Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Теоретические основы финансовой политики в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы финансовой политики в Российской Федерации
1.1. Сущность и содержание финансовой политики
1.2. Структура финансовой политики
1.3. Процесс формирования финансовой политики
2. Особенности реализации финансовой политики в Российской Федерации
2.1. Инструменты реализации финансовой политики
2.2. Состояния российской финансовой системы
2.3. Проблемы и перспективы развития финансовой политики в России
Современные ученые выделяют ключевые компоненты: выработку основополагающих концептуальных положений; составление целей, задач и средств их решения; развитие требуемых институциональных механизмов; сохранение функциональности национальной финансовой системы. На сегодняшний день, имеется ряд ключевых задач, определяющих финансовую политику государства. Специалисты выделяют следующие главные задачи финансовой политики государства: обеспечение условий, требуемых с целью развития финансовых ресурсов; формирование механизмов наиболее рационального распределения активов; создание системы регулирования финансовых правоотношений; периодическая корректировка денежно - кредитной политики, реализуемой на государственном уровне.
Ученые выделяют следующие виды активностей властей: обеспечение исполнения бюджета; инвестирование; сбор налогов; международная деятельность решение социальных задач; таможенная политика [9, с.54].
Субъектами государственной финансовой политики выступают, прежде всего, законодательная и исполнительная власти страны. В случае, если говорить о российской политической системе основным институтом, ответственным за соответствующие активности, выступает Министерство финансов РФ. Основные цели и задачи, связанные с деятельностью этого ведомства, могут складываться как при участии работающих в нем сотрудников, так и при взаимодействии с другими структурами власти, включая Президента. Таким образом, глава государства имеет возможность раскрывать свое видение финансовой политики государства в письмах Совету Федерации. Надлежащее положения может реализовывать, в свою очередь, Министерство Финансов.
В нынешних экономиках подходы властей к управлению хозяйственными процессами имеют все шансы предполагать задействование методов, близких к каждому из них. Многое находится в зависимости от того, о каком уровне финансовой политики идет речь. Особенность рыночных процессов в разных отраслях экономики может существенно различаться. То, что касается нефтегазовой сферы, энергетики — соответствующие отрасли хозяйства, в случае если рассматривать российскую экономическую систему, являются основными и характеризуются стратегической значимостью.
Таким образом, важное значение при определении оптимального подхода к выбору методологии имеют отрасли, в которых проводится финансовая политика государства, направления активностей властных институтов. Если говорить в макроэкономических масштабах и попытаться охарактеризовать подход субъектов политического управления к обеспечению функционирования хозяйственной системы в целом, то необходимо будет обследовать структуру законодательства государства — налогового и бюджетного, исследовать соотношение отраслей ВВП, чтобы определить основные и изучить компании, осуществляющие работу в них, на предмет подотчетности институтам власти. Проведение данной деятельности позволит оценить, является ли государственная финансовая политика преимущественно регулирующей, классической, неоконсервативной либо в значительной мере соответствующей планово - директивным принципам.
1.3. Процесс формирования финансовой политики
Фундаментом благополучного долгосрочного развития национальной экономики является устойчивость и стабильность финансовой системы воздействию факторов внешней и внутренней среды. Финансовая политика государства в кризисные периоды обусловлена необходимостью изменения финансовых потоков государства, пересмотру источников формирования ресурсов и форм их использования [15, с.65].
Финансовая политика – это система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения, регулирование доходов и расходов, формирование и исполнение государственного бюджета. Основным средством реализации финансовой политики является финансовый механизм организации, то есть система управления финансовыми отношениями организации через финансовые рычаги с помощью финансовых методов.
Процесс формирования финансовой политики можно представить на рисунке 2 [9, с.154].
Рис. 2. Процесс формирования финансовой политики
Рассмотрим сущность каждого этапа.
1 этап включает в себя анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия. Данные, полученные в результате анализа, отражают результат финансово - хозяйственной деятельности предприятия, характеризуют ресурсный потенциал.
2 этап - основан на результатах анализа факторов внешней среды, характеризующих степень ее определенности и постоянства, и предполагает реализацию стратегии развития.
На третьем этап разрабатываются цели финансовой политики предприятия, определяют целевую приоритетность в системе управления финансовыми ресурсами.
4 этап включает формирование портфеля финансовой политики и разработку вариантов стратегий использования финансовых ресурсов.
5 этап - определение критерия выбора финансовой политики. Так как содержание каждой финансовой цели может быть оценено количественным значением конкретного показателя, выбор наилучшего варианта финансовой стратегии рационально осуществлять на основе показателей с учетом финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятия.
На шестом этапе выбирают финансовую политику предприятия.
Следующий этап это разработка финансовой политики предприятия по направлениям финансовой деятельности.
8 этап - формирование системы мероприятий по реализации финансовой политики. Основной целью реализации финансовой политики являются: реструктуризация предприятия, обновление продукции, сокращение или расширение номенклатуры продукции, повышение ее качества, снижение цен, использование новых технологий и оборудования, расширение рынка сбыта [13, с.65].
Следующий этап включает в себя реализацию и мониторинг финансовой политики по основным показателям, характеризующим финансовую деятельность предприятия.
