Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Теоретические основы финансовой политики в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы финансовой политики в Российской Федерации
1.1. Сущность и содержание финансовой политики
1.2. Структура финансовой политики
1.3. Процесс формирования финансовой политики
2. Особенности реализации финансовой политики в Российской Федерации
2.1. Инструменты реализации финансовой политики
2.2. Состояния российской финансовой системы
2.3. Проблемы и перспективы развития финансовой политики в России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы Правительство Российской Федерации осуществляло политику, которая привела к ситуациям кризиса государственной экономики. Несомненно, в итоге неразумных действий органов власти свершились огромные сдвиги в сторону резкого ухудшения положения российских граждан. В конечном итоге стало ясно, для Российской Федерации выбор правильного положительного направления развития финансовой политики является самым главным вопросом. Таким образом, для разработки правильного направления развития финансовой политики в стране, выбор, изучение и исследование данной темы является актуальным на сегодняшний день.
Финансовая политика страны есть одна из важнейших составляющих экономической политики Российской Федерации. Для эффективного развития экономики необходима поддержка сбалансированности государственной финансовой политики. От грамотного построения финансовой политики зависит развитие отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи и транспорта, экономики в целом и даже будущего государства.
Современная финансовая политика России направлена на формиро- вание финансовой базы для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному, социально ориентированному типу развития экономики, к созданию необходимых предпосылок для подержания высоких темпов экономического роста в долгосрочном периоде, повышению уровня благо- состояния населения и экономической стабильности.
Объект исследования – финансовая политика Российской Федерации.
Предмет исследования – реализация финансовой политики Российской Федерации.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности реализации финансовой политики Российской Федерации, а также изучить перспективы развития финансовой политики.
В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и содержание финансовой политики;
- рассмотреть структуру финансовой политики;
- рассмотреть процесс формирования финансовой политики;
- изучить основные инструменты реализации финансовой политики;
- рассмотреть состояния российской финансовой системы;
- рассмотреть перспективы развития финансовой политики в Российской Федерации.
Методами исследования в курсовой работе являются: метод научной литературы, метод системного анализа и исследования операций, статистический метод, метод обобщений.
Источниками информации для написания курсовой работы послужили: нормативные правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных авторов, статьи, опубликованные в периодических изданиях.
Структура работы состоит из введения, двух глав, которые содержат по три параграфа, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы финансовой политики в Российской Федерации
1.1. Сущность и содержание финансовой политики
Финансовая политика Российской Федерации является совокупностью бюджетных, налоговых и иных финансовых инструментов и институтов финансовой власти государства, обладающих законодательными полномочиями по возникновению и использованию финансовых ресурсов страны в соответствии со стратегическими целями экономической политики государства, а именно: создание финансовых условий для социального и экономического развития общества, повышение не только уровня, но и качества жизни граждан государства [16, с.32].
Финансовая политика России включает все направления государственной деятельности, имеет самостоятельное значение и является основным средством реализации политики государства.
Осуществление финансовой политики состоит из нескольких этапов:
во-первых, определение основных целей и постановление перспективных, наиболее успешных задач, которые важно и необходимо решить за определенный период жизни общества для достижения всех поставленных целей;
во-вторых, определение направлений использования финансовых ресурсов, создание конкретных методов, средств и форм организации отношений, благодаря которым поставленные перед властью цели и задачи достигаются и решаются в краткосрочный период времени наилучшим образом;
в-третьих, выбор и размещение кадров, которые могут решить и организовать выполнение данных задач, и реализация практических успешных действий для достижения поставленных целей.
Следует отметить, что прямое воздействие финансовой политики на экономику государства начинается с третьего этапа реализации, но определяется оно содержанием первой и второй ступеней.
На сегодняшний день Россия переживает некоторые трудности и в области государственного устройства, и в экономической, финансовой сфере. Благополучная реализация экономической реформы в больше мере связана с достижениями и отличными результатами финансовой стабилизации.
Предыдущие года показали сложное развитие событий в экономике, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Именно для правильного и грамотного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется точный и глубокий подход к пониманию сущности финансовой политики, ее целей, задач, механизма реализации, элементов, ее составляющих [10, с.48].
Таким образом, следует отметить, что именно научный подход, знание, изучение и исследование факторов, определяющих финансовую политику, служат залогом того, что ее относительная самостоятельность не станет независимостью от объективных экономических отношений. Многолетняя практика показывает, что отстранение финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими проблемами, непременно сдерживает осуществление возможностей, заложенных в последней.
