Файл: Общие особенности кадровой стратегии корпораций (Корпорации на рынке труда: особенности кадровой политики и мотивация персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования управления человеческими ресурсами на корпоративном уровне обусловлена тем, что наличие человеческого ресурса является ключевым, основополагающим фактором успешного функционирования корпорации. Разработка системы управления человеческим ресурсом позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими задачами корпорации, является ключевой задачей кадровой службы. Несомненно, тема стратегии персонала является актуальной по многим причинам.

Во-первых, каждая организация рано или поздно сталкивается с необходимостью долгосрочного планирования работы с сотрудниками. И от эффективности данной процедуры зависит качество трудовых ресурсов и обеспечения их количества[1].

Если процесс был проведен тщательно, проблем у организации не возникает.

Во-вторых, процесс формирования стратегии в сфере персонала является настолько важным, что ее разработку некоторые организации поручают профессионалам, агентствам по подбору персонала. И осуществляют самостоятельно лишь реализацию[2].

В-третьих, лишь разработав стратегию персонала, корпорация может на своевременное осуществление намеченных планов, реализации перспектив.

Предмет исследования — корпоративная кадровая стратегия.

Объект исследования - ведущие корпорации

Целью исследования является изучение теории и практики стратегии управления персоналом на корпоративном уровне ведущих российских корпораций.

Глава 1 Корпорации на рынке труда: особенности кадровой политики и мотивация персонала

1.1 Понятие корпорации

Позитивная динамика посткризисного развития российской экономики, стабильная политическая ситуация, относительно благоприятный инвестиционный климат, взаимодействие бизнеса и власти с поддержанием необходимого административного и финансового баланса положительно сказывается на развитии предпринимательской деятельности в сегменте крупного бизнеса. В индустриальных странах с развитой экономикой, к которым стремится и , ключевой формой предпринимательской деятельности являются корпорации[3].


В современных условиях под корпорацией понимают юридически самостоятельный субъект права, высокоорганизованную и сложно-структурированную систему, объединяющую большое количество бизнес - единиц, интегрированных в единой корпоративной стратегии.

Работая в рыночной среде, реализуя стратегически амбициозные планы, компания должна иметь в наличии компетентный персонал готовый осуществить запланированное[4]. В этих условиях одним из приоритетных направлений компании становится разработка кадровой политики, адекватной с одной стороны относительно стабильному внутрифирменному труда, а с другой – условиям неопределенности внешней среды. Основными задачами кадровой политики являются сохранение, укрепление, кадрового потенциала, создание высокопроизводительного, сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на меняющиеся требования рынка. Деятельность отдельных бизнес-единиц в части реализации кадровой политики корпорации требует соблюдения вертикального принципа разработки планов по персоналу, между выше - и нижестоящими подразделениями. Наличие и данного принципа предоставляет своевременную оценку качества выполнения трудовой функции каждым сотрудником.

1.2. Особенности кадровой политики и мотивации персонала корпораций

Новейшая модель российского общества, ориентированная на эффективный экономический рост, предусматривает становление и развитие перспективных отраслей предпринимательства. На сегодняшний день такими отраслями в России являются нефтяная, газовая, машино - и судостроения, авиа-и космическая отрасль и, особенно, отрасли, которые связаны с инвестиционным циклом, например, строительство. Именно в этих и других отраслевых структурах эффективной является практика функционирования государственных корпораций. Поэтому, особое внимание современные зарубежные (Д.Мюллер, Г. Хейлброннер, Л.Якобсон и др.) и отечественные ученые (Л.Абалкин, А.Иващенко, Л. Птащенко, А. Рогальский, С.Черненко, Н.Чуйко и др.) уделяют пристальное внимание изучению как теоретических, так и практических вопросов развития и функционирования государственных корпораций. Учитывая особенности развития и становления государственного и частного секторов Российской Федерации, возникновение государственных корпораций является рационально обусловленным, особенно в современном экономическом пространстве. Их распространение связано не только с эффективным использованием и управлением государственным имуществом, но и развитием экономического потенциала страны в целом как высокотехнологичной, инновационной, прогрессивной, наукоемкой системы. Следовательно, вполне логичным является исследование особенностей функционирования государственных корпораций и выяснения направлений их эффективного развития и управления в национальной экономике, что и определило цель статьи.


Формирование специфических черт государственного сектора Российской Федерации является следствием сочетания тенденций плановой экономики, которые даже сейчас дают о себе знать хотя бы в небольшой мере, и современных рыночных условий.

К таким чертам относят следующие:

1) в российских политических структурах, которые являются управляющими органами в государственном секторе, присутствует динамичность процессов обсуждения проектов законов о создании государственных корпораций;

2) организационно-правовая форма, которая используется российскими государственными структурами, характеризуется определенной новизной и размытостью базовых норм (сегодня проходит организационное оформление государственных корпораций - их правового состояния и формирования стабилизации их функционирования);

3) в создании государственных корпорация задействован высший политический ресурс (государство в лице политических деятелей оказывает правовое оформление и поле для деятельности государственных корпораций, способствует их развитию и эффективной деятельности);

4) государственный сектор предполагает выделение масштабных объемов государственного имущества для надлежащего обеспечения деятельности корпораций;

5) особенностью управляющих органов является широта и разнообразие полномочий;

6) к сожалению, стратегические планы и принципы деятельности корпораций определены нечетко.

Как видим, функционирование государственного сектора нашего государства все же еще несет отголоски прошлых процессов, которые происходили в историческом становлении независимости – устранение командно-административной системы, разгосударствления и приватизации предприятий.

