Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (Теоретические аспекты учетной политики, ее цели, задачи и применение).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты учетной политики, ее цели, задачи и применение
1.2 Содержание и регулирование учетной политики
1.3 Учетная политика как основа системы бухгалтерского учета организации
Глава 2 Учетная политика для целей налогового учета
2.1. Общие и особенные требования по формированию бухгалтерской и налоговой отчетности
Глава 3. Направления сближения бухгалтерского и налогового учета
3.1. Проблемы учета финансовых результатов в бухгалтерском и налоговом учете и меры по их устранению
Не узнав учетную политику предприятия, невозможно осуществить сравнительный анализ показателей деятельности организации за разные периоды, сравнивать разные организации между собой, проводить налоговые и аудиторские проверки.
Таким образом, в настоящее время роль учетной политики огромна, поскольку она является частью системы регулирования учета, инструментом управления финансовыми результатами, методом нахождения и применения наиболее уместных решений, гарантирующих экономические выгоды организации, средством поддержания порядка в учете, весомым доказательством в судебных разбирательствах.
1.3 Учетная политика как основа системы бухгалтерского учета организации
Бухгалтерский учет в организации должен осуществляться по определенным правилам, зафиксированным в учетной политике. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Чтобы понять все нюансы данной проблемы необходимо рассмотреть вопросы формирования учетной политики, как основы системы бухгалтерского учета на примере конкретного экономического субъекта - одного из обществ с ограниченной ответственностью Спасского района Пензенской области.
Бухгалтерский учет в обществе ведется по журнально-ордерной форме, с применением единого Плана счетов на основании учетной политики.
В ходе проведенного исследования были проанализированы положения учётной политики данной организации на предмет их соответствия требованиям действующих нормативных документов, регулирующих порядок бухгалтерского учёта в РФ[6].
По результатам анализа, выявлен ряд положений, не соответствующих установленным нормативными актами требованиям (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Анализ выполнения требований ПБУ 1/2008
Требование ПБУ 1/2008 |
Отметка о выполнении требования |
Утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
Пункт 64 приказа об учетной политике утверждает рабочий план счетов, но в качестве приложения к учетной политике он отсутствует |
Утверждение формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности |
Пунктами 48, 49, 50 утверждаются самостоятельно разрабатываемые документы, но сами формы отсутствуют, а на практике применяются унифицированные |
Утвержден порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации |
Пункт 54 утверждает случаи и порядок проведения инвентаризации, приведенные в приложении № 1 к приказу, но само приложение с перечнем этих случаев и конкретными правилами проведения инвентаризации отсутствует |
Утверждены способы оценки активов и обязательств |
Утверждены |
Утверждены правила документооборота и технология обработки учетной информации |
Пункт 51 содержит утверждение порядка представления документов в бухгалтерию организацию, но сам график документооборота не разработан; технология обработки учетной информации - не утверждена |
Утвержден порядок контроля за хозяйственными операциями |
Не утвержден |
Утверждены другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета |
Частично утверждены |
Отмечено отсутствие в учётной политике организации указания на методы ведения бухгалтерского учёта отдельных видов операций, подлежащих обязательному отражению, например, не указаны:
- метод исправления существенных ошибок в бухгалтерском учете;
- порядок создания резерва по сомнительным долгам, хотя данные бухгалтерского учета организации свидетельствуют о наличии просроченной дебиторской задолженности.
Содержание отдельных положений учетной политики организации можно охарактеризовать как формальное, не отражающее действительно важных принципов для организации учета. Так, учетная политика содержит множество пунктов, касающихся учета активов, которые не используются в хозяйственной практике организации. Например, в балансе отсутствуют:
- нематериальные активы, которым в учетной политике посвящены три отдельных пункта;
- финансовые вложения, принципы учета которых прописаны в двух пунктах этого нормативного документа и др.
Особого внимания в содержании приказа об учетной политике данного экономического субъекта требует вопрос отражения в учетной практике организации управленческих расходов, так как документ содержит одновременно два, противоречащих друг другу пункта:
-
- управленческие расходы, списываются с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90 «Продажи»;
- управленческие расходы, учитываемые по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», по окончанию отчетного периода распределяются между объектами калькулирования и списываются в дебет счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающее производства и хозяйства».
Таким образом, можно сделать вывод, что содержание учетной политики организации для целей бухгалтерского учета не в полной мере отвечает требованиям законодательных и нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету, носит формальный характер и требует значительных корректировок.
В целях устранения выявленных недостатков к учетной политике для целей бухгалтерского учета предложены соответствующие дополнения и корректировки содержания уже имеющихся положений.
Внесены предложения по формулировке пункта учетной политики, касающегося порядка проведения инвентаризации организации, а именно:
- инвентаризацию материально-производственных запасов и имущества проводить перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 01 декабря, обязательств - по состоянию на 31 декабря. Инвентаризацию объектов основных средств проводить один раз в три года.
Предложен уровень существенности, который служит основным критерием признания фактов существенными, а именно:
«Существенными признавать обстоятельства, значительно влияющие на достоверность отчетности. Существенной признавать сумму, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%».
Предложен способ отражения в учете управленческих расходов. Так как предприятие осуществляет свою деятельность в сфере сельского хозяйства, где четко выражен сезонный характер производства, и значительная часть произведенной продукции используется на внутренние нужды в виде семян и кормов, целесообразно использование в организации способа включения общехозяйственных расходов путем распределения на счета основного производства[7].
