Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- региональное законодательство: законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ;

- нормативные правовые акт о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.[18]

Специальным законодательством регулируются правоотношения при взимании таможенных пошлин, а именно Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 28.12.2016) "О таможенном тарифе".

Участниками отношений, регулирующихся законодательтвом о косвенных сборах являются:

- организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые налогоплательщиками;

- организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые налоговыми агентами;

- налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы) Функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах, за правильностью исчисления, за полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов осуществляет ФНС России;

- таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему органы РФ). Функции по надзору и контролю в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, специальные функции по борьбе с контрабандой возложены на ФТС России посредством таможенных органов и представительств Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным Банком РФ, общественными организациями и иными организациями.

Помимо вышеперечисленных – основных участников, принято выделять факультативных участников налоговых правоотношений:

- лица, обеспечивающие сбор и перечисление налогов (например, банки и иные коммерческие организации)

- лица, предоставляющие профессиональную помощь (представители);

- правоохранительные органы;

- лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (например, судьи, нотариусы);

- лица, предоставляющие необходимые данные (например, нотариусы, регистрационные органы).[19]

Из второго пункта курсовой работы можно сделать вывод, что законодательная база косвенного налогообложения велика, и чтобы налогоплательщику не вступать в споры с фискальными органами необходимо владеть знаниями закона и следить за его изменениями.


Глава 2. Практические исследования косвенного налогообложения.

2.1. Ситуационный пример с заполнением налоговой декларации.

На практике рядовой налогоплательщик косвенных налогов рассчитывает и уплачивает налог на основании декларации, которая в свою очередь строится на фактах хозяйственной деятельности организации. Поэтому в качестве практического примера выбрано составление налоговой декларации.

Исходные данные:

Практический пример будет представлен на вымышленной автором организации ООО «Балтийский флот», выпускающий рыбную продукцию. Рассматриваемый период – 2 квартал 2018года.

Для обеспечения своей жизнедеятельности ООО «Балтийский флот» закупало материальные ценности отечественного поставщика АО «Золотая рыбка», у которого были произведены покупки:

  • 02.05.2018 на сумму 54360 руб, из них НДС 18 % 8292,2 руб. Поставщик предоставил счет-фактуру на бумажном носителе № 1036 от 02.05.2018. Покупка оприходована 02.05.2018.
  • 10.06.2018 на сумму 165600 руб, из них НДС 18% 25261,02 руб. Поставщик прдъявил счет-фактуру № СКФ-80 от 10.06.2018. Оприходовали 10.06.2018

Также были приобретены услуги 30.05.2018 г. у иностранной организации PNEUTRONIC по ремонту линии производства на сумму 100 Евро. Предполагается, что в договоре прописано условие о том, что сумма НДС уже включена в стоимость 100 Евро. (Курс Центрального Банка Российской Федерации на 30.05.2018 составлял 72,5269 руб, соответственно 100*72,5269= 7252,69 руб. НДС в этом случае рассчитывается с применением расчетной ставки 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ) 7252,69*18/118=1106,34 руб.)

Во 2 квартале 2018 года было в общем реализовано:

- консервов, в соотв. со ст. 164 п. 2 НК РФ облагающихся по ставке НДС 10% на сумму 28082 руб.

- охлажденного лосося балтийского со ставкой НДС 18%, (т. к. под действие ст. 164 п.2 НК РФ эта продукция не попадает) на сумму 10 000 000 руб. из них 1 525 423,73 Ндс

В частности, отечественный постоянный покупатель ООО «Фишмаркет» совершил покупки

1) рыбы 700 кг закупил оптом 25.05.2018 г. на 7 000 000 руб, из них НДС 18% 1 067 796,61 руб. Была выписана счет-фактура № 258 от 25.05.2018

2) небольшой партии консервов на сумму 28082 руб НДС сверху 10 % 2808,2руб. Счет-фактуру выписали № 69754 от 16.06.2018


Остальные покупки и продажи были аналогичны, поэтому в примере не рассматриваются.

В декларация заполнена на следующих листах:

- Титульный лист

- Раздел 1 о сумме налога к уплате(возмещению) в бюджет

- Раздел 2 о сумме налога, подлежащий уплате, при исполнении обязанностей налогового агента

- Раздел 3 с расчетом суммы налога, подлежащей уплате в бюджет

- Раздел 8 со сведения из книги покупок

- Раздел 9 со сведениями из книги продаж.

Заполненная декларация содержится в приложениях к курсовой работе.

2.2 Анализ поступления косвенных налогов Московской области

Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.

С данными о том, каковы же поступления в бюджет Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной налоговой службы. В частности, информация о поступлениях представлена с аналитикой по видам деятельности, которые представлены в таблице ниже.

Данные были взяты из отчетности Федеральной налоговой службы, отчета о поступлении налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности по состоянию на 01.07.2018 года (Форма №1-НОМ утверждена приказом ФНС России от 21.12.2017 № ММВ-7-1/1077@)

Таблица 1.

Поступление налога на добавленную стоимость в бюджет по видам экономической деятельности по субъекту Московская область.

