Файл: РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: СУЩНОСТЬ, СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ (Теоретико-методологическая розничной торговли).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность и формы розничной торговли.
1.2 Функции и задачи розничной торговли.
1.3 Состояние и тенденции развития розничной торговли.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «М.ВИДЕО».
2.1 Характеристика предприятия.
Розничная торговля осуществляет и ряд других функций:
- исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
- определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
- осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
- проводит отбор товаров, их сортировку при составлении ассортимента;
- осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;
- проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
- оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги. [25;7]
Розничная торговля решает следующие задачи:
- приобретает товары у оптовика и предлагает их для продажи любому желающему (магазинная торговля) в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки;
- формирует ассортимент товаров и перечень услуг для удовлетворения потребностей покупателей;
- демонстрирует образцы на открытых торговых стендах в целях получения заказов на товары;
- осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений;
- организует торговлю с доставкой товара на дом. Торговля с доставкой на дом предлагает свои товары, как правило, за пределами местонахождения своих складов или работает вообще без таковых;
- организует торговлю вразнос, когда розничный торговец ходит со своими товарами от дома к дому;
- организует уличную торговлю — торговец сокращает хозяйке путь за покупками. В определенное время он появляется в жилом квартале в целях продажи жителям овощей, фруктов, яиц, напитков, солений и т.д.;
- осуществляет мелочную торговлю — торговцы предлагают свои товары на прилавках, которые устанавливают на улицах с оживленным движением или в местах проведения специальных мероприятий. [10]
1.3 Состояние и тенденции развития розничной торговли.
Предприятия торговли в Российской столице сейчас занимают около 8 млн. кв. м торговых площадей, а к 2020 году площадь торговых помещений должна увеличиться в два раза.
Сложно представить себе современную Россию без современных же торговых сетей, и именно на концентрацию торговли на основе сетевых технологий делают ставку власти государства.
До 2006 г. рынок розничной торговли в России носил неорганизованный характер, а большая доля совокупных продаж принадлежала вещевым и продовольственным рынкам и частным ларькам. Их деятельность трудно было контролировать. Структуру продажи в 2017 году можно рассмотреть на ниже представленном материале. (Рисунок 1[12])
Рисунок 1. Структура продажи Основных товаров в зависимости от места их реализации в январе – сентябре 2017 года.
В 2014 – 2016 розничная торговля приносила значительные доходы. (Таблица 1 [12])
Таблица 1.
Оборот розничной торговли по Российской Федерации млрд. руб.
всего |
в том числе |
Оборот розничной |
Продажа на розничных рынках и ярмарках |
||
продоволь-ственными товарами |
непродоволь-ственными товарами |
||||
2014 |
26356237,3 |
12380805,5 |
13975431,8 |
24057249,0 |
2298988,3 |
2015 |
27526793,2 |
13412264,0 |
14114529,2 |
25358189,2 |
2168604,0 |
2016 |
28317321,7 |
13751800,2 |
14565521,5 |
26310088,1 |
2007233,6 |
Розничная торговая сеть в отличие от оптовой характеризуется большой территориальной раздробленностью, наличием большого числа небольших по площадям и товарообороту предприятий. [3]
Торговая отрасль России в настоящее время стала одной из крупных бюджетосодержаших систем, ее доля во внутреннем валовом продукте страны составляет 22%. В отрасли действуют свыше 900 тыс. хозяйственных единиц. В торговле сегодня занято около 15 млн человек (около 15% общего числа занятых в экономике страны). Ритейл в России стремительно набирает обороты, а крупные сети обеспечивают одновременно и концентрацию покупателей и выгоду поставщикам. [10]
В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась среда с относительно высоким уровнем конкуренции. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере одна из самых высоких. Торговля сегодня является важной бюджетообразующей отраслевой системой. [5]
Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью соответствующей платежеспособному спросу населения.
Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, т.к. непосредственно затрагивает интересы населения.
В развитии российской торговли последних лет можно выделить несколько главных тенденций.
Первая тенденция развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.[6]
Позитивное влияние на развитие сферы торговли оказывает укрупнение предприятий розничной торговли. По различным оценкам более половины розничного товарооборота реализуется сегодня на основе магазинных форм продажи.
Концепция исходит из того, что общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению.
При этом развитие магазинных форм продажи товаров опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий. [5]
Что демонстрируют более высокую эффективность благодаря преимуществам сетевой организации, которая позволяет проводить единую закупочную политику, экономя на масштабах; строить собственные распределительные центры, частично вытесняя дистрибьютеров; использовать современное программное обеспечение, улучшая системы учета товарных и финансовых потоков.
Вторая тенденция в эволюции торговых форматов – переход от внемагазинных к более цивилизованным магазинным формам торговли. До начала XXI века ведущие участники рынка, формирующие свои сетевые структуры, и открытые рынки занимали во многом разные ниши. Сетевые магазины продавали товары более дорогих брендов, оставляя открытым рынкам сегменты более дешевой продукции. Сейчас различные сети строят большие магазины и торговые центры, в которых существенно расширяется ценовой спектр предлагаемых товаров. Соответственно, они начинают претендовать и на нишу более дешевого товарного ассортимента. В этом отношении конкуренция в торговли обостряется, переходя от первой ко второй стадии, когда происходит «наложение» рыночных ниш – прежде всего в силу того, что множатся интересы розничных сетей.
