Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (Теоретические аспекты учетной политики, ее цели, задачи и применение).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты учетной политики, ее цели, задачи и применение
1.2 Содержание и регулирование учетной политики
1.3 Учетная политика как основа системы бухгалтерского учета организации
Глава 2 Учетная политика для целей налогового учета
2.1. Общие и особенные требования по формированию бухгалтерской и налоговой отчетности
Глава 3. Направления сближения бухгалтерского и налогового учета
3.1. Проблемы учета финансовых результатов в бухгалтерском и налоговом учете и меры по их устранению
Поиск резервов увеличения прибыли и их реализация позволяют предприятию удержаться на плаву в современных условиях конкурентной борьбы. Особую актуальность в этом случае приобретает совершенствование операций, которые формируют финансовые результаты.
В настоящее время проблемой учета финансовых результатов является несовпадение их в налоговом и бухгалтерском учете. Что является основной целью, которую мы исследуем в написании работы.
Для начала отметим основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом, они проявляются:
- в задачах;
- в законах и правовых документах, которым они подчиняются;
- в порядке признания доходов и расходов – это самое главное и существенное различие.
Но на наш взгляд, налоговый и бухгалтерский учет различаются более существенно, это приводит к тому, что предприятиям приходится вести так называемую «двойную бухгалтерию», т.е. для каждого учета отдельно. Но это совсем не выгодно как с экономической, так и с временной позиции.
В результате проведенных нами исследований, можем отметить, что эти два вида учета имеют следующие общие черты: обязанность ведения; одинаковые измерители (рубли); обязательное подтверждение всех хозяйственных операций необходимыми документами; периодичность предоставления отчетности; внутренние и внешние пользователи информации; объектом учета выступает вся организация в целом.
Получается, что цели ведения налогового и бухгалтерского учета практически одинаковые, т.е. предоставление достоверной и полной информации для пользователей, внутренних и внешних. Однако совершенно разные у них методики ведения.
Наличие разногласий между этими видами учета создает проблемы в учете финансовых результатов организации. Так проблема проявляется в порядке отражения доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.
По правилам бухгалтерского учета при определении прибыли учитываются все движения денежных средств, учет финансовых результатов и распределение прибыли есть важнейший вопрос во всей системе бухгалтерского учета, как мы уже отмечали. Сопоставление расходов и доходов позволяет выявить финансовый результат по отдельным операциям или в целом отчетного периода. В соответствии с ним «факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами».Принципы учета доходов и расходов определены ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
В налоговом учете в большей степени рассматривается не финансовый результат, а налоговая база. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. Это – ключевая особенность исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Не всё, что является доходом или расходом с точки зрения бухгалтерского учета, признается доходом или расходом в целях 25-й главы НК РФ. При налоговом учете учитываются не все приходы и расходы при определении прибыли, с которой нужно заплатить налог.
Для сближения бухгалтерского и налогового учета, по нашему мнению, для начала нужно определить основные различия, связанные с учетом доходов и расходов, а затем принять меры для их устранения.
Это позволит снизить расчетные работы и повысить рациональность учетных процедур.
Вот с 1 января 2015 года Федеральным законом от 20.04.2014 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» были внесены поправки, которые направлены на сближение налогового учета с бухгалтерским. А именно (Приложение Е):
1) с 2015 года в главе 25 НК РФ ликвидировалось понятие суммовых разниц, возникавших по договорам, цена которых выражена в условных единицах. Вместо формулировки «суммовая разница» теперь в НК РФ во всех соответствующих статьях используется формулировка «выражена в иностранной валюте», аналогично тому не используется понятие суммовой разницы и в главе 21 НК РФ (п.п. 2, 5 ст. 1 Закона № 81-ФЗ);
2) с января 2015 года количество методов оценки в налоговом учете сравнялось с количеством методов оценки, применяемых в бухучете. Это произошло из-за отмены метода ЛИФО. Соответствующие поправки внесены в пункт 8 статьи 254 НК РФ и в подпункт 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ;
3) теперь организации могут использовать единый подход для отражения неамортизируемого имущества в налоговом и бухгалтерском учете. В результате спецодежду и специнструмент в налоговом учете можно отражать так же, как и в бухгалтерском учете. А именно объекты с маленьким сроком эксплуатации списывать сразу, а остальные объекты – либо пропорционально объему выпущенной продукции, либо линейным способом.
