Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Плательщиками НДС признаются:

  • организации (в том числе некоммерческие)
  • предприниматели

Законодательно установлены ситуации освобождения от исполнения обязанностей плательщиков НДС.

Не обязаны платить налог по операциям по реализации (кроме случаев ввоза товаров на территорию России) организации и предприниматели:

  • применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
  • применяющие патентную систему налогообложения;
  • применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) - по тем видам деятельности, по которым платят ЕНВД;
  • освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ;
  • участники проекта «Сколково» ( ст. 145.1 НК РФ).[5]

Объектом налогообложения (налоговой базой) являются:

  • операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их безвозмездная передача и ввоз товаров на территорию РФ (импорт);
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

В настоящее время действуют 3 ставки налога на добавленную стоимость (ст. 164. НК РФ).

Ставка НДС в размере 0% применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, услуг по международной перевозке и некоторых других операций (п. 1 ст. 164 НК РФ).

По ставке НДС 10% налогообложение производится в случаях реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров. (см. перечень, утвержденный Правительством РФ) Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908; Постановление Правительства РФ от 15.09.2004 № 688; Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41

Ставка НДС 18% применяется во всех остальных случаях (п.3 ст. 164 НК РФ). Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога.

При получении предоплаты (авансов) (п.4 ст.164 НК РФ) и в случаях, когда налоговая база определяется в особом порядке (п.п. 3, 4, 5.1 ст. 154, п.п. 2-4 ст. 155 НК РФ), также применяются расчетные ставки 10/110 и 18/118.[6]


Налогоплательщик имеет право уменьшить общую исчисленную сумму налога на установленные законом налоговые вычеты.[7]

Вычетам подлежат суммы НДС, которые:

  • предъявили поставщики (подрядчики, исполнители) при приобретении товаров (работ, услуг);
  • уплачены при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;
  • уплачены при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, с территории государств - членов Таможенного союза.

В случае превышения суммы налоговых вычетов над начисленной суммой НДС, налоговым законодательством предусмотрен порядок возмещения налога на размер превышения.[8] Восстановлению подлежат ранее обоснованно принятые к вычету суммы НДС, например, в случаях, если приобретенные товары (работы, услуги), основные средства, перестанут использоваться для операций, облагаемых НДС, в других случаях, перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ.[9]

Нередко организации арендуют государственное или муниципальное имущество, а также приобретают товары у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах. В таких случаях фирма признается налоговым агентом по НДС.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.[10]

Далее перейдем к рассмотрению следующего вида косвенных налогов - акцизов.

Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня и оплачиваемые покупателем. Как и все косвенные налоги, акцизы переложимы, т.е. реальным носителем их является конечный потребитель подакцизной продукции.

Акцизы устанавливаются обычно на высокорентабельные товары ля изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров, и наполнения государственного бюджета.[11]

В настоящее время в список подакцизных попадают следующие товары:

  • этиловый спирт;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов);
  • алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента);
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • средние дистилляты;
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • авиационный керосин;
  • природный газ;
  • электронные системы доставки никотина;
  • жидкости для электронных систем доставки никотина;
  • табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.[12]

Законодательно выделено три категории налогоплательщиков, если они совершают операции, облагаемые акцизами:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.[13]

Налоговый кодекс предусматривает необходимость получения налогоплательщиком свидетельства о регистрации организации и/или лица, совершающего операции с денатурированным этиловым спиртом, прямогонным бензином, бензолом, параксилолом или ортоксилолом, со средними дистиллятами и/или их переработке.

Объектом налогообложения являются:

    1. Реализация на территории РФ подакцизных товаров лицами, которые их произвели, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.
    2. Передача прав собственности на возмездной и безвозмездной основе, также использование подакцизных товаров при натуральной оплате (,что считается реализацией подакцизных товаров).
    3. Передача товаров на собственные нужды лицами, производящими данный вид товара.
    4. Передача товаров, облагаемых акцизом в уставный капитал, паевые фонды кооперативов, также в качестве взноса по договору простого товарищества.
    5. Получение в собственность денатурированного этилового спирта организацией, имеющей лицензию на производство неспиртосодержащей продукции.
    6. Получение в собственность прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
    7. Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.