Финансовая политика, безусловно, охватывает все направления государственной деятельности. Основная задача финансовой политики состоит в обеспечении определенными финансовыми ресурсами осуществления той или иной государственной программы социального и экономического развития. Таким образом, финансовая политика - это группа государственных мероприятий, которые направлены на привлечение финансовых ресурсов, их распределение и использование для реализации государством его функций.
Но не стоит забывать о том, что финансовую политику не следует относить только к экономической политике. Можно с уверенностью сказать о том, что финансовая политика является независимой государственной сферой деятельности в области финансовых отношений.
Финансовые ресурсы - это, прежде всего, материальная база различных преобразований, именно поэтому финансовая политика направлена на формирование максимального объема таких ресурсов. В конечном счете это означает, что для основания и развития финансовой политики нужна подлинная информация о государственном финансовом положении, о государственных возможностях.
Содержание финансовой политики многосторонне. Она включает в себя единство трех важных звеньев [13, с.165]:
- выработку научно обоснованных концепций развития финансов;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
В связи с продолжительностью периода времени и характером решаемых задач государственная финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия является длительным по времени курсом финансовой политики, который рассчитан на тенденцию прогресса и рассчитывает решение масштабных определенных социальной и экономической стратегией задач. Финансовая тактика занимается решением задач определенного этапа общественного развития путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Государственная финансовая политика рассматривается как совокупность налоговой политики, бюджетной политики, денежно-кредитной политики, ценовой и таможенной политики, а также социальной, инвестиционной и внешнеторговой политики.
1.2. Структура финансовой политики
Финансовая политика государства является комплексом мер, нацеленных на достижение целей, декларируемых органами государственной власти в сфере финансов. Иногда финансовую политику трактуют в широком смысле, связывая в данное понятие бюджетную, денежно - кредитную, инвестиционную политику. Однако в большинстве современных экономик основным субъектом управления хозяйством выступает государство. Выстраивая разные стратегии политического управления, государство уделяет особый приоритет обеспечению функционирования национальной экономической системы. На практике это может означать, выбор более результативной методологии выстраивания финансовой политики — на уровне хозяйственной системы в целом либо в контексте управления денежно - кредитными процессами в определенной отрасли.
Структура финансовой политики государства, представлена на рис.1 [8, с.54].
Рис. 1. Структура финансовой политики государства
Одним из основных направлений финансовой политики государства является налоговая политика, которая обязана принимать во внимание не только государственные интересы, но и интересы налогоплательщиков. Ее основные задачи [18, с.23]:
- единое изменение российского налогового законодательства для достижения наибольшей эффективности налоговой базы и уменьшения числа неплатежей;
- повышение эффективности таможенных, налоговых льгот;
- формирование единого учетного списка налогоплательщиков;
- улучшение процесса управления налоговым производством;
- изменение в определенных случаях по платежам в государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды пеней и штрафов.
Бюджетная политика разрабатывается Министерством финансов Российской Федерации на основании Бюджетного послания Президента Российской Федерации и направляется на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом, управление государственными активами, бюджетный федерализм, систему управления государственными финансами.
К главным задачам бюджетной политики относятся [20, с.43]:
- создание и введение мер по сбережению средств государства;
- концентрация прав принятия решений по поводу всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
- введение новых способов по перечислению дивидендов на акции, которые находятся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
- пересмотр федеральных целевых программ для повышения их эффективности;
- проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;
- установление экспортных пошлин для обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга.
Правительство Российской Федерации активно использует денежно-кредитную политику для регулирования экономики. Данная политика формируется самим Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и включает [13, с.165]:
- изменение банковской системы;
- улучшение и усиление порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
- достижение наибольшего объема и структуры денежной массы;
- установление рыночной ставки процента;
- контролирование подъема и спада курса рубля к иностранным валютам;
- пополнение государственных валютных запасов и снижение оттока капиталов за границу.
Ценовая политика регулирует государственные цены и тарифы на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от изменения цен на товары и услуги названных отраслей.
Таможенная политика - это совокупность ценовой и налоговой политики, поскольку на цену товаров и услуг неукоснительное воздействие оказывают именно таможенные пошлины и сборы. Несмотря на это, таможенная политика самостоятельна. Она может, безусловно, оказывать влияние на экономическую сферу страны, ставить в рамки либо расширять доступ импортных товаров и услуг на внутренний рынок, ограничивать либо поощрять экспорт товаров и услуг из страны.