблица 2 - Динамика налоговых поступлений в бюджетную систему РФ за 2015-2017 гг. в млрд. руб. [18]
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
Изменение в 2017г, млрд. руб. |
Темп роста в 2017г, % |
Всего поступило в консолидированный бюджет |
12670,2 |
13788,3 |
14482,9 |
694,6 |
105,0 |
В федеральный бюджет |
6214,6 |
6880,5 |
6929,1 |
48,6 |
100,7 |
В консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6455,6 |
6907,8 |
7553,8 |
646 |
109,35 |
В т.ч. НДФЛ |
2702,6 |
2807,8 |
3017,3 |
209,5 |
107,46 |
Государственная пошлина |
24,1 |
19,2 |
16,7 |
-2,5 |
87 |
Анализируя доход от НДФЛ за период с 2015 по 2017 год, мы можем заключить, что положительная динамика каждого года по подоходному налогу. Доход от НДФЛ в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличился на 7,46% или на 209,5 млрд. Рублей. и составил 3 трлн. натирать.
Таким образом, доля доходов от НДФЛ была стабильной в последние годы. Размер дохода зависит от заработной платы и роста доходов населения.
Транспортный налог является региональным налогом и зачисляется в размере 100% в бюджет субъекта Российской Федерации.
Учитывайте цифры для получения транспортных и земельных налогов от физических лиц, а также налог на имущество для физических лиц на 2016 - 2017 годы (таблица 3).
Таблица 3 - Поступления по транспортному налогу за 2016-2017 гг., млн. руб. [18]
Вид налога |
2016 |
2017 |
Изменение, млн. руб. |
Темп роста, % |
Транспортный налог с физических лиц |
123793,9 |
132600,4 |
8806,5 |
107,1 |
Проанализировав доходы транспортного налога в бюджете на 2016-2017 годы, можно сделать вывод, что динамика налоговых поступлений является положительной. На основе представленных данных можно утверждать, что поступления за транспортный налог в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличились на 7,1% или на 8 млрд. 806 млн. рублей. и составил 132,6 млрд. рублей. Увеличение налоговых поступлений связано с увеличением числа транспортных средств и их пропускной способности, приобретенных физическими лицами.
Земельный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам и сборам и зачисляются в размере 100% в местный бюджет.
В таблице 4 представлена динамика местных налоговых поступлений в соответствующем бюджете на период с 2016 по 2017 год.
Таблица 4 - Поступления по местным налогам за 2016-2017 гг., млн. руб. [18]
Вид налога |
2016 |
2017 |
Изменение, млн. руб. |
Темп роста, % |
Земельный налог с физических лиц |
36051,3 |
43164,9 |
7113,6 |
119,7 |
Налог на имущество физических лиц |
27130,0 |
30295,5 |
3165,5 |
111,7 |
Анализируя доход для местных налогов на 2016 - 2017 годы, можно заключить, что положительная динамика налоговых поступлений. Зачисление земельного налога с физических лиц в 2017 году увеличилось по сравнению с 2016 годом на 19,7% или на 7 млрд. 113 млн. Рублей и составил 43,16 млрд рублей. Доход от налога на имущество физических лиц в 2017 году увеличился на 11,67% или на 3 млрд. 165 млн. Рублей и составил 30 млрд 295 млн рублей.
Для определения направлений увеличения налоговых поступлений необходимо определить основные факторы, влияющие на динамику налоговых поступлений. Динамика налоговых поступлений на макроуровне, как правило, зависит от трех ключевых групп факторов: изменений в налоговом законодательстве, влияния экономических факторов и налогового администрирования. Фактор изменений в налоговом законодательстве государства остается на достаточно стабильном уровне и занимает около 37% от общего уровня увеличения налоговых поступлений и достигается, в частности, вследствие постепенного перехода к кадастровой оценке имущества для целей налогообложения.
Влияние экономического фактора на уровень поступления налоговых платежей уменьшается. Указанная тенденция обусловлена постепенным снижением давления инфляционного фактора. Если в 2016 году инфляция упала до 5,4% и составила 26% от увеличения налоговых поступлений, то за четыре месяца 2017 года - лишь 18% из-за ее дальнейшего снижения. Основная поддержка экономического фактора обусловлена ростом фонда заработной платы работающего населения (плюс 6,3% к итогу 2016 года), что, в свою очередь, способствует динамике доходов подоходного налога с населения.