Включается в стоимость товара акциз в сумме, зависящей от его ставки. Принято различать следующие виды ставок:

- твердые – безотносительная сумма за 1 единицу количественного показателя подакцизного товара;

- адвалорные – считаются в процентах стоимости товара;

- комбинированные – одновременно применяются абсолютные суммы и проценты стоимости подакцизного товара.

Таблица ставок акцизов приведена в Приложении 1.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговую базу по акцизам налогоплательщик вправе уменьшить на вычеты, предусмотренные налоговым законодательством.

К налоговым вычетам относятся суммы акцизов, описанные в ст. 200, 201 НК РФ, предусматривающих разные алгоритмы в отношении «акцизных вычетов»:


  • по уплаченным при покупке ПТ акцизам;
  • по акцизам, уплаченным в связи с операциями по отдельным видам продукции (денатурированный этиловый спирт, прямогонный бензин);
  • при возврате ПТ или их утере;
  • для производителей алкогольной продукции.

Таможенные пошлины - косвенные налоги, взимаемые государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины являются источником государственного бюджета регулируют ввоз и вывоз товаров, защищая интересы внутреннего рынка влияют на торговый и платежный балансы.

По сути, таможенные пошлины - инструмент обложения внешней торговли.

Ввозная (импортная) таможенная пошлина— это обязательный платеж, взимаемый таможенным органов, в связи с ввозом товара через таможенную границу Таможенного союза.

Вывозная (экспортная) таможенная пошлина — это обязательный платеж, взимаемый таможенным органом в связи с вывозом товаров с таможенной территории Таможенного союза (далее - Союз). Вывозные таможенные пошлины применяются только в отношении сырьевых товаров.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров. [14]

База для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов.

Таможенные пошлины исчисляются плательщиком таможенных пошлин, а в некоторых случаях - таможенным органом.

Для исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что с теоретической точки зрения косвенное налогообложение должно быть хорошо развито т.к. применяется к широкому кругу операций. Также следует отметить, что косвенные налоги должны приносить доход бюджету страны.

При взимании косвенных налогов фискальными органами, возникают правоотношения, строго регулируемые законодательством РФ. Законодательная база является неотъемлемой частью правоотношений, поэтому второй пункт курсовой работы посвящен этому вопросу.


    1. Правовое поле операций, облагаемых косвенными налогами.

Современное налоговое право как подотрасль финансового права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отношений, обновляются его внутренние институты.

В пределах этой курсовой работы актуально осветить совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих круг связей косвенного налогообложения.

Источники налогового права – это внешние конкретные формы ее выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.[15]

К основным источникам налогового права относят правовые (законодательные) акты, принятые уполномоченными государственными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие налоговые отношения.

Исходя из главенствующей роли Конституции РФ как основного закона государства следует отметить, что конституционные нормы выступают базой для налогового законодательства. По этой причине Конституция РФ представляет собой главенствующий источник налогового права.

Центральное место в источниках права, в части косвенного налогообложения, занимает Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ), обладающий наибольшей юридической силой среди нормативно – правовой базы. Так отношения участников по НДС регулируются 21 главой 2 части НК РФ, по акцизам – 22 главой 2 части НК РФ.

В связи с процессом развития налоговой деятельности государства, расширением круга субъектов налогового права, усложнением методов воздействия правового воздействия на отношения, возникающие в налоговой схеме, возникли предпосылки для кодификации налогового законодательства.[16]

В настоящее время продолжается систематизация норм, регулирующих взимание косвенных налогов. К примеру, ФЗ от 27.11.2017 № 341 – ФЗ, который вводит в действие статью 169.1 НК о работе системы «tax free»[17].

Немаловажным является специальное налоговое законодательство, к которому относится:

- федеральное законодательство: НК РФ и иные принятые в соответствии с НК РФ федеральные законы о налогах и сборах;