Таким образом, с течением времени наблюдается переориентация торговых форматов в сторону относительно менее обеспеченных и более массовых потребительских сегментов. [6]
B розничной торговли можно выделить следующие проблемы , с которыми сталкиваются российские ритейлеры:
1. Нехватка площадей. Борьба за площади остается серьезной задачей как для прочно закрепившихся на рынке сетей, так и для новичков. Этот вопрос еще более серьезно стоит в Москве, где между продавцами розничных товаров идет конкурентная борьба за хорошие площадки. Высокая арендная плата вынуждает предприятия розничной торговли присматриваться к площадкам за пределами Москвы и активно продвигаться в регионы.
2. Логистика. Хотя ритейлеры и оказывают давление на своих поставщиков, чтобы те снижали цены и повышали качество снабжения, создавали свои собственные центры распределения и внедряли современные технологии, они все еще испытывают трудности в этом направлении, особенно на региональном уровне, где удаленность от центра имеет большое значение. В ближайшем будущем качество системы снабжения для большинства предприятий розничной торговли станет определяющим фактором успеха. Победителем станет та компания, которая сумеет создать эффективную систему логистики и обеспечить наличие ассортимента продукции, соответствующего спросу потребителя.
3. Вступление в ВТО. Недавно Россия вступила в ВТО. Совсем скоро, вместе с ростом потребления усилится конкуренция в секторе розничной торговли и обслуживания потребителей, в котором сейчас высока доля импортной продукции. Из-за более широкого доступа к российскому рынку значительно возрастет конкуренция для отечественных производителей,. С другой стороны, вступление в ВТО предоставляет возможность более быстрой реализации ключевых реформ и приведения законодательства в соответствие со стандартами ВТО.
4. Проблема финансирования. Несмотря на общестатистические показатели недостаток собственных финансовых средств и высокий процент по кредитам остаются одними из основных факторов, ограничивающими деловую активность розничной торговли.
Основные направления по совершенствованию российской розничной торговли:
1) Модернизация российского сектора розничной торговли и изменение покупательских привычек. Дальнейшее проникновение на рынок современных форматов приведет к изменению покупательских привычек, придав процессу совершения покупок оттенок развлечения. Благодаря росту доходов повысится спрос на качественную продукцию, и современные форматы станут более доступными для населения. По прогнозам аналитиков, доля современных форматов за три-четыре года удвоится.
2) Продвижение торговых сетей в регионы и за пределы страны. Начиная с 2003 года, крупные российские и международные торговые сети рассматривают возможности расширения в регионах. Более низкая арендная плата и растущая покупательная способность населения регионов будет привлекать больший объем инвестиций. Ключевые ритейлеры рассматривают в качестве своих потенциальных рынков города с населением свыше 500 тыс. человек. В прошлом году появилась новая тенденция – экспансия отечественных сетей за пределы России. Некоторые из них (например, «Перекресток» и «Пятерочка») либо уже открыли новые магазины в странах СНГ, либо объявили о соответствующих планах.
3) Развитие потребительского кредита. Производителям и поставщикам товаров длительного пользования выгодно быстрое развитие рынка потребительских кредитов. Объем потребительского кредитования в России постоянно растет. Показатель проникновения потребительских кредитов на рынок все еще сохраняется на очень низком уровне, оставляя огромное пространство для развития в этом направлении.
По прогнозам экспертов, через четыре-пять лет рынок потребительского кредита, вероятно, увеличится более чем в десять раз. Сдерживающими факторами все еще остаются сложные процедуры выдачи кредитов, однако по мере снижения уровня юридических и экономических рисков в стране намечается тенденция к упрощению этих формальностей. [8]
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «М.ВИДЕО».
2.1 Характеристика предприятия.
«М.Видео» — лидер среди розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники в России и одна из крупнейших европейских компаний в этом сегменте. Кроме того, «М.Видео» — единственная публичная российская непродуктовая сеть. С ноября 2007 года торговля акциями ПАО «М.видео» идёт на ведущих российских биржевых площадках — РТС и ММВБ.
Сеть «М.Видео» основана в марте 1993 года. Сеть насчитывает 400 магазинов в 165 городах по всей России от Калининграда до Владивостока.
Товарный ассортимент магазинов «М.Видео» превышает 20 тысяч наименований техники: аудио/видео и цифрового направлений, мелкой и крупной бытовой электроники, товаров для развлечения и аксессуаров (Рисунок 2 [23]). Для магазинов «М.Видео» разработан специальный единый формат торгового зала площадью 1 500–1 800 м2.
Рисунок 2. Выручка по важнейшим товарным категориям в 2016 г., %
«М.Видео» активно развивает стратегию интегрированных продаж (Omni-channel) для унификации товарного ассортимента и создания бесшовного покупательского опыта в розничных магазинах и на Mvideo.ru.
Помимо эффективного формата розничной торговли и ориентированной на покупателя концепции магазина, компания предлагает клиентам высококлассную сервисную поддержку под брендом «М.Сервис». В магазинах «М.Видео» работают специальные зоны m_mobile, где можно выбрать смартфон и любые сопутствующие аксессуары — от чехла до смарт-часов.