Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов ПП).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Предпринимательство в рыночной экономике является доминирующим методом ведения хозяйства, как отдельных частных лиц, так и предприятий, отраслей и государства в целом. Имея в своей основе хозяйственно-экономическую природу, предпринимательская деятельность находит себя в инновациях производства, коммерции, финансовых операциях, некоторых видов организационно-управленческой активности.

Эффективность предпринимательской деятельности во многом определяется рациональностью ее ведения, что обуславливает актуальность исследования вопросов создания, реорганизации, ликвидации субъектов предпринимательской деятельности.

Объектом исследования являются субъекты предпринимательского права.

Предмет исследования – порядок и правовое регулирование создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права.

Целью работы является рассмотрение регулирования создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • исследовать понятие, способы и этапы создания субъектов предпринимательского права;
  • рассмотреть вопросы регистрации юридических лиц;
  • исследовать сущность реорганизации юридических лиц и ее формы;
  • исследовать вопросы ликвидации субъектов предпринимательского права.

Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, труды ученых-правоведов, учебная литература, публикации в периодических изданиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Правовое регулирование создания субъектов предпринимательства

Способы создания субъектов предпринимательского права.

Порядок государственной регистрации

Создание субъекта предпринимательского права  представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права[1].


Выделяют четыре способа создания субъектов предпринимательского права.

1. Учредительно-распорядительный  способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления[2].

2. Учредительный  способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности[3].

3. Договорно-учредительный  способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный  способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации.

Государственная регистрация юридических лиц — это юридический акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации включает в себя Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ[4]), специальный Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ)[5] и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации[6].

Закон № 129-ФЗ предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Он регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также отношения, возникающие в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Значение всей процедуры и самого явления регистрации заключается в том, что как юридический акт государственная регистрация является документом, правовым последствием принятия которого в отношении конкретной организации выступает признание от лица государства правоустанавливающих, правоизменяющих или правопрекращающих юридических фактов.


В соответствии с п. 1ст. 51 ГК РФ[7] юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом № 129-ФЗ[8]. Этим единым уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию на всей территории Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба (ФНС России).

В статье 9 Закона № 129-ФЗ заложены основы порядка предоставления документов при государственной регистрации. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти[9].

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, также устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти[10].

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом[11].

Статьей 10 Закона № 129-ФЗ[12] установлено, что федеральными законами может быть предусмотрен специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (см. гл. 3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»[13] или ст. 11 и 12 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[14]).

Согласно ст. 8 Закона № 129-ФЗ[15] государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.


В статье 11 Закона № 129-ФЗ закреплено положение, которое свидетельствует о том, что решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Непосредственным моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр[16].

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ст. 3 Закона № 129-ФЗ[17]). Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию установлены ст. 333.33 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В соответствии с п. 1ст. 51 ГК РФ[18] отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом[19].

1.2. Порядок и виды реорганизации юридического лица

Объектом исследования являются субъекты предпринимательского права. Предмет исследования – порядок и правовое регулирование создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Целью работы является рассмотрение регулирования создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: исследовать понятие, способы и этапы создания субъектов предпринимательского права; рассмотреть вопросы регистрации юридических лиц; исследовать сущность реорганизации юридических лиц и ее формы; исследовать вопросы ликвидации субъектов предпринимательского права. Объектом исследования являются субъекты предпринимательского права. Предмет исследования – порядок и правовое регулирование создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Целью работы является рассмотрение регулирования создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: исследовать понятие, способы и этапы создания субъектов предпринимательского права; рассмотреть вопросы регистрации юридических лиц; исследовать сущность реорганизации юридических лиц и ее формы; исследовать вопросы ликвидации субъектов предпринимательского права. Объектом исследования являются субъекты предпринимательского права. Предмет исследования – порядок и правовое регулирование создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Целью работы является рассмотрение регулирования создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: исследовать понятие, способы и этапы создания субъектов предпринимательского права; рассмотреть вопросы регистрации юридических лиц; исследовать сущность реорганизации юридических лиц и ее формы; исследовать вопросы ликвидации субъектов предпринимательского права. Объектом исследования являются субъекты предпринимательского права. Предмет исследования – порядок и правовое регулирование создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Целью работы является рассмотрение регулирования создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: исследовать понятие, способы и этапы создания субъектов предпринимательского права; рассмотреть вопросы регистрации юридических лиц; исследовать сущность реорганизации юридических лиц и ее формы; исследовать вопросы ликвидации субъектов предпринимательского права. Объектом исследования являются субъекты предпринимательского права. Предмет исследования – порядок и правовое регулирование создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Целью работы является рассмотрение регулирования создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: исследовать понятие, способы и этапы создания субъектов предпринимательского права; рассмотреть вопросы регистрации юридических лиц; исследовать сущность реорганизации юридических лиц и ее формы; исследовать вопросы ликвидации субъектов предпринимательского права.


В основу определения реорганизации учеными ставятся те или иные ее признаки, определяемые ими в качестве сущностных, как то: процесс перемены лиц[20], прекращение юридического лица[21], правопреемство[22], способ возникновения права собственности[23], что говорит об отсутствии единого подхода к пониманию реорганизации. Некоторые авторы и вовсе не приходят к определенному выводу. «Реорганизация юридических лиц, − пишет И. В. Зыкова, − представляет собой сложный правовой институт, который не может быть охарактеризован ни как сделка, ни как процесс отчуждения имущественного комплекса, ни как прекращение юридического лица»[24].

Зачастую учеными реорганизация рассматривается в качестве сделки[25]. Основаниями такого толкования являются, в том числе, применение по аналогии к договору о слиянии (присоединении) норм о сделках и судебная практика о признании реорганизации недействительной. Однако, следует согласиться с мнением В. А. Белова о том, что гражданское право рассматривает сделку как одно (единое) и к тому же одномоментное действие, тогда как реорганизация представляет собой не одно, а ряд юридически значимых действий, причем совершение некоторых из них соединено с собственными самостоятельными гражданско-правовыми последствиями (таково, например, заключение договора о присоединении или слиянии), в то время как другие действия (например, составление передаточного акта или разделительного баланса) сами по себе гражданско-правовых последствий не влекут[26]. Правовая природа договора о слиянии (присоединении) связана с природой юридического лица, любой волевой акт которого облекается в решение. Само по себе решение органа юридического лица либо его участников (акционеров) не порождает никаких обязательств (к примеру, на основании решения общего собрания учредителей общества о заключении кредитной сделки с банком последний не может понудить юридическое лицо к его заключению). Решение является выражением и подтверждением воли юридического лица, представляя собой регулятор его деятельности. Оно является основанием для совершения лицом юридически (экономически) значимых действий.

И в качестве основания действия (в случае нарушения им прав) может быть признано судом недействительным (ст.12 ГК РФ[27]). Договор о слиянии (присоединении) есть общий акт, в котором консолидированы решения участвующих в реорганизации лиц. При этом любой из участников реорганизации вправе отказаться от реорганизации без каких бы то ни было последствий для себя, путем принятия соответствующего решения. Данную точку зрения подтверждает и судебная практика[28].