Вид экономической деятельности/Налог

НДС

Акцизы по подакцизным товарам

Федеральные налоги и сборы всего

Доля НДС в общих поступлениях федеральных налогов

Добыча полезных ископаемых

661407

0

1342358

49

Обрабатывающие производства

45555161

21582005

110306139

41

Обеспечение электрической энергией, газом, паром; кондиционирование воздуха

10873210

0

16997019

64

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений

1513408

0

2940793

51

Строительство

8766718

0

18943486

46

Транспортировка и хранение

7834897

22659567

35

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

1580664

231

3488260

45

Деятельность в области информации и связи

1929649

3744

5497712

35

Гос. управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

594833

0

9349286

6

Образование

192892

0

7788420

2

Деятельность в области здравоохранения и соц. услуг

156178

0

7147676

2

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

332476

0

2002600

17

Прочие виды услуг

234681

0

1234491

19

Остальные виды экономической деятельности

262

0

2012

13


Роль федеральных налогов в финансовой системе РФ заключается не только в фискальной функции, но и в том, что они служат механизмом воздействия на общественное производство, структуру и динамику и размещение. Федеральные налоги могут оказывать влияние на деятельность организаций путем стимулирования либо сдерживания. При помощи федеральных налогов обеспечивается свобода товарного рынка. Федеральные налоги являются составной частью доходов государственного и местных бюджетов, осуществляя через расходную часть возможность финансового воздействия на экономику.

Из приведенных данных в таблице, можно еще раз убедиться, что доля НДС в общих доходах федерального значения достаточно высока, в среднем составляет 30,36%, в некоторых случаях достигает 50%-60%. Самое максимальное значение 64 % относиться в сфере обеспечения электрической энергией, газом, паром и кондиционированию воздуха. Самыми отстающими оказались сферы государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение, образование, деятельность в области здравоохранения и соц. услуг.

Проанализируем поступления налогов в федеральный бюджет из Московской области с начала 2018 года по июль 2018 года. Данные, которые использует автор содержатся в отчетности Федеральной налоговой службы, а именно в Отчете о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (Форма № 1-НМ, утверждена приказом ФНС России от 21.12.2017 №ММВ-7-1/1077@). Единица измерения –тыс. рублей.

Государство контролирует соотношение импорта и экспорта, которое формирует внешнеэкономический оборот, поэтому на основании данных можно вывести динамику НДС и Акцизов, реализуемых на территории РФ и уплаченных при ввозе (на границе) на территорию РФ.

Таможенные пошлины уплачиваются непосредственно в Федеральную таможенную службу, поэтому в этих статистических примерах участвовать не будут.

В таблице ниже представлены данные о поступлении НДС и акцизах, реализуемых на территории РФ (т.е. возникших в пределах РФ), в федеральный бюджет.

Таблица 2.

Поступление НДС и акцизов, реализуемых на территории РФ.

Наименование налога/Дата

На 01.02.18

На 01.03.18

На 01.04.18

На 01.05.18

На 01.06.18

На 01.07.18

НДС

26634864

49150615

77166330

101093353

112980762

132039884

Акцизы

1740594

2872755

4268455

5744314

7167688

8824274


На основании вышеприведенных таблиц и диаграмм можно сказать о высоком темпе роста поступлений денежных средств в государственную казну. Также можно сказать что товарооборот возрастает, т.к. косвенные налоги взимаются с продаж. Можно предположить, что возрастает отрасль производства, а значит, укрепляется экономика.

В таблице ниже представлены данные о поступлении НДС и акцизах, ввозимых на территорию РФ, в федеральный бюджет.

Таблица 3.

Поступление НДС и акцизов, ввозимых на территорию РФ.

Наименование налога/Отчетная дата

На 01.02.18

На 01.03.18

На 01.04.18

На 01.05.18

На 01.06.18

На 01.07.18

НДС

1575791

2899832

4330820

6048988

7791135

9458452

Акцизы

3898

5723

7515

10023

13959

18208

Что касается поступлений налогов при ввозе в страну товаров, то ситуация схожа с «внутренними» поступлениями налоговых платежей. Динамика является положительной, поступления в бюджет стабильно увеличиваются.

В первой главе было дано определение функций налогообложения, на основании которого можно проанализировать их реализацию на практике. По Московской области с января по июль 2018 года отмечено укрепление показателя сбора косвенных налогов. Это свидетельствует о том, что фискальная функция исполнена отлично, полученные доходы переопределялись в уязвимые сферы, которые обеспечивает и поддерживает исключительно государство, например на реализацию социальных программ. Увеличение поступлений говорит о комфортном уровне ставок налогов для текущего состояния экономики, о развитии производства.

Важным достоинством косвенных налогов, является то, что они приносят государству доход, естественно возрастающий без каких-либо изменений в размерах налогов, лишь вследствие увеличения количества населения и роста благосостояния. По этой причине косвенные налоги очень удобны в фискальном отношении.

Косвенное налогообложение представляет собой эффективный инструмент для стимулирования развития внутреннего производства. Например, введение таможенных пошлин способствует развитию определенных отраслей промышленности, а освобождение от уплаты определенных видов косвенных налогов повышает конкурентоспособность продукции. Еще одним плюсом косвенных налогов является то, что, повышая цену товара или услуги, они способствуют накоплению денежных средств у населения.