Формирование сумм резервов по сомнительным долгам в хозяйстве целесообразно проводить на основе методики, изложенной в Налоговом кодексе (ст. 266 НК РФ).
Предложенные корректировки по содержанию пунктов учетной политики организации внесут ясность в применяемые способы учета и позволят повысить эффективность функционирования системы бухгалтерского учета в целом, что обеспечит своевременность формирования финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для заинтересованных пользователей.
Глава 2 Учетная политика для целей налогового учета
2.1. Общие и особенные требования по формированию бухгалтерской и налоговой отчетности
Сложность задач, решаемых бухгалтерским учетом, предполагает наличие системы ее нормативного регулирования. Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представлять в виде четырехуровневой системы:
1 уровень Законодательный – федеральные законы. Основным документом первого уровня является Закон о бухгалтерском учете, призванный определить организацию бухгалтерского учета в стране, основные направления бухгалтерской деятельности, составление отчетности и состав хозяйствующих субъектов, обязанность вести бухгалтерский учет и составлять отчетность. К первому уровню также относят Гражданский, Налоговый и Трудовой кодексы Российской Федерации, а также иные акты законодательной и исполнительной власти, регламентирующие порядок учета.
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Таким образом, с 1 января 2013 г. годовая финансовая отчетность экономического субъекта составляется за отчетный год и должна давать достоверное представление о его финансовом положении, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая финансовая отчетность состоит из следующих частей: бухгалтерского баланса; отчета о финансовых результатах (для некоммерческих организаций — Отчета о целевом использовании средств) и приложений к ним: Отчета об изменении капитала, Отчета о движении денежных средств, Пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах.
Годовая финансовая отчетность должна быть составлена согласно определенным требованиям, которые позволяют определить, насколько правильно она составлена. Основные требования к годовой финансовой отчетности изложены в ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», где, в частности, указано, что бухгалтерская (финансовая) отчетность:
- включает показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта (филиалы, представительства);
- сформирована в валюте Российской Федерации;
- считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта;
- публикуется вместе с аудиторским заключением в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами;
- не устанавливает режима коммерческой тайны.
2 уровень Нормативный – федеральные стандарты. Второй уровень системы включает Положения по бухгалтерскому учету или по новому закону федеральные стандарты Министерства финансов Российской Федерации для предприятий. К данному уровню документов относится также План счетов бухгалтерского учета, определяющий порядок применения правил бухгалтерского учета на счетах бухгалтерского учета.
К процедурам, предшествующим заполнению форм бухгалтерской отчетности, относятся:
- Исправление ошибок, выявленных до даты представления бухгалтерской отчетности;
- Уточнение оценки активов и пассивов, отраженных в бухгалтерском учете;
- Отражение финансового результата деятельности организации;
- Сверка данных синтетического и аналитического учета на дату составления бухгалтерской отчетности.
3 уровень Методический – отраслевые стандарты: – это отраслевые стандарты, про которые сказано, что они:
– должны устанавливать специфику использования документов второго уровня;
– обязательны к применению (за исключением случаев, предусмотренных самим стандартом);
– не вступают в противоречие с федеральными законами;
– наряду с федеральными стандартами должны являться основой для разработки собственных стандартов, которые не могут противоречить стандартам обеих категорий;
4 уровень Организационный – рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта: документы организации, определяющие внутренние правила бухгалтерского учета имущества, расчетов и обязательств, базирующиеся на документах предыдущих уровней. смысл которых состоит в упорядочении ведения и организации учета всеми структурными подразделениями конкретной организации. При этом для дочерних обществ (самостоятельных юридических лиц) разрабатываются отдельные стандарты.
На современном этапе социально-экономического развития России можно выделить следующие способы норм регулирования в России:
– обязывание, при котором допускается лишь один вариант поведения экономического субъекта в сфере бухгалтерского учета;
– дозволение, при котором допускаются альтернативные варианты поведения экономического субъекта в сфере бухгалтерского учета;
– запрет, при котором на организацию возлагаются обязанности не совершать определенные действия.
Информация, формируемая в бухгалтерской отчетности, базируется на основе действующих законодательных и нормативных документов.
Действующее законодательство предоставляет бухгалтерам достаточные возможности влиять на финансовое положение организации. В рамках выбранной в организации учетной политики на усмотрение бухгалтера предоставляется решение множества вопросов:
– выбора одного из предлагаемых нормативными документами вариантов конкретных хозяйственных операций;
– самостоятельной разработки методики бухгалтерского учета отдельных фактов хозяйственной деятельности, если такая методика не установлена нормативными документами;
– применения методики бухгалтерского учета, отличной от предписаний нормативных документов, если, по мнению бухгалтера, содержащаяся в нормативных документах по бухгалтерскому учету методология не позволяет достоверно отразить соответствующие факты хозяйственной жизни.
При этом учетная политика организации является одним из основных средств вуалирования бухгалтерского баланса, поскольку она представляет собой осознанное воздействие на форму и содержание бухгалтерского баланса в рамках действующих бухгалтерских принципов и стандартов с целью формирования показателей, соответствующих заранее заданным стратегическим целям развития предприятия. Вуалирование бухгалтерского баланса происходит по следующим направлениям: