Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Теоретические основы финансовой политики в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы финансовой политики в Российской Федерации
1.1. Сущность и содержание финансовой политики
1.2. Структура финансовой политики
1.3. Процесс формирования финансовой политики
2. Особенности реализации финансовой политики в Российской Федерации
2.1. Инструменты реализации финансовой политики
2.2. Состояния российской финансовой системы
2.3. Проблемы и перспективы развития финансовой политики в России
Рис. 4. Динамика ВВП в Российской Федерации в постоянных ценах (2011 года) в 2011-2015 гг.
Учитывая тот факт, что значительная доля производимого ВВП расходуется именно в сфере домохозяйств, то снижение реальных доходов населения может сказаться на темпах роста экономики. Так, последствия данного факта уже можно заметить при рассмотрении динамики ВВП. При этом для исключения влияния фактора инфляции динамика данного показателя представлена на рисунке 1 в ценах 2011 года. Данные подтверждают вышенаписанное предположение о влиянии снижения реальных доходов населения: если с 2011 года по 2014 год ВВП страны возрастал, то в 2015 году он снизился на 3, 75%. Однако, конечно, нельзя называть снижение реальных доходов населения основной причиной падения ВВП, сработал первоочередной риск для российской экономики - цена на нефть обновила многолетние минимумы [25].
Другой важной составляющей финансовой системы страны является сфера финансов организаций. В текущей нестабильной экономической и политической ситуации возрастает роль некоммерческих организаций, особенно социально-ориентированных. Именно НКО наряду с малым бизнесом способны наиболее чётко идентифицировать и удовлетворять потребности общества, а также эффективно противодействовать развитию социальных проблем. Число некоммерческих организаций в период с 2012 года по 2015 год заметно возросло (в 1,37 раза), что может говорить о наличии благоприятных условия для их развития, а также об их значимости (рисунок 5) [25].
Рис. 5. Число социально-ориентированных некоммерческих организаций России в 2012-2015гг., млн.шт.
Значительное преимущество социально-ориентированных НКО от других субъектов экономики заключается в государственной поддержке, которая составляет значительную долю в источниках поступления средств. В 2015 году практически в 2 раза увеличились средства, направляемые из федерального бюджета по сравнению с 2013 годом, что еще раз подчеркивает роль таких организаций и ориентацию государства на социальное развитие общества.
О результативности и рациональности использования выделяемых средств, а также в целом об эффективности функционирования таких организаций можно судить по количеству людей, получивших ту или иную помощь от социально-ориентированных НКО. Общее число людей, получивших помощь, выросло в 1,33 раза за три года, что, возможно, связано с ростом числа данных организаций (таблица 3). Тем не менее, факт того, что динамика положительна, несомненно является фактором, позитивно влияющим на уровень жизни населения.
Таблица 1
Результаты деятельности социально-ориентированных НКО (тыс. чел.)*
Вид услуг/год |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Социальные услуги |
17577 |
17883 |
23216 |
28653 |
Юридическая помощь |
1589 |
1659 |
5067 |
7896 |
Благотворительная помощь в натуральной форме |
5226 |
5237 |
5654 |
5896 |
Благотворительная помощь в денежной форме |
3459 |
2324 |
3197 |
3868 |
* Источник: Министерство финансов Российской Федерации. Электронный документ. Режим доступа: http://www.nalog.ru/
Россия развивается в условиях рыночной экономики, вследствие чего существует множество коммерческих организаций, производящих различные товары и услуги, которые ежедневно покупают различные субъекты экономики. Показателем эффективности деятельности коммерческих организаций является прибыль. Анализ прибыли (убытков) коммерческих организаций, функционирующих на территории Центрального федерального округа, показывает, что ежегодно в период с 2012 года по 2014 год наблюдался значительный прирост прибыли, в то время как в 2015 году она снизилась на 1,26%, несмотря на девальвацию рубля (рисунок).
Вследствие этого снижается налогооблагаемая база, что ведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет [25].
Рис. 6. Прибыль (убыток) от продаж организаций, функционирующих на территории Центрального федерального округа, (млн. руб.)
Последней важной и значимой сферой финансовой системы Российской Федерации являются государственные и муниципальные финансы. В зависимости от формы организации государственные и муниципальные финансы распадаются на два звена: бюджеты и внебюджетные фонды.
Благодаря бюджетным средствам государство имеет возможность удовлетворять потребности общества в целом. Государственный бюджет - основной инструмент выравнивания уровней социально-экономического развития страны. Государственный бюджет представляет собой финансовый план доходов и расходов государства за определенный промежуток времени. До настоящего времени и потрясений, возникших в экономике России, государственный бюджет составлялся на 3 года, однако в 2015 году Минфин представил однолетний план бюджета на 2016 год.
Сокращение периода планирования позволяет опираться на более точные прогнозы в отношении курса рубля и динамики цен на нефть, которые являются основными драйверами развития бюджета на данный момент. Однако ожидается, что в дальнейшем Министерство вернется к трехлетнему планированию государственного бюджета.
Прошедший 2015 год был закрыт с дефицитом федерального бюджета в размере -1 955,20 млрд. рублей. При этом стоит отметить, что в 2015 году более явно проявилась структура доходов бюджета: теперь преобладают ненефтегазовые доходы, в то время как в 2014 году на нефтегазовые доходы приходилось практически 50%. Очевидно, что при текущем положении дел на мировом рынке нефти государство ищет новые источники доходов федерального бюджета. Так, уже были проиндексированы в соответствии с текущей инфляцией ставки водного налога, ставки за пользование лесами, государственные пошлины.
Несмотря на возникшие сложности с формированием доходов федерального бюджета, в 2016 году расходы на национальную экономику, культуру, социальную политику, обслуживание государственного долга, а также расходы на общегосударственные вопросы будут увеличены. Что касается текущего положения дел, то, согласно предварительной оценке исполнения федерального бюджета за январь-февраль текущего года, дефицит федерального бюджета составляет 112 700 млн. руб.
Стоит сказать о современном состоянии внебюджетных фондов Российской Федерации и особое внимание уделить Пенсионному Фонду РФ и, в частности, Пенсионной реформе. Несмотря на то, что начата она была еще в 2013 году, основная часть нововведений вступит в силу в 2016 году и уже вступила в 2015 г. Сейчас идет большая дискуссия по поводу данной реформы, многие из участников которой отмечают ее минусы. Так, для того чтобы пенсия по старости была назначена, индивидуальный пенсионный коэффициент должен равняться 30 баллам. Подсчеты позволяют понять, что при доходе в 1 МРОТ его придется зарабатывать 20 лет. Что касается накопительной части пенсии, то ранее Пенсионное законодательство предусматривало следующее распределение: 6% отправлялось в накопительную часть, а 12% — в страховую часть. Однако до 01.01.2014 г. года гражданам было необходимо перевести накопительную часть пенсии в любой негосударственный фонд пенсионного накопления. При этом только половина населения, согласно статистике, произвела эту операцию. Таким образом, пенсионное законодательство ужесточается, вызывая негативную реакцию населения [25].
Рассмотрение сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации позволяет убедиться в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Таким образом, финансовая система - это система, включающая в себя совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений. В ходе взаимодействия сфер и звеньев финансовая система России решает важные социальные и экономические проблемы.
2.3. Проблемы и перспективы развития финансовой политики в России
Ключевыми проблемами современной российской экономики являются низкая эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, экспортно-сырьевая модель развития, санкции со стороны развитых государств в связи с эскалацией конфликта в Украине, падение цен на углеводородные ресурсы, девальвация рубля, низкий инновационный уровень промышленной сферы.
