Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты: сущность, виды и порядок фискализации косвенных налогов.
Теоретические основы налогообложения
Глава 2. Практические исследования косвенного налогообложения.
2.1. Ситуационный пример с заполнением налоговой декларации.
- региональное законодательство: законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ;
- нормативные правовые акт о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.[18]
Специальным законодательством регулируются правоотношения при взимании таможенных пошлин, а именно Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 28.12.2016) "О таможенном тарифе".
Участниками отношений, регулирующихся законодательтвом о косвенных сборах являются:
- организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые налогоплательщиками;
- организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые налоговыми агентами;
- налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы) Функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах, за правильностью исчисления, за полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов осуществляет ФНС России;
- таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему органы РФ). Функции по надзору и контролю в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, специальные функции по борьбе с контрабандой возложены на ФТС России посредством таможенных органов и представительств Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным Банком РФ, общественными организациями и иными организациями.
Помимо вышеперечисленных – основных участников, принято выделять факультативных участников налоговых правоотношений:
- лица, обеспечивающие сбор и перечисление налогов (например, банки и иные коммерческие организации)
- лица, предоставляющие профессиональную помощь (представители);
- правоохранительные органы;
- лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (например, судьи, нотариусы);
- лица, предоставляющие необходимые данные (например, нотариусы, регистрационные органы).[19]
Из второго пункта курсовой работы можно сделать вывод, что законодательная база косвенного налогообложения велика, и чтобы налогоплательщику не вступать в споры с фискальными органами необходимо владеть знаниями закона и следить за его изменениями.
Глава 2. Практические исследования косвенного налогообложения.
2.1. Ситуационный пример с заполнением налоговой декларации.
На практике рядовой налогоплательщик косвенных налогов рассчитывает и уплачивает налог на основании декларации, которая в свою очередь строится на фактах хозяйственной деятельности организации. Поэтому в качестве практического примера выбрано составление налоговой декларации.
Исходные данные:
Практический пример будет представлен на вымышленной автором организации ООО «Балтийский флот», выпускающий рыбную продукцию. Рассматриваемый период – 2 квартал 2018года.
Для обеспечения своей жизнедеятельности ООО «Балтийский флот» закупало материальные ценности отечественного поставщика АО «Золотая рыбка», у которого были произведены покупки:
- 02.05.2018 на сумму 54360 руб, из них НДС 18 % 8292,2 руб. Поставщик предоставил счет-фактуру на бумажном носителе № 1036 от 02.05.2018. Покупка оприходована 02.05.2018.
- 10.06.2018 на сумму 165600 руб, из них НДС 18% 25261,02 руб. Поставщик прдъявил счет-фактуру № СКФ-80 от 10.06.2018. Оприходовали 10.06.2018
Также были приобретены услуги 30.05.2018 г. у иностранной организации PNEUTRONIC по ремонту линии производства на сумму 100 Евро. Предполагается, что в договоре прописано условие о том, что сумма НДС уже включена в стоимость 100 Евро. (Курс Центрального Банка Российской Федерации на 30.05.2018 составлял 72,5269 руб, соответственно 100*72,5269= 7252,69 руб. НДС в этом случае рассчитывается с применением расчетной ставки 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ) 7252,69*18/118=1106,34 руб.)
Во 2 квартале 2018 года было в общем реализовано:
- консервов, в соотв. со ст. 164 п. 2 НК РФ облагающихся по ставке НДС 10% на сумму 28082 руб.
- охлажденного лосося балтийского со ставкой НДС 18%, (т. к. под действие ст. 164 п.2 НК РФ эта продукция не попадает) на сумму 10 000 000 руб. из них 1 525 423,73 Ндс
В частности, отечественный постоянный покупатель ООО «Фишмаркет» совершил покупки
1) рыбы 700 кг закупил оптом 25.05.2018 г. на 7 000 000 руб, из них НДС 18% 1 067 796,61 руб. Была выписана счет-фактура № 258 от 25.05.2018
2) небольшой партии консервов на сумму 28082 руб НДС сверху 10 % 2808,2руб. Счет-фактуру выписали № 69754 от 16.06.2018
Остальные покупки и продажи были аналогичны, поэтому в примере не рассматриваются.
В декларация заполнена на следующих листах:
- Титульный лист
- Раздел 1 о сумме налога к уплате(возмещению) в бюджет
- Раздел 2 о сумме налога, подлежащий уплате, при исполнении обязанностей налогового агента
- Раздел 3 с расчетом суммы налога, подлежащей уплате в бюджет
- Раздел 8 со сведения из книги покупок
- Раздел 9 со сведениями из книги продаж.
Заполненная декларация содержится в приложениях к курсовой работе.
2.2 Анализ поступления косвенных налогов Московской области
Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.
С данными о том, каковы же поступления в бюджет Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной налоговой службы. В частности, информация о поступлениях представлена с аналитикой по видам деятельности, которые представлены в таблице ниже.
Данные были взяты из отчетности Федеральной налоговой службы, отчета о поступлении налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности по состоянию на 01.07.2018 года (Форма №1-НОМ утверждена приказом ФНС России от 21.12.2017 № ММВ-7-1/1077@)
Таблица 1.
Поступление налога на добавленную стоимость в бюджет по видам экономической деятельности по субъекту Московская область.
