Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов ПП).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование создания субъектов предпринимательства
Способы создания субъектов предпринимательского права.
1.2. Порядок и виды реорганизации юридического лица
Глава 2. Порядок ликвидации субъектов предпринимательского права
2.1. Общий порядок ликвидации субъекта предпринимательского права
2.2. Порядок исключения субъекта предпринимательского права из единого реестра юридических лиц
Введение
Актуальность. Предпринимательство в рыночной экономике является доминирующим методом ведения хозяйства, как отдельных частных лиц, так и предприятий, отраслей и государства в целом. Имея в своей основе хозяйственно-экономическую природу, предпринимательская деятельность находит себя в инновациях производства, коммерции, финансовых операциях, некоторых видов организационно-управленческой активности.
Эффективность предпринимательской деятельности во многом определяется рациональностью ее ведения, что обуславливает актуальность исследования вопросов создания, реорганизации, ликвидации субъектов предпринимательской деятельности.
Объектом исследования являются субъекты предпринимательского права.
Предмет исследования – порядок и правовое регулирование создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права.
Целью работы является рассмотрение регулирования создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- исследовать понятие, способы и этапы создания субъектов предпринимательского права;
- рассмотреть вопросы регистрации юридических лиц;
- исследовать сущность реорганизации юридических лиц и ее формы;
- исследовать вопросы ликвидации субъектов предпринимательского права.
Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, труды ученых-правоведов, учебная литература, публикации в периодических изданиях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Правовое регулирование создания субъектов предпринимательства
Способы создания субъектов предпринимательского права.
Порядок государственной регистрации
Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права[1].
Выделяют четыре способа создания субъектов предпринимательского права.
1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления[2].
2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности[3].
3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).
4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации.
Государственная регистрация юридических лиц — это юридический акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации включает в себя Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ[4]), специальный Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ)[5] и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации[6].
Закон № 129-ФЗ предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Он регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также отношения, возникающие в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Значение всей процедуры и самого явления регистрации заключается в том, что как юридический акт государственная регистрация является документом, правовым последствием принятия которого в отношении конкретной организации выступает признание от лица государства правоустанавливающих, правоизменяющих или правопрекращающих юридических фактов.
В соответствии с п. 1ст. 51 ГК РФ[7] юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом № 129-ФЗ[8]. Этим единым уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию на всей территории Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба (ФНС России).
В статье 9 Закона № 129-ФЗ заложены основы порядка предоставления документов при государственной регистрации. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти[9].
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, также устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти[10].
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом[11].
Статьей 10 Закона № 129-ФЗ[12] установлено, что федеральными законами может быть предусмотрен специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (см. гл. 3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»[13] или ст. 11 и 12 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[14]).
Согласно ст. 8 Закона № 129-ФЗ[15] государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В статье 11 Закона № 129-ФЗ закреплено положение, которое свидетельствует о том, что решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Непосредственным моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр[16].
За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ст. 3 Закона № 129-ФЗ[17]). Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию установлены ст. 333.33 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В соответствии с п. 1ст. 51 ГК РФ[18] отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом[19].
1.2. Порядок и виды реорганизации юридического лица
Объектом исследования являются субъекты предпринимательского права. Предмет исследования – порядок и правовое регулирование создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Целью работы является рассмотрение регулирования создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: исследовать понятие, способы и этапы создания субъектов предпринимательского права; рассмотреть вопросы регистрации юридических лиц; исследовать сущность реорганизации юридических лиц и ее формы; исследовать вопросы ликвидации субъектов предпринимательского права. Объектом исследования являются субъекты предпринимательского права. Предмет исследования – порядок и правовое регулирование создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Целью работы является рассмотрение регулирования создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: исследовать понятие, способы и этапы создания субъектов предпринимательского права; рассмотреть вопросы регистрации юридических лиц; исследовать сущность реорганизации юридических лиц и ее формы; исследовать вопросы ликвидации субъектов предпринимательского права. Объектом исследования являются субъекты предпринимательского права. Предмет исследования – порядок и правовое регулирование создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Целью работы является рассмотрение регулирования создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: исследовать понятие, способы и этапы создания субъектов предпринимательского права; рассмотреть вопросы регистрации юридических лиц; исследовать сущность реорганизации юридических лиц и ее формы; исследовать вопросы ликвидации субъектов предпринимательского права. Объектом исследования являются субъекты предпринимательского права. Предмет исследования – порядок и правовое регулирование создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Целью работы является рассмотрение регулирования создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: исследовать понятие, способы и этапы создания субъектов предпринимательского права; рассмотреть вопросы регистрации юридических лиц; исследовать сущность реорганизации юридических лиц и ее формы; исследовать вопросы ликвидации субъектов предпринимательского права. Объектом исследования являются субъекты предпринимательского права. Предмет исследования – порядок и правовое регулирование создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Целью работы является рассмотрение регулирования создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: исследовать понятие, способы и этапы создания субъектов предпринимательского права; рассмотреть вопросы регистрации юридических лиц; исследовать сущность реорганизации юридических лиц и ее формы; исследовать вопросы ликвидации субъектов предпринимательского права.
В основу определения реорганизации учеными ставятся те или иные ее признаки, определяемые ими в качестве сущностных, как то: процесс перемены лиц[20], прекращение юридического лица[21], правопреемство[22], способ возникновения права собственности[23], что говорит об отсутствии единого подхода к пониманию реорганизации. Некоторые авторы и вовсе не приходят к определенному выводу. «Реорганизация юридических лиц, − пишет И. В. Зыкова, − представляет собой сложный правовой институт, который не может быть охарактеризован ни как сделка, ни как процесс отчуждения имущественного комплекса, ни как прекращение юридического лица»[24].
Зачастую учеными реорганизация рассматривается в качестве сделки[25]. Основаниями такого толкования являются, в том числе, применение по аналогии к договору о слиянии (присоединении) норм о сделках и судебная практика о признании реорганизации недействительной. Однако, следует согласиться с мнением В. А. Белова о том, что гражданское право рассматривает сделку как одно (единое) и к тому же одномоментное действие, тогда как реорганизация представляет собой не одно, а ряд юридически значимых действий, причем совершение некоторых из них соединено с собственными самостоятельными гражданско-правовыми последствиями (таково, например, заключение договора о присоединении или слиянии), в то время как другие действия (например, составление передаточного акта или разделительного баланса) сами по себе гражданско-правовых последствий не влекут[26]. Правовая природа договора о слиянии (присоединении) связана с природой юридического лица, любой волевой акт которого облекается в решение. Само по себе решение органа юридического лица либо его участников (акционеров) не порождает никаких обязательств (к примеру, на основании решения общего собрания учредителей общества о заключении кредитной сделки с банком последний не может понудить юридическое лицо к его заключению). Решение является выражением и подтверждением воли юридического лица, представляя собой регулятор его деятельности. Оно является основанием для совершения лицом юридически (экономически) значимых действий.
И в качестве основания действия (в случае нарушения им прав) может быть признано судом недействительным (ст.12 ГК РФ[27]). Договор о слиянии (присоединении) есть общий акт, в котором консолидированы решения участвующих в реорганизации лиц. При этом любой из участников реорганизации вправе отказаться от реорганизации без каких бы то ни было последствий для себя, путем принятия соответствующего решения. Данную точку зрения подтверждает и судебная практика[28].