Ситуация усугубляется зависимостью основных макроэкономических параметров от турбулентности и нарастающей сложности процессов в мировой экономике, обострения геополитической нестабильности. В данных условиях наиболее приоритетным направлением развития российской экономики является реализация стратегии импортозамещения и диверсификация промышленности.
Также можно отметить снижение инвестиционных вложений в экономику России (рис. 7) [23].
Рис. 7. Инвестиции в экономике России
В экономической теории не существует однозначного определения финансовой политики, с одной стороны, под финансовой политикой понимается совокупность государственных методов и инструментов, ориентированных на аккумулирование финансовых ресурсов, их использование и распределение с целью исполнения своих функций государством.
Согласно другой точки зрения, финансовая политика представляет собой самостоятельную сферу деятельности в области финансовых отношений. По мнению автора, экономической сущностью финансовой политики государства на современном этапе развития является комплекс инвестиционных, бюджетных, денежно-кредитных, социальных мероприятий в сфере финансовых отношений, которые посредством реализации целенаправленных воздействий должны способствовать преодолению провалов рынка, активизации деятельности реального сектора экономики, позитивному влиянию на хозяйственные процессы, повышению конкурентоспособности и рентабельности.
Исходя из изложенных выше негативных тенденций, в российской экономике можно выделить следующие проблемы государственной финансовой политики, требующие оперативного решения на всех уровнях власти [17, с.187]:
1. Выявление уровня влияния финансовой политики на возможности макрорегулирования. Это необходимо для разработки целесообразных и эффективных мер, позволяющих обеспечивать диверсификацию и отраслевую трансформацию экономики. Предварительная всесторонняя оценка возможностей и противоречий финансовой политики в процессе воздействия на хозяйственные процессы позволит избежать множества ошибок, приводящих к большому ущербу как государственного бюджета, так и на микроуровне.
2. Сбалансированное распределение ролей государства и бизнеса при формировании и реализации государственной финансовой политики с целью приоритетного развития важных и значимых секторов экономики. То есть, представляется целесообразным в данном случае принимать решения с учетом мнения хозяйствующих субъектов, здесь необходимо определить каким способом можно выявить приоритеты хозяйственного развития для принятия стратегических решений, относящихся к развитию национальной экономики.
3. Формирование перечня социально- экономических сфер, пользующихся поддержкой государства. Данная проблема взаимосвязана с другой методологической проблемой определения источников финансирования проектов и программ, которые будут осуществляться при реализации государственной финансовой политики, направленной на макрорегулирование. Например, финансирование инфраструктурных проектов, программ профессиональной подготовки кадров, осуществления научно-исследовательской деятельности должно проводится государственными органами из бюджета, в то время как источники производственных инвестиций должны формироваться за счет ресурсов корпоративного сектора.
Таким образом, становится понятной целесообразность развития механизма государственно-частного партнерства.
4. К проблемам можно отнести также трудности формирования и реализации государственной финансовой политики, которые обусловлены масштабностью и системностью трудностей, связанных с развитием реального сектора экономики, наличием существенного технологического отставания ведущих производственных отраслей, продолжающимся кризисом, моделью догоняющего развития, необходимостью структурной перестройки экономики.
Таким образом, основными целями государственной финансовой политики можно назвать [19, с.43]:
- совершенствование отраслевой структуры;
- повышение инновационной активности экономики;
- обеспечение международной конкурентоспособности российских товаров и услуг;
- выпуск продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Совершенствование отраслевой структуры представляет собой обоснованное выявление направлений потенциальных структурных сдвигов, финансирования прикладных и фундаментальных исследований, стимулирование инвестиционных вложений в перспективные сферы экономической деятельности частного венчурного капитала.
Вектор развития инновационно-технологической сферы предопределяет необходимость стимулирования частных инвестиций в высоконаучные экономические секторы при помощи элементов налоговой политики, финансирования посредством бюджетных средств инфра- структурных объектов, увеличения государственных расходов на профессиональное образование и науку.