4) с 2015 года стоимость имущества, полученного безвозмездно, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ (изменения внесены подп. «б» п. 7 ст. 1 Закона № 81-ФЗ). Согласно новой редакции п. 2 ст. 254 НК РФ это означает, что такая стоимость имущества оценивается как его рыночная стоимость, с которой уплачивается налог на прибыль.
5) Изменения в порядке учета убытков –хотя полного сближения правил списания убытков в налоговом и бухгалтерском учете нет, но первый шаг в этом направлении сделан. А именно – подкорректирован порядок учета убытков от переуступки права требования в налоговом учете. Согласно новой редакции пункта 2 статьи 279 НК РФ, весь такой убыток в полном объеме разрешат относить на внереализационные расходы в момент уступки права требования. Заметим, что в отношении убытков по другим операциям все остается по-прежнему.
Несмотря на изменения, направленные на сближение, были внесены лишь отдельные изменения, которые не исключили полностью из главы 25 НК РФ положений, правил по определению налоговой базы по налогу на прибыль предприятий, аналогично правилам бухгалтерского учета.
По мнению автора, чтобы сблизить принципы бухгалтерского и налогового учета финансовых результатов, нужно разработать модель, при которой источниками информации налогового учета послужат данные бухгалтерского учета, что в итоге позволит решить существующие проблемы учета финансовых результатов.
3.2. Отражение показателей хозяйственной деятельности в бухгалтерской и налоговой отчетности согласно МСФО
Обращение к системе МСФО показывает совсем другой подход к пониманию связи между категориями доходы, расходы и финансовые результаты нежели приведенный в параграфе 2.2 курсовой работы. Дружиловской Т.Ю. в работе были исследованы трактовка понятий «доходы», «расходы», «финансовые результаты» и их соотношения в системе МСФО. В результате было обосновано, что далеко не все доходы и расходы формируют финансовые результаты организаций, поскольку эти понятия в МСФО более широки и включают кроме собственно доходов и расходов, формирующих финансовый результат, еще и такие, которые отражаются непосредственно в составе капитала.
К последним относятся изменения стоимости от переоценки, признаваемые по МСФО (IAS) 16 «Основные средства» и МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»; переоценка пенсионных планов с установленными выплатами в соответствии с МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»; результаты перевода финансовой отчетности иностранного подразделения согласно требованиям МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют»; результаты повторной оценки финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи, и эффективная часть результатов от инструментов хеджирования при хеджировании денежных потоков, признаваемые МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».
Таким образом, в системе МСФО одна часть доходов и расходов участвует в формировании финансового результата, а другая признается непосредственно в составе капитала организации.
В системе РСБУ под доходами и расходами понимаются лишь те, которые признаются в составе финансовых результатов. Те же, которые в трактовке МСФО относятся на капитал, в отечественной системе называются статьями добавочного капитала.
Однако и в отношении последнего между системами РСБУ и МСФО единства нет, поскольку только часть добавочного капитала в российской терминологии формируется за счет доходов и расходов, трактуемых системой международных стандартов. Результаты операций с собственниками организаций, которые в российской системе учитываются в составе добавочного капитала, не будут трактоваться за рубежом в качестве доходов и расходов. Проиллюстрировать столь непростое соотношение рассматриваемых категорий в системах РСБУ и МСФО поможет рисунок 1.
