Файл: РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: СУЩНОСТЬ, СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ (Теоретико-методологическая розничной торговли).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность и формы розничной торговли.
1.2 Функции и задачи розничной торговли.
1.3 Состояние и тенденции развития розничной торговли.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «М.ВИДЕО».
2.1 Характеристика предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития экономики, в условиях уже относительно сложившихся экономических связей и конкурентной среды, становится актуальным не только общее совершенствование существующих технологий организации розничной торговли.
Условием для образования мирового рынка торговли послужил технический и научный прогресс транспорта и связи, которые в сочетании с торговыми отношениями превратили мир в единое экономическое пространство. Торговля – это связующее звено между производителем товаров и потребителем, обеспечивающая производственную цепочку превращения «деньги-товар-деньги».
Задача торговли – не только доводить товары до конечного потребителя, но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного торгового обслуживания.
Большинство потребителей, отлично знают, что могут приобрести сотни или даже тысячи всевозможных товаров и услуг в любой из многочисленных торговых точек.
Поэтому в условиях рыночной конкуренции большое значение уделяется торговому обслуживанию, так как от качества и уровня торгового обслуживания зависит эффективная торговая деятельность любого предприятия, основным показателем которой является размер прибыли.
Торговое обслуживание – обслуживание потребителей, предоставление услуг, непосредственно направленных от человека к человеку.
В современных условиях качество торгового обслуживания – важнейшая характеристика торговли.
Торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной стороны, а с другой стороны – позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения. В частности, через экономическую составляющую товара - цену, можно судить об экономическом развитии и динамике инфляционных процессов в государстве.
Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле.
Розничная торговля конца XX – начала XXI в. – это сложный многоуровневый и предельно консервативный бизнес. В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.
С течением лет торговцы усвоили мысль о том, что они действуют в условиях стремительно меняющейся среды.
Современному розничному торговцу необходимо внимательно следить за признаками перемен и быть готовым к переориентировке своей стратегии - и лучше раньше, чем позже. Однако принятое решение об изменении стратегии не так-то легко выполнить.
Крупный розничный торговец нередко привязан к собственным политическим установкам. И, кроме того, он привязан к собственному общественному образу, который сохраняется в сознании потребителей еще долго после того, как сам магазин уже изменился.
Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени, приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве. Также повышается культура обслуживания населения, создаются максимальные удобства для покупателей, и сокращается время на приобретение товаров.
В настоящее время с развитием рыночных отношений, с реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил, торговля, относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения.
Кроме этого, розничная торговля - это отрасль с высоким уровнем занятости населения и в трудный переходный период обеспечила рабочими местами значительную часть трудоспособного населения, оставшуюся без работы в связи с упадком производства и массовым закрытием ряда предприятий и организаций. Только по официальным данным Госкомстата России в организациях торговли занято 4,8 млн. человек. Кроме этого, почти полтора миллиона индивидуальных предпринимателей задействовано в торговле.
Число предприятий розничной торговли растет с каждым годом и связано с расширяющимися потребностями потребителя в условиях постоянного обновления ассортимента товаров и услуг. Эти предприятия вносят значительный вклад в распределение национального продукта.
Целью данной работы является оценка коммерческой деятельности предприятия розничной торговли ООО М.Видео.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- представить понятием и формами розничной торговли;
- определить функции и задачи розничной торговли
- раскрыть состоянии и тенденциях развития розничной торговли
- дать организационную характеристику предприятия и произвести анализ коммерческой деятельности;
- рассмотреть основные направления совершенствования розничной торговли ООО «М.Видео».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность и формы розничной торговли.
Розничная торговля всегда присутствовала в экономике как необходимая составляющая. Но до 1960-х гг. прошлого века никто не обращал на нее особого внимания. Лишь с началом роста ее вклада в ВВП, развития процессов концентрации и увеличения видимого значения отрасли в экономике развитых стран она стала привлекать к себе внимание. [13]
Определение понятия розничная торговля дано в части 2 ГК РФ, где указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, т.е. розничные торговцы реализуют товар конечным потребителям. [1]
Розничная торговля в английском языке обозначается словосочетанием - retail trade - «малый бизнес», что означает - «разрезать, дробить», равно как и русское слово розница происходит от глагола «рознить» — «разделять, отделять часть от целого. Ритейл— это просто розничная торговля. [4]
Розничный продавец – это любая коммерческая организация работающая с конечным потребителем, основная часть прибыли которой образуется за счет розничных продаж. Розничный продавец выполняет функции разделения большого количества товара, которым он торгует, на малые порции с целью продажи индивидуальным потребителям.
Цель торговли заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей. [10]
Исходя из того, что реализация в розницу ведется через предприятия розничной торговли, стоимость продукции возрастает. Для покрытия издержек и извлечения прибыли применяется торговая наценка (маржа). Величина торговой наценки регулируется общим состоянием рынка или государственным регулированием цен. На товары (услуги), не входящие в категорию регулируемых государством, наценка в среднем может составлять от 30 % до 200 % и более.
Чаще всего для подтверждения факта покупки на предприятиях розничной торговли используют кассовый аппарат, печатающий 2 чека. Один при этом выдается покупателю, а второй хранится у продавца. [25]
Розничная торговля сочетает в себе интересы продавца в получении доходов и потребности покупателя в получении высококачественных товаров и услуг.
В условиях жесткой конкуренции большое значение для любой торговой фирмы имеет правильный выбор формата и организация торговой деятельности.
Основными форматами по торговой площади являются:
- мини-маркеты— от 90 до 400 м2;
- универсамы, супермаркеты, дискаунтеры — от 400 до 3000 м2;
- гипермаркеты — свыше 3000 м2. [4]
Наряду с внедрением сетевой торговли получили развитие и небольшие магазины формата «магазин у дома», которые предполагают обслуживание жителей из близко расположенных домов. Их характеризует удобный режим работы и расположение «в пределах шаговой доступности». Такой магазин открывается в расчете на проживающих в радиусе 400-800 м.
По прогнозам специалистов, формат шаговой доступности выживает практически при всех изменениях рынка, в том числе и при появлении крупных форматов. Это связано с тем, что для жителей многих городов главный критерий выбора места покупок - близость магазина к дому.[10]
По месту купли-продажи торговля делится на внутреннюю и внешнюю.
При внутренней торговле товар не переходит границы государства, он или передается продавцом покупателю, если они в одной местности, например, в одном городе (местная торговля) или перевозится из одной местности в другую, например, из Москвы от продавца — в Саратов к покупателю (иногородняя торговля).
При внешней торговле товар переходит границу государства. При этом различают три формы торговли: импортную, экспортную и транзитную.
Если покупатель в России, а продавец с товаром находится в Германии, то товар перейдет из Германии через границу в Россию и для России это будет ввоз товара (импорт), а для Германии вывоз (экспорт). Если продавец из Германии реализует свой товар в Китай и повезет его через Россию, то для России это будет транзитный провоз товара (транзит). [9]
Основная роль торговли в народнохозяйственном комплексе страны заключается в том, что она является связующим звеном между производством промышленности, так как в ней создается более половины национального дохода. Однако промышленность не может существовать без сельского хозяйства. Из этого следует, что установление правильных экономических взаимоотношений между промышленностью и сельским хозяйством имеет важное экономическое значение.
Отдельные экономические районы нашей страны, имеют определенную специализацию. Разделение труда между экономическими районами и специализация производства способствуют наиболее полному использованию возможностей каждого из них. В этих условиях возникает необходимость многостороннего обмена товарами между отдельными районами, который осуществляется через торговлю.
Розничная торговля играет важную роль в укреплении экономических связей между промышленностью и сельским хозяйством, городом и деревней. Ведущая своевременное поступление средств в государственный бюджет и бесперебойное финансирование развития народного хозяйства.
Объем оборота торговли является важнейшим показателем развития экономики страны в целом. Так как после продажи товаров возмещаются затраты производителей и образуется основа для дальнейшего воспроизводства.
Оборот торговли характеризует благосостояние населения и уровень его жизни. Именно розничная торговля ориентирует производителей максимально учитывать запросы общества. [11]
1.2 Функции и задачи розничной торговли.
Функции, которые должна выполнять розничная торговля для обеспечения успешной реализации товаров конечным потребителям:
Реализация произведенных стоимостей — вытекает из необходимости доведения продукта до конкретного потребителя, и поэтому она является общественно необходимой, полезной функцией.
Реализация потребительной стоимости и стоимости как социально-экономическая функция торговли существует при всех общественно-экономических формациях, основанных на товарном производстве. Эта функция объективно возникает из товарного производства.
Выполняя эту функцию, торговля является связующим звеном между производством и потреблением.
Следующей важной функцией розничной торговли является доведение товаров от сферы производства до сферы потребления. Обе эти функции взаимосвязаны, так как реализация может осуществиться лишь в том случае, если товар будет доставлен потребителям. Вторая функция относится к организационным функциям торговли.
Организационная функция включает: закупку товаров у поставщиков; проверку качества; хранение; снабжение торговой сети товарами; реализацию; планирование, учет, контроль; организацию труда торговых работников и т. д.
Для выполнения этой функции торговля должна взаимодействовать с различными отраслями народного хозяйства, глубоко изучать спрос населения, создавать необходимые запасы товаров, организовывать товародвижение, совершенствовать методы продажи товаров и т. д.
Выполняя функцию доведения товаров до потребителей, торговля оказывает активное воздействие на производство с целью расширения ассортимента и повышения качества товаров.