Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов ПП).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-четвертых, открытым остается вопрос о том, что делать кредиторам и участникам (учредителям), если имущество нашли, а «средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц», нет в наличии.

В-пятых, если прошло более пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица и, соответственно, нельзя обратиться за началом процедуры распределения имущества, а кредиторов, чьи интересы нарушены, много и обнаруженного имущества более чем достаточно, что делать этим кредиторам и суду?

Очевидно, что регламентация процедуры распределения обнаруженного имущества еще до стадии практической реализации требует совершенствования. Помимо процедуры ликвидации юридического лица, как уже было отмечено, гражданское законодательство предусматривает специальную процедуру прекращения недействующего юридического лица. Формально данная процедура не является ликвидацией, а представляет собой особый способ прекращения юридического лица. В то же время эта процедура завершается исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которое влечет те же правовые последствия, которые предусмотрены ГК РФ применительно к ликвидированным юридическим лицам. Поэтому мы сочли возможным рассмотрение такой процедуры в рамках ликвидации юридических лиц.

С 1 сентября 2014 г. в ГК РФ введена ст. 64.2, которая регулирует соответствующие вопросы (ранее, с 2005 г. эти вопросы регулировались Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)[34]. В ГК установлены следующие критерии для квалификации лица в качестве фактически прекратившего свою деятельность: «Юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, пред- шествующих его исключению из указанного Реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо)». По существу, в ГК РФ включены положения ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[35].

Как видно из приведенного положения, иные признаки не имеют значения для признания лица недействующим (исключая положения п. 6 ст. 62 ГК), правильно и обратное: иные обстоятельства при наличии указанных признаков не препятствует началу процедуры. Так, по одному из дел (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 ноября 2011 г. по делу № 56-10415/2011) суд указал: «Само по себе наличие договоров аренды и договоров займа не свидетельствует об осуществлении... хозяйственной деятельности». По существу, данное правило вводит еще один критерий недействующего юридического лица, дополнительный к указанным в ст. 64.2 ГК РФ.


Однако не вполне понятно, как оно будет применяться, поскольку ГК не предусматривает механизма возложения расходов на участников (учредителей), если имеет место указанная ситуация, то возникает вопрос о том, должно ли такое лицо быть признано банкротом, если государство не хочет проводить дорогую процедуру банкротства этого лица, то оно должно предусмотреть четкий порядок «переходов» от одного режима ликвидации к другому, чего в настоящее время не установлено.

Ни ГК РФ, ни Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не регулируют конкретный механизм перехода к исключению недействующего лица в этом случае.

Непосредственно НК РФ не содержит каких-либо норм прямого действия относительно порядка исключения из ЕГРЮЛ, делая отсылку к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам, а также не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в ст. 53.1 ГК РФ. Следует обратить внимание на то, что ст. 53.1 ГК РФ направлена на защиту интересов только одной группы лиц - участников юридического лица. Об этом вполне определенно говорит п. 1 этой статьи: «Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (п. 3 ст. 53 ГК РФ), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу». Между тем есть и другая группа лиц - кредиторы, которые могут пострадать не меньше (если не больше), чем участники, однако права на предъявление соответствующего иска они лишены. Со временем эти вопросы должны стать предметом обсуждения при реформировании законодательства.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Существенным недостатком процедуры исключения недействующего юридического лица из реестра является отсутствие определенности относительно имущества организации, исключенной из ЕГРЮЛ. В законодательстве на сегодняшний день отсутствуют положения, регулирующие данный вопрос.


Возможны следующие варианты правовой судьбы указанного имущества: передача имущества в собственность учредителей исключенного из реестра юридического лица в случае подачи ими иска о признании права собственности; использование имущества для расчетов с кредиторами, которые предъявили свои требования уже после исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. В соответствии с п. 2 ст. 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из реестра влечет правовые последствия, предусмотренные законом применительно к ликвидированным юридическим лицам. Одним из таких последствий является распределение имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица между кредиторами в случае, если такое имущество обнаружено в течение пяти лет после исключения организации из реестра, и если заявлено соответствующее требование; передача имущества в собственность муниципального образования или города федерального значения при отсутствии требований учредителей, кредиторов исключенного из реестра юридического лица, то есть при наличии признаков бесхозяйного имущества; переход имущества в собственность какого-либо лица в силу приобретательной давности

Выводы

Ликвидация юридического лица представляет собой сложное, длительное явление, состоящее из определенных этапов, мероприятий, в рамках которых возникают разного рода правоотношения. Последние в совокупности образуют систему правоотношений, возникающих в связи или по поводу ликвидации организации. Ликвидация юридического лица представляет собой целостную структуру последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов). В связи с этим определять ликвидацию организации необходимо не как правоотношение, а как систему последовательных правоотношений, находящихся в динамике, влекущих абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам.

Ликвидацию организации можно обозначить как юридическую процедуру, представляющую собой целостную структурированную систему последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов), находящихся в динамике, в основе возникновения, изменения или прекращения которых лежит комплекс различных юридических фактов и фактических составов. Данная юридическая процедура влечет абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам, сопровождается рядом определенных действий органов юридического лица, его представителей, органов государственной власти и завершается внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ.


