Файл: Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности детей.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
1.1. Понятие семейного воспитания и его роль в развитии личности ребенка
1.2. Воспитательный климат в семье
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Формы, методы, приемы создания благоприятного воспитательногоклимата в семье
2.2. Опыт руководства школы в формировании воспитательного климата в семье
ВВЕДЕНИЕ
С рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей.
Семья располагает благоприятными условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев.
Хорошим средством эстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходит воспитание чувств. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.
Подростковый возраст является самым сложным, появляется «чувство взрослости» – важнейшее новообразование, возникающее у подростков.
У ребенка в этом возрасте на первый план выходит коммуникативная деятельность, то есть общение. Познавательная деятельность уходит на второй план. Естественно, всё это приводит к конфликтам в семье. Семье, в первую очередь, необходимо позволить пережить этот период безболезненно для ребенка.
Проблема влияния семьи на становление личности была и остается одним из важнейших проблем социальной психологии.
Цель данной работы – это изучение влияния семьи на становление личности ребенка.
Объект исследования - молодые люди в возрасте до 18 лет.
Предмет исследования - влияние семьи на становление личности.
Основными задачами работы являются:
- дать понятие роли семейного воспитания в развитии личности ребенка;
- рассмотреть влияние воспитательного климата в семье;
- изучить формы, методы, приемы создания благоприятного воспитательного климата в семье;
- проанализировать как руководство школы участвует в формировании воспитательного климата в семье.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
1.1. Понятие семейного воспитания и его роль в развитии личности ребенка
Воспитание – это процесс формирования личности ребенка. Он начинается с момента его рождения и далее не прекращается весь период детства, подросткового взросления и юности.
Педагогической науке и практике известно, что лучшие технологии воспитания основаны на примере. Если родители или учителя не будут уважаемы ребенком, то они не смогут его ничему научить. Воспитание – это процесс тонкий, интерактивный и психологически максимально щадящий.
Если при воздействии на детский ум и чувства применяются менторские, тоталитарные способы, то оно даст прямо противоположный результат. В своих крайних формах он может быть выражен в том, что ребенок придет к отрицанию не только тех истин, которые стараются внушить ему взрослые, но и к категорическому неприятию самих людей, их олицетворяющих. В воспитании ничего не может делаться путем насилия над личностью.
Главный метод воздействия – создание у ребенка положительной мотивации. Если он захочет стать таким человеком, о котором ему говорят воспитатели, он им станет. Но добровольно и осознанно. Иначе положительного результата воспитательный процесс не принесет.
Нередко воспитателем выступает сама жизнь, а именно те объективные обстоятельства, в которых человек оказывается. Раннему взрослению способствуют трагедии, переживаемые детьми[6, с. 67].
Особую роль в воспитании играет семья, а точнее та доброжелательная обстановка понимания, принятия и защищенности, которую способны создать только близкие люди. Дети, выросшие в психологически комфортных условиях, чувствуют себя более уверено во взрослой жизни, стрессоустойчивы и более успешны.
Воспитание и развитие детей - процесс достаточно сложный и увлекательный. Даже не просто сложный, а довольно трудный. Каждый человек рождается с полным набором индивидуальных особенностей и черт характера. Известно, что оценка уровня воспитания зависит от сложившихся в обществе социальных, экономических, моральных и этических норм. Каждая страна, каждое селение, семейный клан, любая ячейка общества имеет свое собственное установившееся понятие об обучении, воспитании, развитии детей.
Но существуют общие для всех стран и народов критерии суждений о воспитании. Воспитанного человека отличают честность, дружелюбие, уважение к окружающим, опрятность, общительность и ряд других черт.
Основной задачей развития и воспитания детей является стремление вырастить гармонично развитую личность. Ни для кого не является секретом, что какими мы вырастим наших детей, такой и будет наша собственная жизнь в пожилом возрасте.
Как известно, воспитанием детей необходимо начинать заниматься с младенчества. Обучая своего ребенка владению ложкой или вилкой. Нужно научить ребенка, есть аккуратно, и со временем он не будет испытывать неудобства в присутствии на обеде посторонних людей. По утрам и вечерам нужно приучить к водным процедурам и обязательной чистке зубов.
Роль воспитания в развитии ребенка огромна. Понятие воспитания и образованности – это совершенно разные вещи. И так обидно порой видеть умного и эрудированного молодого человека, но совершенно невоспитанного хама. Нужно объяснять ребенку, что нельзя критиковать людей в грубой форме. На личном примере постарайтесь показывать ему, как можно без обидной критики объяснить человеку то, в чем он не прав. В будущем это поможет ему избежать многих конфликтных ситуаций.
В дошкольный и подростковый периоды, в самые трудные моменты создания личности крики спровоцируют у ребенка отторжение, уход в себя, в личностные переживания. В этот период в силу гормонального развития у детей особо чувствительная психика, не пораньте ее.
Для того чтобы воспитание и развитие детей происходило менее болезненно, непосредственно стараться занять их свободное время интересными играми, спортом, музыкой, познавательными походами или экскурсиями. В общении с окружающим миром и сверстниками будет развиваться такое качество, как коммуникабельность, проявляться интерес к природе, искусству, спортивным достижениям. Это расширит кругозор детей и послужит гармоничному развитию.
Педагогика – наука о воспитании детей, за многие столетия она претерпела количественные и качественные изменения. От патриархального воспитания до современной модели развития индивидуальной гармоничной личности.
В воспитании и развитии детей педагогикой предусмотрены самые различные направления. В настоящее время быстрого прогресса воспитанию подрастающего поколения отводится особая роль. В образовательный и воспитательный процесс включается все больше педагогов-психологов. Частые стрессовые ситуации в семье и образовательных учреждениях приводят к отклонениям от нормы в поведении подростков. Их проявления бывают весьма плачевны.
Педагогика обобщает модели воспитания детей и ищет кратчайшие пути разрешения проблем, которые возникают в современном обществе.
Сегодняшние дети шагнули далеко вперед от детей 90-х годов и даже 2000 года. Информационный поток настолько велик, что не всегда можно уследить за познаниями наших детей, полученных из интернета.
Это также откладывает свой отпечаток на воспитание детей и на их развитие. Поэтому воспитание и развитие ребенка – это два взаимосвязанных фактора.
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства»[2, с. 7].
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка.
Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребёнка.
Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребёнком в семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребёнка.
Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.
Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма.
Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.