Последний этап это оценка качества финансовой политики на основе анализа количественных и качественных параметров, а также принятия стратегических финансовых решений.
Таким образом, предлагаемая последовательность и сущность этапов процесса формирования финансовой политики даст возможность модифицировать ее к изменениям внутренней и внешней среды, снизить риск неплатежеспособности предприятия.
2. Особенности реализации финансовой политики в Российской Федерации
2.1. Инструменты реализации финансовой политики
Финансовая политика охватывает два основных аспекта: макроэкономическую стабилизацию экономики, связанную с проблемой бюджетного дефицита, и распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.
Основными инструментами финансовой политики являются [7, с.32]:
– разграничение прямого и косвенного налогообложения;
– управление государственными расходами;
– управление дефицитом бюджета.
Разграничение прямого и косвенного налогообложения. Для выполнения государственных задач власти должны осуществлять определенные расходы. Для осуществления расходов им необходимы доходы. Основную часть бюджетных доходов составляют налоговые поступления. Разграничение прямого и косвенного налогообложения представляет собой введение и конкретизацию прямых и косвенных налогов и применяется для смещения налогового бремени в сторону определенной группы налогоплательщиков. Основными группами налогоплательщиков являются физические и юридические лица. Считается, что в рыночной экономике налоговое бремя должно быть смещено в сторону физических лиц. Основную часть населения в развитых странах составляет средний класс, доходы которого позволяют выдержать дополнительную лотовую нагрузку.
Управление государственными расходами связано и зависит от роли государства в экономике. В плановой экономике государство является главным собственником средств производства и воздействует на экономические процессы путем прямого вмешательства. В условиях рынка государство использует косвенные (экономические) методы регулирования экономики. Изменение методов регулирования экономики требует изменения системы государственных расходов и перестройки бюджетного механизма. Изменение системы государственных расходов выражается в изменении их состава и объемов.
Важную экономическую и социальную роль играют децентрализованные государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, объединениями, организациями [16, с.43].
Дефицит бюджета - превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами - достаточно распространенное явление. Практически каждая страна в своей истории сталкивалась с превышением расходов государственного бюджета над его доходами. Дефицит бюджета может быть вызван разными причинами, например осуществлением крупных государственных инвестиций в экономику или чрезвычайными событиями (войнами, крупными стихийными бедствиями, катастрофами).
В первом случае превышение расходов над доходами государственного бюджета является обоснованным, а дефицит бюджета вызван государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением властей обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
Во втором случае превышение расходов над доходами вызвано негативными причинами, при этом государственных резервов для покрытия вынужденных расходов может оказаться недостаточно. Дефицит государственного бюджета может также отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово–кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
В этом случае необходимо принимать срочные, действенные экономические меры и ответствующие политические решения. Вообще в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми эффективными экономическими связями дефицит количественно допустимых пределах не страшен, но при этом количество не должно перейти в отрицательное качество, то есть сумма финансовых ресурсов, полученных государством в долг, должна ложиться непосильным грузом на экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных грамм [18, с.43].
Положение может считаться контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не более 2-3%. Сокращение разрыва между расходами и доходами можно достичь с помощью увеличения доходов и сокращения расходов.
2.2. Состояния российской финансовой системы
Финансовая система любой страны занимает значимое место в макроэкономике, потому что экономическое развитие в значительной степени зависит от ее состояния. Финансовая система государства решает множество проблем современного общества: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, излишняя социальная напряженность, отрицательно влияющая на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. Осознавая всю важность финансовой системы, важно понимать, как она функционирует и каким образом действует, в частности, механизм финансовой системы Российской Федерации.
На современном этапе финансовая система России сталкивается с новыми вызовами, связанными с введением санкций, девальвацией рубля, низкими ценами на нефть. Эти факторы прямо и косвенно влияют на все сферы финансовой системы страны.
Сфера домашних хозяйств, которая не так давно была признана наукой самостоятельной, играет значительную роль в экономике страны. Дело в том, что домашние хозяйства выступают и как поставщики финансовых ресурсов, и как потребители произведенных в обществе товаров и услуг. Для удовлетворения своих потребностей домашние хозяйства должны обладать значительными финансовыми ресурсами. Основная часть финансовых ресурсов домашних хозяйств представлена денежными доходами, включающими средства, полученные или заработанные ими в течение года для удовлетворения потребностей разного уровня [25].
Рис. 3. Среднедушевой доход населения в России, руб.
Как видно из рисунка 1, в период с 2011 по 2015 год доход на душу имеет стабильную повышательную тенденцию. Однако объективную оценку уровню жизни россиян можно дать, предварительно оценив динамику реально располагаемых доходов, так как они учитывают уровень инфляции, значит, покупательную способность денег. Данный факт говорит о том, что в указанные годы россияне, несмотря на рост среднедушевого дохода, фактически могут купить меньшее количество потребительских товаров и услуг по сравнению с предыдущими годами на те же деньги при прочих равных условиях. Это связано прежде всего с рекордно высокой за последние 10 лет инфляцией в декабре 2014 года, когда наблюдался взрывной рост цен, коснувшийся как товаров ежедневного потребления, так различной техники и электроники [25].