Файл: Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности детей.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
1.1. Понятие семейного воспитания и его роль в развитии личности ребенка
1.2. Воспитательный климат в семье
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Формы, методы, приемы создания благоприятного воспитательногоклимата в семье
2.2. Опыт руководства школы в формировании воспитательного климата в семье
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем неважно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.
Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.
Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье — это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.
1.2. Воспитательный климат в семье
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Обыкновенно все замечаемые у ребенка неблагоприятные явления приписывают самому ребенку, говорят даже иногда о врожденной его злостности, не думая и не подозревая, что качества ребенка являются отражением качеств окружающих его лиц. Врожденными у ребенка можно считать только явления, связанные с его темпераментом, т. е. только степень силы и быстроты его размышлений и действий.
При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка.
Вследствие недостатка внимания, а главное вследствие незнания обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о «неисправимо испорченных» детях, точно эта испорченность явилась сама по себе и за нее ответствен сам ребенок.
Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени, и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи: умственного бессилия.
Родители воспитывают, а дети воспринимают тон семейной жизни, какой складывается в семье. Она может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательность не только к посторонним, но и к своим близким.
Семья может жить духовными интересами, любить чтение, музыку, картины или целиком уйти в хозяйственную деятельность. В семье может быть и порядок, и беспорядок. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух семьи, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм. Бывает, что дети вырастают со складом, как раз обратным тому, какой должен был получиться. Семейные впечатления служат почти единственным источником чувств и мыслей в том возрасте, когда человек наиболее восприимчив и делает приобретения на всю жизнь. Это самая ранняя и самая влиятельная пища, которой питается дух растущего организма.
Нет родителей, которые бы не хотели, чтобы их дети выросли хорошими людьми, честными тружениками, имели хорошую, крепкую семью. Сами дети являются огромной воспитывающей силой для взрослых. В доме, где есть дети, открывается благотворная возможность формировать очаг моральной чистоты, благородства, духовного богатства, сердечных человеческих отношений.
Одна из ведущих функций семьи - воспитательная, которая включает в себя не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих личность ребёнка, поощряющих одни и смягчающих другие типы поведения. Оценка уровня культуры семьи должна вытекать из того, умеют ли родители видеть, что личность подростка формируется под решающим воздействием всей атмосферы семьи, культурных норм, духовно-нравственных ценностей, учитывают ли они это в бытовом общении, понимают ли необходимость взаимного воспитания и самовоспитания.
Именно родители - часто не замечая того - вырабатывают у детей комплекс базовых духовно-нравственных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек.
Воспитательный климат оказывает самое непосредственное влияние на формирование детского сознания, а значит воспитания и развития, ведь дети копируют модель поведения родителей.
Однако, родители не единственные, кто формирует климат в семье и оказывает влияние на развитие ребенка. Речь идет о братьях и сестрах либо об их отсутствии. Если ребенок один - он "царь" в своей семье. Все внимание и забота принадлежат ему. Порой это развивает в нем определенную долю эгоизма, и он никогда не поймет истинного значения выражений "братская помощь" и "братская любовь"[1, с. 56].
Однако наличие братьев и сестер не значат отсутствие проблем. Здесь в семейном климате почти всегда присутствует ревность. Ревность, что родители уделяют кому-то внимания больше, кому-то меньше, что на старшего возлагается множество обязанностей, а младшему все сходит с рук и т.д. Важным в этом случае является поведение родителей. Не сравнивайте детей, уделяйте внимание каждому, распределяйте обязанности и ответственность за их выполнение в соответствие с возрастом... и главное, говорите, что вы их любите. То есть родители должны гармонизировать семейный климат, тогда и воспитание и развитие детей будет протекать более гармонично.