Имущество государственных корпораций находится под государственным контролем. Они имеют иерархическую структуру, предусматривающую не только разделение функций и ответственности между уровнями, но также организационную и финансовую соподчиненность. В состав госкорпораций включаются предприятия соответствующего профиля, взаимодействующие не на основе конкуренции, а на консолидации усилий. Важно отметить, что целью создания таких корпораций не может быть получение прибыли, что соответствует критерию эффективности плановой, а не рыночной экономики, где главным критерием является максимизация прибыли.

Исходя из приведенных признаков, можно сказать, что государственные корпорации воспроизводят базовые характеристики плановой экономики и одновременно является результатом модернизации хозяйственного среды за счет рыночных механизмов.


Сейчас корпоративный сектор экономики Российской Федерации, как и все остальные звенья и сферы экономической жизни, характеризуется нестабильной тенденцией. Причиной этому является ряд факторов, влияющих на него. К ним относят:

- специфику приватизационных процессов, которые не сопровождались притоком инвестиций, способствовали распыленности акционерного капитала, исключали условия для социализации прав собственности и характеризовались отсутствием эффективной системы контроля за действиями менеджеров информационную закрытость и непрозрачность внутренних корпоративных отношений;

- относительное доминирование субъектов корпоративного сектора в структуре экономики, что не обеспечивает соответствующих качественных изменений, необходимых для его развития[5];

- низкую степень влияния фондового рынка на становление современной структуры корпоративного сектора, что приводит к невыполнению функций оптимальной мобилизации финансов, нарушению прав участников рынка ценных бумаг, а также несоблюдению условий размещения и продажи ценных бумаг;

- недостаточную возможность использования инвестиционного потенциала коммерческих банков страны в финансировании капиталовложений в корпоративном секторе экономики, что является причиной ужесточения требований к кредитным рисков и высоких процентных ставок;

- нарушение прав акционеров в сфере выплаты дивидендов, выбора органов управления, отчуждения активов, подготовки и проведения собрания акционеров, недобросовестного ведения реестра акционеров, а также распространение процессов рейдерства;

- распространение конфликта интересов между акционерами и наемными менеджерами, которые вызывают непропорциональное увеличение заработных плат и привилегий по отношению к росту стоимости субъекта хозяйствования, значительные расходы на ежегодное проведение внешнего аудита, расходы на работу и формирование дополнительных органов, ограничивающие нежелательные действия менеджеров.

Таким образом, учитывая специфические условия управления государственных корпораций в Российской Федерации, проблемы и перспективы их развития, считаем целесообразным условно разделить направления совершенствования их деятельности на два уровня: государственный и внутренний (уровень отдельной государственной корпорации).

На государственном уровне эффективное функционирование государственных корпораций может быть достигнуто путем: уточнения роли и места государственных корпораций в реализации социально-экономической политики страны, разработки (или переработки) стратегий их деятельности с обязательным определением не только долгосрочных, но и промежуточных целей; существенного расширения и детализации нормативно-правовой базы, которая определит принципы функционирования государственных корпораций; четкого определения требований к отчетности государственных корпораций, открытости основных документов, касающихся их деятельности; введение процедур общественных слушаний по результатам деятельности государственных корпораций; активизации и поддержки со стороны государства инновационной направленности государственных корпораций за счет стимулирования развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей, особенно машиностроительной и электронной, повышение на этой основе конкурентоспособности товаров на внутреннем и внешнем рынках; формирование эффективного внутреннего рынка, на котором действуют государственные корпорации, в том числе рынка высоких технологий. Промышленность, которая базируется на таких отраслях, как машиностроение и металлургия, ориентированная на приоритетное обслуживание экспорта, что способствует их зависимости от мировой конъюнктуры и практически исключает возможность стабильного роста; стимулирование роста объемов инвестиционных потоков из-за рубежа.


На уровне отдельной государственной корпорации управленцы должны: определить принципы и критерии оценки эффективности управления в контексте повышения персональной ответственности руководителей государственных корпораций систематично проводить экспертизы и расширять составы наблюдательных советов государственных корпораций, включать в наблюдательные советы независимых экспертов; ввести элементы управления государственными корпорациями, которые характерны для ОАО (например, формирование консультативных органов); способствовать развитию внутренней регламентации деятельности государственных корпораций в России, обеспечения транспарентности принципов, порядка и результатов деятельности; преодолеть ресурсный характер производства на основе внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий в черной и цветной металлургии, стимулирование выпуска продукции государственными корпорациями с высоким уровнем добавленной стоимости, развития низкозатратных производств, электротехнической и машиностроительной отраслей; радикально перестроить организационную структуру (институциональную, хозяйственную, социальную) акционированных и приватизированных предприятий, внедрить принципиально новые системы, формы и методы управления, технологии производства, мотивации труда, корпоративную культуру; оптимизировать дивидендную политику в государственной корпорации; сформировать надлежащую производственную структуру и продажа непрофильных активов.

Таким образом, применение в экономической политике указанных путей совершенствования управления деятельностью государственных корпораций поможет улучшить ситуацию, которая сложилась в корпоративном секторе Российской Федерации. Несмотря на значительные перекосы, которые имели место при прохождении процесса приватизации и корпоратизации в России, можно утверждать, что «корпоративная форма собственности – это феномен, который возник и развивается как ответ на особые потребности бизнеса». Поэтому, государственные корпорации можно рассматривать как инструмент разрешения противоречия между задачами развития экономики и общества, с одной стороны, и ограниченностью государственных механизмов для их разрешения и низким качеством государственного управления, ориентированного на решение текущих и традиционных задач, с другой. Они наделены свойствами мощного института развития, повышение результативности государственных программ, выполнения отдельных функций органов государственной власти для комплексного решения стратегических задач.