Заключение

Создание субъекта предпринимательского права  представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

Государственная регистрация юридических лиц — это юридический акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации включает в себя Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Реорганизация представляет собой совокупность гражданско-правовых отношений, выражающихся в реализации решения о реорганизации путем осуществления прав и исполнения обязанностей.

Реорганизация представляет собой гражданско-правовой институт, выражающийся в строго регламентированной законом по формам процедуре, направленной, как правило, на создание новых юридических лиц на основе существующих, порождающей гражданско-правовые (обязательственные и корпоративные) реорганизационные правоотношения, результатом которых является изменение правового положения (изменение обязательственных, вещных и корпоративных отношений) реорганизуемых юридических лиц, их участников и кредиторов. Также реорганизация может влечь за собой изменение иных правоотношений (трудовых, административных).

Ликвидация юридического лица представляет собой сложное, длительное явление, состоящее из определенных этапов, мероприятий, в рамках которых возникают разного рода правоотношения. Последние в совокупности образуют систему правоотношений, возникающих в связи или по поводу ликвидации организации. Ликвидация юридического лица представляет собой целостную структуру последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов). В связи с этим определять ликвидацию организации необходимо не как правоотношение, а как систему последовательных правоотношений, находящихся в динамике, влекущих абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам.


Ликвидацию организации можно обозначить как юридическую процедуру, представляющую собой целостную структурированную систему последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов), находящихся в динамике, в основе возникновения, изменения или прекращения которых лежит комплекс различных юридических фактов и фактических составов. Данная юридическая процедура влечет абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам, сопровождается рядом определенных действий органов юридического лица, его представителей, органов государственной власти и завершается внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп.).
  2. Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-03 (с изм. и доп.) «О производственных кооперативах».
  3. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (с изм. и доп.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
  4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (с изм. и доп.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  5. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (с изм. и доп.) «О политических партиях».
  6. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (с изм. и доп.) «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  7. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.12.2006 по делу № А56-41849/2005.
  8. Постановление ФАС Уральского округа от 14.12.2006 № Ф09-11080/06-С5.

Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 147600-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» (по вопросу исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ).

Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина».

  1. Архипов В.В. Некоторые правовые проблемы, связанные с регулированием труда управленцев высшего звена // Законодательство и экономика. 2008. № 5 // С использованием системы «КонсультантПлюс».
  2. Баев С.А. Реорганизация акционерного общества как крупная сделка и (или) сделка с заинтересованностью // Акционерное общество. Вопросы корпоративного управления, 2004. № 5. С. 75.
  3. Брагинский М.И. Юридические лица // Хозяйство и право, 1998. № 3. С. 18.
  4. Габов А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: научно- практический комментарий к статьям 57-65 Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Инфра – М, 2014.
  5. Габов А.В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). – М.: Статут, 2014.
  6. Гражданское право: учеб.: в 2 т. Т. 1 / под ред. Е.А. Суханова. — М., 2014.
  7. Ефимцева Т.В. Основы предпринимательского права. - Рязань, 2014.
  8. Зинченко Т.В. Отдельные правовые аспекты регистрации юридического лица // В сборнике: Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты Материалы международной научно-практической конференции: в 4-х частях. Ответственные редакторы: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2015. С. 66-69.
  9. Зыкова И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация. Ось-86. 2007.
  10. Качалова А.В. Осуществление и защита прав участников хозяйственных обществ при реорганизации: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2011.
  11. Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ: дисс. …канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2000.
  12. Коротких О.А. Вопросы судебной практики перехода права собственности при реорганизации юридического лица // Корпоративное право. № 4, 2007. С. 39.
  13. Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики / Под ред. В.А. Белова. – М.: Юрайт, 2009.
  14. Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и трудовому праву. 2-е изд. Классика российской цивилистики. – М.: Статут, 2004. // Электронная библиотека «КонсультантПлюс». Классика российского права / /http://civil. consultant.ru/elib/books/6/page_18.html
  15. Марков П.А. Теория реорганизации коммерческих юридических лиц: проблемы правового регулирования и правоприменения: дисс. … докт. юрид. наук. – М., 2011.
  16. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой. / Под ред. проф. В.П. Мозолина и М.Н. Малеиной. – М., 2004.
  17. Рудяк Е.В. Правовое регулирование деятельности органов акционерных обществ в процессе реорганизации: дисс. ... канд. юрид. наук. – Краснодар, 2009.
  18. Рыжкина А., Желтов О.Б. Проблемы государственной регистрации создания юридического лица в России и пути их решения // В сборнике: Развитие предпринимательства в торговле и услугах: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. Сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов в 2 частях. под редакцией Рагулиной Ю. В.; Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. 2013. С. 299-303.
  19. Смагина И. А. Предпринимательское право. – М., 2010.
  20. Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц // Законодательство. 2000. № 1. С. 40.
  21. Чарковская Н.И., Красовская А.А. К вопросу об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра // Исполнительное право. 2011. № 1
  22. Этнюков В.Е. Слияние, присоединение и поглощение акционерных обществ по праву РФ и США: гражданско-правовые аспекты: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2011.