Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов ПП).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юридическая цель (объект) реорганизации – создание (возникновение) качественно нового субъекта права. Реорганизация не может рассматриваться ни как сделка, ни как сложный юридический состав, поскольку сущность ее затрагивает многообразие институтов (создание юридических лиц, государственной регистрации, возмещения вреда, права собственности) и отношений, а в совокупности − реорганизационные правоотношения с многочисленным составом участников, различными правомочиями и обязанностями[29]. Как отмечалось ранее, полемизируя на тему существа реорганизации, ученые определяли ее разнообразно, принимая за основу ту или иную ее характеристику, последствие либо цель.

Выводы

Создание субъекта предпринимательского права  представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

Государственная регистрация юридических лиц — это юридический акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации включает в себя Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Реорганизация представляет собой совокупность гражданско-правовых отношений, выражающихся в реализации решения о реорганизации путем осуществления прав и исполнения обязанностей.

Реорганизация представляет собой гражданско-правовой институт, выражающийся в строго регламентированной законом по формам процедуре, направленной, как правило, на создание новых юридических лиц на основе существующих, порождающей гражданско-правовые (обязательственные и корпоративные) реорганизационные правоотношения, результатом которых является изменение правового положения (изменение обязательственных, вещных и корпоративных отношений) реорганизуемых юридических лиц, их участников и кредиторов. Также реорганизация может влечь за собой изменение иных правоотношений (трудовых, административных).


Глава 2. Порядок ликвидации субъектов предпринимательского права

2.1. Общий порядок ликвидации субъекта предпринимательского права

В современной юридической литературе ликвидацию субъекта предпринимательства зачастую определяют как способ прекращения его деятельности, отождествляя, таким образом, прекращение организации с прекращением деятельности юридического лица[30]. При этом также высказывается мнение о необходимости различать основания, способы и формы прекращения деятельности юридических лиц. Отметим, что ликвидация юридического лица всегда влечет прекращение его деятельности, тогда как последнее не означает того, что юридического лица более не существует. Следует согласиться с точкой зрения Н. И. Чарковской и А. А. Красовской, что прекращение юридического лица можно связать с прекращением его правоспособности, которое наступает с внесением записи в единый государственный реестр о его исключении[31].

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация юридического лица представляет собой сложное, длительное явление, состоящее из определенных этапов, мероприятий, в рамках которых возникают разного рода правоотношения. Последние в совокупности образуют систему правоотношений, возникающих в связи или по поводу ликвидации организации. Ликвидация юридического лица представляет собой целостную структуру последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов). В связи с этим определять ликвидацию организации необходимо не как правоотношение, а как систему последовательных правоотношений, находящихся в динамике, влекущих абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам.

Ликвидацию организации можно обозначить как юридическую процедуру, представляющую собой целостную структурированную систему последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов), находящихся в динамике, в основе возникновения, изменения или прекращения которых лежит комплекс различных юридических фактов и фактических составов. Данная юридическая процедура влечет абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам, сопровождается рядом определенных действий органов юридического лица, его представителей, органов государственной власти и завершается внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ.


По общему правилу юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном (судебном) порядке на основании судебного акта. Примечательно, что в отношении большинства юридических лиц добровольная ликвидация не препятствует обращению в суд с иском о принудительной ликвидации в случае наличия для этого оснований. При этом невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица о его добровольной ликвидации, а также принятие решения о ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и без определения порядка и сроков ликвидации не являются основаниями для обращения в суд с иском о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых норм.

Добровольная ликвидация юридического лица возможна по решению учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основаниями принятия такого решения могут быть, например, достижение цели, ради которой организация была создана, либо истечение срока, на который она создавалась. Перечень оснований добровольной ликвидации юридического лица не является исчерпывающим.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ, на основании исков соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом. К таким основаниям относятся: наличие допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом или с нарушением Конституции РФ, с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Существуют и особые случаи ликвидации организации. К их числу можно отнести признание юридического лица несостоятельным (банкротом), за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций. Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в результате признания его банкротом (ст. 65 ГК РФ).

Федеральный закон от 08.08.2000. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [32] предусматривает возможность исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в упрощенном порядке без обращения в суд.


Открытым остается вопрос о том, какое место среди способов прекращения организации занимает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ: можно ли его признать отдельным способом прекращения юридических лиц наряду с процедурами ликвидации и реорганизации, либо оно является особым упрощенным случаем ликвидации организации.

ВАС РФ также не выработал единой позиции по данному вопросу. В одних разъяснениях судом сделаны выводы о том, что по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только действующее юридическое лицо (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84), процедура исключения недействующего лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.

Между тем существует противоположное указание суда, допускающее административный порядок ликвидации недействующего юридического лица. Полагаем, допустимо признать исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц в качестве одного из способов прекращения организации, который имеет много общего с ликвидацией юридического лица.

Так же как и при ликвидации, последствиями исключения недействующей организации из ЕГРЮЛ являются прекращение юридического лица и отсутствие правопреемства. Основное отличие заключается в том, что ликвидация организации должна применяться в отношении действующих юридических лиц и представляет собой сложную, длительную процедуру. На стадии ликвидации организация остается действующим субъектом права, в отношении которого существуют особые ограничения, установленные законодательством, и определенный правовой режим управления им.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что как действующее законодательство о ликвидации юридических лиц, так и практика его применения требуют постоянного изучения и анализа. Сегодня остро ощущается необходимость в осмыслении теоретических и практических проблем, возникающих при ликвидации организаций, и в поиске оптимальных вариантов их решения.

2.2. Порядок исключения субъекта предпринимательского права из единого реестра юридических лиц

Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует новый институт - распределение обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ. Важность регулирования этого вопроса объясняется практикой, когда после ликвидации обнаружилось имущество организации, однако никакой процедуры его распределения (равно как и каких-либо норм относительно решения его судьбы) не существовало. В ч. 5.2 ст. 64 ГК РФ установлено, что в случае обнаружения имущества[33] ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.


Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Назначив процедуру распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

Появление такой процедуры является позитивным изменением законодательства. Однако признать достаточным и определенным предложенное регулирование мы не можем, так как оно вызывает множество вопросов.

Во-первых, ГК РФ оставляет неясным вопрос о том, кто, собственно, может претендовать на обнаруженное имущество. Из текста статьи понятно, что такие лица названы в ней как «лица, имеющие на это право», то есть кредиторы и учредители (участники) организации. Однако предположим, что речь идет об имуществе ликвидированного юридического лица, которое не могло быть признано несостоятельным (банкротом); требования кредитора в процессе ликвидации не были удовлетворены по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, а также не были удовлетворены за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям. Соответственно, требования таких кредиторов считаются в соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ погашенными. Получается, что они уже к лицам, «имеющим право», относиться не могут?

Во-вторых, открытым остается вопрос о том, что делать, если обнаруженного имущества будет недостаточно для удовлетворения требований всех «лиц, имеющих право». Было бы разумно указать, что имущество распределяется пропорционально требованиям всех выявленных кредиторов, потому что просто ссылка на «правила ликвидации» ничего не дает, так как согласно этим правилам в таком случае надо обращаться в суд с заявлением о банкротстве.

В-третьих, неясно, что означает формулировка «распределение имущества». Правила проведения ликвидации требуют денежных расчетов с кредиторами и не допускают «натурального» исполнения. Однако в пункте п. 5.2 ст. 64 ГК РФ говорится не о денежных расчетах, а именно о распределении имущества. Здесь требуется разъяснение на уровне высших судов, а в целом - изменения п. 5.2 ст. 64 ГК РФ.