Файл: Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Опыт руководства школы в формировании воспитательного климата в семье

Работа с родителями воспитанников школы является важным направлением деятельности педагогического коллектива школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, мы сможем добиться положительных результатов в подготовке детей к жизни и труду.

Наиболее общими линиями, по которым должно идти воспитание ребёнка в семье, является:

- Определение оптимальных отношений к ребёнку родителей и других членов семьи.

- Регулирование процесса формирования взаимоотношений с членами семьи и другими членами.

- Специальная организация жизни, поведения, познавательной и трудовой деятельности ребёнка.

- Содействие родителей школе в успешном решении задач, поставленных перед ними.

Семья – это определённый морально-психологический климат, это «школа» отношений с людьми. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру. В семье ребёнок включается во все жизненно важные виды деятельности – познавательную, трудовую, игровую, творческую и другие.

Семья – это трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сёстрами, родными и знакомыми.

Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребёнка. Все слова и поступки педагога не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участие в жизни ребёнка.

Эффективность современного воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.

Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.


Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родителя являются первыми и основными учителями ребенка. Доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Дети, родители, учителя - члены оного коллектива.

Сотрудничество классного руководителя и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, прежде всего предполагающей всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, на заседаниях классных руководителей рассматривали и изучали вопрос «Условия семейного воспитания». С этой целью классные руководители школы посещают каждую семью и знакомятся с ней в естественной и неформальной обстановке.

Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей; систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе.

Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование данной курсовой работы было направлено на изучение воспитательного климата в семье.

Проанализированы результаты проведённого исследования и сделаны следующие основные выводы:

Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей.

Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и искоренение ошибок в воспитании является возможным.

Благоприятный семейный климат является необходимым условием для развития каждого члена семьи. Больше того: в семье формируется личность ребенка, будущего гражданина и строителя общества. Чтобы добиться взаимопонимания в семье, необходимо научиться уважать не только свои чувства, но и чувства людей, с которыми живешь, другими словами — научиться чуткому, бережному отношению друг к другу.

За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекают важные обобщения, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И хотя они еще не имеют всех признаков закономерной связи, по своему статусу все же стоят выше первичных фактов и простых заключений. Из них вытекают советы родителям, правила семейного воспитания.

Правила необходимы родителям, чтобы время от времени сверять по ним свои действия, правила необходимы педагогам для продуктивных и обоснованных советов родителям, особенно когда те старше возрастом.
Исходя из положения о неизменности человеческой натуры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ ребенка мы получим, если составим сумму достоинств и недостатков обоих родителей и разделим ее пополам.

В ходе выполнения курсовой работы подтверждена актуальность выбранной темы.

Задачи, поставленные в начале исследования - решены.

Цель – изучить воспитательный климат в семье и его влияние на становление личности ребенка достигнута.