Рис.1. Соотношений категорий «доходы», «расходы» и «финансовые результаты» в системах российских и международных стандартов
Таким образом, и в системе международных стандартов прямое указание на разграничение финансовых результатов на результаты от обычных и прочих видов деятельности отсутствует. Более того, согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» в отчете о прибылях и убытках показывается лишь итоговая величина финансовых результатов, в расчет которой включаются как показатели доходов и расходов от обычной деятельности, так и прочие доходы и расходы.
Вместе с тем указанный стандарт регламентирует лишь минимально необходимые статьи отчетов, и организация вправе включать в их состав дополнительные статьи, если это целесообразно для понимания финансовых результатов пользователями. И все же классификация статей отчета о прибылях и убытках в МСФО (IAS) 1 отличается от российского отчета о финансовых результатах. Однако касается это в большей степени раскрытия расходов от обычной деятельности. Международный стандарт предполагает возможность применения для этого двух способов: характера расходов и функции расходов. В отличие от МСФО (IAS) 1, в отечественной форме отчета применяется лишь один способ – по функции расходов.
Сравнение регламентаций по учету доходов, расходов и финансовых результатов в системе российского бухгалтерского (финансового) учета и международных стандартов хотя и показывает значительное отличие в применяемой терминологии (что было обоснованно), но позволяет утверждать, что в целом требования как российской, так и международной системы в этом отношении основаны на одних и тех же принципах. Это позволяет учитывать доходы, расходы в системе РСБУ так, чтобы сформировать достоверно показатель финансовых результатов, обеспечивая тем самым и его соответствие требованиям МСФО. Однако отмеченный отказ организаций на практике от применения тех вариантов учета, которые обеспечивают полноту признания доходов и расходов, не позволяет в полной мере использовать регламентации РСБУ и обеспечить достоверность показателей финансовых результатов
Для устранения расхождений в бухгалтерском и налоговом учете, выявленных в п.2.2 данной работы, следует критически пересмотреть регламентации по налоговому учету. Конечно, данный вид учета не призван формировать достоверную информацию в финансовой отчетности и имеет совершенно иные цели. Но, учитывая сложности учетной практики, которые были отмечены, следует проанализировать, все ли отличия от бухгалтерского (финансового) учета в признании доходов и расходов в налоговом учете действительно оправданны и объясняются специфическими целями налогового учета. Такой критический анализ позволил бы максимально снизить расхождения в этих сферах учета.
Другим направлением должно стать принятие регламентаций в бухгалтерском (финансовом) учете, усиливающих требования к достоверному отражению объектов учета, в частности доходов, расходов и финансовых результатов. В настоящее время принцип достоверности заложен в российских бухгалтерских стандартах. Но при этом нет механизма, который позволил бы считать нарушением этого принципа выбор варианта учета хотя бы и из перечня вариантов, допускаемых соответствующими стандартами, но не обеспечивающего реалистичное отражение тех или иных фактов хозяйственной деятельности (например, выбор варианта учета без использования соответствующих резервов и переоценок активов в тех случаях, когда их использование было необходимо для достоверной оценки соответствующих объектов).
Усиление требований к достоверному отражению объектов учета невозможно и без разработки соответствующих мер контроля за выбираемыми способами учета в организациях. В настоящее время такой контроль обеспечен лишь для налогового учета. Конечно, можно говорить о том, что достоверность отчетной информации должна проверяться в процессе аудиторской проверки. Но, во-первых, аудиту подлежат не все организации, а во-вторых, аудитор будет проверять «попадание» выбора организацией способа учета все в тот же перечень допустимых вариантов учета в системе РСБУ. Если в организации выбран, например, вариант учета внеоборотных активов по непереоцененной стоимости, регламентации соответствующих отечественных стандартов нарушены не будут.
Развитие в России рыночных отношений обусловливает возрастание потребности пользователей отчетности в достоверной отчетной информации. При этом необходимость в объективном представлении финансовых результатов играет в этом процессе важнейшую роль.