Вид экономической деятельности/Налог |
НДС |
Акцизы по подакцизным товарам |
Федеральные налоги и сборы всего |
Доля НДС в общих поступлениях федеральных налогов |
Добыча полезных ископаемых |
661407 |
0 |
1342358 |
49 |
Обрабатывающие производства |
45555161 |
21582005 |
110306139 |
41 |
Обеспечение электрической энергией, газом, паром; кондиционирование воздуха |
10873210 |
0 |
16997019 |
64 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений |
1513408 |
0 |
2940793 |
51 |
Строительство |
8766718 |
0 |
18943486 |
46 |
Транспортировка и хранение |
7834897 |
22659567 |
35 |
|
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
1580664 |
231 |
3488260 |
45 |
Деятельность в области информации и связи |
1929649 |
3744 |
5497712 |
35 |
Гос. управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
594833 |
0 |
9349286 |
6 |
Образование |
192892 |
0 |
7788420 |
2 |
Деятельность в области здравоохранения и соц. услуг |
156178 |
0 |
7147676 |
2 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
332476 |
0 |
2002600 |
17 |
Прочие виды услуг |
234681 |
0 |
1234491 |
19 |
Остальные виды экономической деятельности |
262 |
0 |
2012 |
13 |
Роль федеральных налогов в финансовой системе РФ заключается не только в фискальной функции, но и в том, что они служат механизмом воздействия на общественное производство, структуру и динамику и размещение. Федеральные налоги могут оказывать влияние на деятельность организаций путем стимулирования либо сдерживания. При помощи федеральных налогов обеспечивается свобода товарного рынка. Федеральные налоги являются составной частью доходов государственного и местных бюджетов, осуществляя через расходную часть возможность финансового воздействия на экономику.
Из приведенных данных в таблице, можно еще раз убедиться, что доля НДС в общих доходах федерального значения достаточно высока, в среднем составляет 30,36%, в некоторых случаях достигает 50%-60%. Самое максимальное значение 64 % относиться в сфере обеспечения электрической энергией, газом, паром и кондиционированию воздуха. Самыми отстающими оказались сферы государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение, образование, деятельность в области здравоохранения и соц. услуг.
Проанализируем поступления налогов в федеральный бюджет из Московской области с начала 2018 года по июль 2018 года. Данные, которые использует автор содержатся в отчетности Федеральной налоговой службы, а именно в Отчете о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (Форма № 1-НМ, утверждена приказом ФНС России от 21.12.2017 №ММВ-7-1/1077@). Единица измерения –тыс. рублей.
Государство контролирует соотношение импорта и экспорта, которое формирует внешнеэкономический оборот, поэтому на основании данных можно вывести динамику НДС и Акцизов, реализуемых на территории РФ и уплаченных при ввозе (на границе) на территорию РФ.
Таможенные пошлины уплачиваются непосредственно в Федеральную таможенную службу, поэтому в этих статистических примерах участвовать не будут.
В таблице ниже представлены данные о поступлении НДС и акцизах, реализуемых на территории РФ (т.е. возникших в пределах РФ), в федеральный бюджет.
Таблица 2.
Поступление НДС и акцизов, реализуемых на территории РФ.
Наименование налога/Дата |
На 01.02.18 |
На 01.03.18 |
На 01.04.18 |
На 01.05.18 |
На 01.06.18 |
На 01.07.18 |
НДС |
26634864 |
49150615 |
77166330 |
101093353 |
112980762 |
132039884 |
Акцизы |
1740594 |
2872755 |
4268455 |
5744314 |
7167688 |
8824274 |
На основании вышеприведенных таблиц и диаграмм можно сказать о высоком темпе роста поступлений денежных средств в государственную казну. Также можно сказать что товарооборот возрастает, т.к. косвенные налоги взимаются с продаж. Можно предположить, что возрастает отрасль производства, а значит, укрепляется экономика.
В таблице ниже представлены данные о поступлении НДС и акцизах, ввозимых на территорию РФ, в федеральный бюджет.
Таблица 3.
Поступление НДС и акцизов, ввозимых на территорию РФ.
Наименование налога/Отчетная дата |
На 01.02.18 |
На 01.03.18 |
На 01.04.18 |
На 01.05.18 |
На 01.06.18 |
На 01.07.18 |
НДС |
1575791 |
2899832 |
4330820 |
6048988 |
7791135 |
9458452 |
Акцизы |
3898 |
5723 |
7515 |
10023 |
13959 |
18208 |
Что касается поступлений налогов при ввозе в страну товаров, то ситуация схожа с «внутренними» поступлениями налоговых платежей. Динамика является положительной, поступления в бюджет стабильно увеличиваются.
В первой главе было дано определение функций налогообложения, на основании которого можно проанализировать их реализацию на практике. По Московской области с января по июль 2018 года отмечено укрепление показателя сбора косвенных налогов. Это свидетельствует о том, что фискальная функция исполнена отлично, полученные доходы переопределялись в уязвимые сферы, которые обеспечивает и поддерживает исключительно государство, например на реализацию социальных программ. Увеличение поступлений говорит о комфортном уровне ставок налогов для текущего состояния экономики, о развитии производства.
Важным достоинством косвенных налогов, является то, что они приносят государству доход, естественно возрастающий без каких-либо изменений в размерах налогов, лишь вследствие увеличения количества населения и роста благосостояния. По этой причине косвенные налоги очень удобны в фискальном отношении.
Косвенное налогообложение представляет собой эффективный инструмент для стимулирования развития внутреннего производства. Например, введение таможенных пошлин способствует развитию определенных отраслей промышленности, а освобождение от уплаты определенных видов косвенных налогов повышает конкурентоспособность продукции. Еще одним плюсом косвенных налогов является то, что, повышая цену товара или услуги, они способствуют накоплению денежных средств у населения.