2.2. Проблемы налогообложения физических лиц в РФ в современных условиях
Анализируя существующую систему налогообложения физических лиц в Российской Федерации, которая представлена такими налогами, как подоходный налог с населения, налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог, необходима его реформа.
Во многих европейских странах налог на доходы физических лиц взимается с прогрессивной шкалы от 0 до 57%. Несмотря на высокие темпы, необходимо понимать, что эти страны имеют большие суммы без уплаты налогов, кроме того, были введены разнообразные льготы (например, пособия для детей по возрасту при определенных чрезвычайных обстоятельствах).
Отметим, что Россия также имеет значительное количество преимуществ, но они в практическом плане не осуществляют свою роль, выгоды не вносят вклад в соответствие налогообложения уровню дохода, например, по налога на доходы физических лиц с 2012 года, не облагаемому налогом вычету для сам налогоплательщик аннулируется, за иждивенцев вычитается не облагаемый налогом вычеты на 1 400 рублей для одного или двух детей, 3 000 рублей для третьего и последующего ребенка, для каждого ребенка указывается вычет, ежемесячный необлагаемый минимум из 331 161 тысяча рублей, Франция - 318 890 рублей и США - 225 918 рублей. На самом деле, преобладание фискальной функции налогообложения в нашей стране над всеми остальными очевидно [5, с. 70].
Основными недостатками существующего налога на собственность и земли являются отсутствие унификации налогообложения недвижимости, проблемы их администрирования.
Кроме того, уступка налога на имущество на статус регионального налога противоречит условиям формирования введения налога на имущество и является препятствием для налогообложения недвижимости как единого компонента. Налог на имущество обязательно должен быть местным налогом, потому что за счет этого налога финансируются все расходы, связанные с оплатой услуг в сфере недвижимости. Несмотря на проводимую ежегодную работу и постоянное увеличение суммы налогов, поступающих в бюджеты, доля налога на имущество в результате доходов местного бюджета остается незначительной, что выявляется по основным проблемам: стоимость запасов отсутствует в значительное количество объектов недвижимости, и эта стоимость сильно отличается от рыночной стоимости.
Сегодняшняя налоговая система предусматривает широкий спектр налоговых льгот, выражающих цели текущей налоговой политики. Основой для государства в предоставлении налоговых льгот является материальный и социальный статус плательщиков налогов и сборов, необходимость развития определенных секторов экономики, стимулирование научно-технического прогресса. В то же время налоговые льготы могут стать инструмент для минимизации налогообложения доходов отдельных налогоплательщиков, а не для улучшения условий жизни большинства населения. Характерный тип налоговых льгот, обычно применяемых в иностранных налоговых системах и аналогично предоставляемый в нашей стране, представляет собой необлагаемый налогом минимум объекта налогообложения в виде стандартного налогового вычета, который может оказать серьезное влияние на уровень дохода индивидов и подчеркнуть социальный смысл налогообложения [14, с. 58].
На современном этапе развития нашей страны важно развивать принципы построения налоговой системы по отношению к особенностям формирования рыночной экономики. Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения нескольких взаимосвязанных проблем, которые напрямую зависят от стратегических направлений налоговой политики и реализуемой налоговой реформы. Основные цели налоговой реформы направлены на значительное сокращение и выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы, совершенствование налогового администрирования.
Основные проблемы налогообложения физических лиц также связаны с налоговыми отношениями, регулируемыми законом. Правовое регулирование обычно определяется как воздействие на общественные отношения, осуществляемые всей системой правовых средств с целью их упорядочения. Правовое регулирование, как особый правовой эффект, связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов с прямыми инструкциями относительно того, что является целесообразным и возможным. Это означает осуществление правовых норм посредством правовых отношений. Следовательно, правовое регулирование всегда означает юридическую силу. В этом смысле регулирование является лишь одной из форм воздействия права на социальные отношения [14, с. 59].
Механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, организованных наиболее последовательно, с тем чтобы преодолеть препятствия, мешающие удовлетворению интересов субъектов права.
Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения власти для установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношений, возникающих в процессе налогового контроля, апелляций актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и обвинение в совершении налогового правонарушения.