Дедушки и бабушки тоже влияют на воспитательный климат. Их присутствие или отсутствие вызывает у родителей массу споров. Хотя для детей, в большинстве случаев, опыт общения с бабушками и дедушками несет положительный характер. Они разрешают вашим детям практически все, что порой ведет к ссорам с родителями, но при этом они дарят то "дополнительное количество любви", которое уже не могут дать родители. В этом случае совет родителям: согласуйте несколько принципиально важных пунктов с бабушками и дедушками, что они не должны позволять внукам. Но таких пунктов должно быть не много (около трех), ведь кто-то же должен баловать ваших детей, если уж это "не положено" родителям.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Формы, методы, приемы создания благоприятного воспитательногоклимата в семье
Неурядицы в семейных отношениях никогда не бывают следствием неправильного поведения только одного из супругов. Обычно каждый из них имеет свою долю вины. В виду этого и преодоление кризисов может быть достигнуто только совместными усилиями. А это возможно, если супруги смотрят друг на друга как на равноценных партнеров. Вот почему необходимо с раннего возраста воспитывать мальчиков и девочек в духе полного равенства.
Профессиональная занятость женщины не должна мешать ее семейным обязанностям в той мере, в какой это зависит от нее, но нельзя также допускать и недооценки ее домашнего труда другими членами семейного коллектива. Муж должен относиться к жене как к полноценному партнеру, который имеет и свои в несемейные интересы, должен радоваться ее успехам, как своим, и наоборот.
Благоприятный семейный климат является необходимым условием для развития каждого члена семьи. Больше того: в семье формируется личность ребенка, будущего гражданина и строителя общества. Чтобы добиться взаимопонимания в семье, необходимо научиться уважать не только свои чувства, но и чувства людей, с которыми живешь, другими словами — научиться чуткому, бережному отношению друг к другу.
Если на первых порах своей жизни ребенок нуждается в родительской любви, то позднее у него возникает потребность почувствовать авторитет и «силу» родителей, а также утвердиться самому, стать самостоятельным. В этом смысле чрезмерная родительская любовь, как и все чрезмерное, может оказаться даже вредной. Лишая ребенка самостоятельности, родители тем самым мешают созданию у него чувства уверенности в себе.
Ребенок растет робким, вечно надеется на помощь окружающих и пасует перед любой трудностью. Ему хочется видеть своих родителей сильными, уважаемыми авторитетными людьми, так как это возвышает его в своих собственных глазах.
Ссоры и скандалы между родителями, обиды, наносимые ими друг другу, несправедливое отношение к окружающим, к собственному ребенку и т. д. — все это факторы, которые вызывают у ребенка отрицательные эмоции по отношению к родителям, ведут к потере уважения к ним, пагубным образом сказываются на формировании его эмоциональной культуры, его нравственном и психическом здоровье.
Выросшие в такой обстановке дети впоследствии переносят свое предубеждение и недоверие в отношении родителей на педагогов в школе. Недисциплинированность является лишь внешним выражением их внутренней неустойчивости и неудовлетворенности. Она представляет собой как бы форму протеста, который иногда проявляется в виде чрезмерной сексуальной распущенности, демонстративной экстравагантности в одежде и т. д.
Придерживаясь подобного поведения, юноша создает у себя ложное чувство силы, независимости, ему начинает казаться, что он едва ли не герой, ломающий оковы семьи и общества. Он словно мстит этим своим родителям, учителям, воспитателям за их строгость и непонимание. Фактически же его поступки приводят к обратным результатам. Он отнюдь не добивается подлинной самостоятельности и зрелости, а лишь изменяет форму своей зависимости, противопоставляя себя всем и вся.
Чтобы добиться необходимого равновесия в отношениях между детьми, родителями и обществом, следует отыскивать и распознавать те внутренние механизмы, которые обуславливают поведение детей. Ведь семья и общество не враждуют, как иногда ошибочно думают молодые люди, а взаимно дополняют друг друга.
Чистота семейной атмосферы зависит от всех членов семьи. Настроение и поведение каждого из них отражается на всех остальных и на всей семье в целом. То, каким будет климат в семье — хорошим или плохим, — в первую очередь зависит от матери. Не случайно в прошлом ее называли «весталкой», «хранительницей домашнего очага». Это означает, что именно ей принадлежит заслуга в создании и регулировании теплоты семейного климата.
Так, например, у некоторых женщин может возникнуть известная неспособность целесообразно сочетать свои обязанности матери, жены и хозяйки дома с требованиями своей профессии. Они как будто переоценивают ту роль, которую играют в своей профессии, и противопоставляют ее своим семейным обязанностям.