Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (ООО «Престиж»).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
а) излишняя инициатива; б) излишняя критичность; в) излишняя прямолинейность. |
14,00 26,00 21,00 |
По результатам исследования можно отметить, что 30 % работников относится к категории людей со средним уровнем конфликтности; еще 20 % - с высоким уровнем конфликтности и по 10 % - с уровнем конфликтности чуть и выше среднего. Таким образом, 70 % работников ООО «Престиж» являются, в целом, конфликтными людьми.
Результаты оценки по тесту Томаса представлены на рис. 5. Половина работников ООО «Престиж» в конфликте предпочитают использовать стратегию соперничества. И лишь по 20 % - стратегии сотрудничества и компромисса.
Рисунок 5 - Оценка уровня конфликтности в ООО «Престиж»
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в ООО «Престиж» конфликты воспринимаются достаточно спокойно, а соперничество между работниками приветствуется.
Рисунок 6 - Поведение в конфликте работников ООО «Престиж»
Оценка причин и видов конфликтов в ООО «Престиж» представлена в таблице 4.
Таблица 4
Характеристика причин и видов конфликтов, возникающих в ООО «Престиж»
Причины конфликтов Характе- ристики |
Нарушения нрав. норм |
Диктат. давление |
Категоричность |
Разрушение намерений партнеров |
Неадекватность оценки |
Завышенная мера наказания |
Слабое знание инд. особенностей коллег |
Плохое знание взаимоотн. в коллективе |
Психологич. несовместимость, неприязнь |
||
По типу отношений |
Межличностные (межгрупповые) |
позиционные |
2 |
7 |
5 |
- |
3 |
12 |
6 |
14 |
4 |
справедливости |
- |
16 |
3 |
7 |
5 |
3 |
2 |
4 |
3 |
||
за ресурсы |
2 |
6 |
10 |
7 |
4 |
2 |
5 |
8 |
2 |
||
Внутри- личностные |
мотивационные |
3 |
2 |
5 |
6 |
6 |
8 |
4 |
3 |
13 |
|
выбора |
4 |
6 |
7 |
9 |
3 |
3 |
5 |
9 |
10 |
||
потребностей |
2 |
3 |
5 |
6 |
10 |
5 |
6 |
4 |
6 |
||
потребностей и норм |
2 |
4 |
3 |
8 |
3 |
13 |
7 |
5 |
7 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
По форме протекания |
вертикальные |
5 |
2 |
5 |
7 |
2 |
1 |
4 |
5 |
3 |
|
горизонтальные |
4 |
9 |
8 |
4 |
6 |
8 |
7 |
2 |
5 |
||
По формам проявлений |
открытые |
2 |
3 |
5 |
1 |
4 |
6 |
8 |
6 |
7 |
|
скрытые |
5 |
8 |
10 |
12 |
4 |
6 |
8 |
4 |
9 |
||
По дина-мике |
бурно протекающие |
2 |
5 |
7 |
9 |
7 |
4 |
6 |
4 |
8 |
|
вялотекущие |
1 |
6 |
9 |
4 |
6 |
8 |
4 |
8 |
6 |
Из таблицы 4 видно, что главными причинами межличностных конфликтов является завышение меры наказания и плохое знание взаимоотношений. Кроме того, на предприятии имеет место диктат давления и психологическая несовместимость отдельных работников.
Причины конфликтных ситуаций в ООО «Престиж» представлены в таблице 5.
Таблица 5
Основные причины конфликтных ситуаций в 2016 г.
Причины |
Число конфликтов |
% |
Конфликты между работниками, а также между работниками и клиентами: манера поведения, эгоизм, неприятие привычек коллег, неудовлетворенность социально-психологическим климатом |
25 |
39,68 |
Конфликты между рабочими и руководителями: устаревание оборудования, недостаток материалов, неудовлетворительная профессионально-квалификационная подготовка сотрудников |
15 |
23,81 |
Несоответствие ответственности и полномочий |
5 |
7,94 |
Несовершенство вознаграждения по труду |
18 |
28,57 |
ИТОГО |
63 |
100 |
По данным таблицы 5 видно, что большая часть конфликтов возникает по причине неприятия манер поведения, эгоизма, неприятия привычек коллег, неудовлетворенности социально-психологическим климатом. Также большая часть конфликтов обусловлена недовольством работников организацией и размером оплаты труда.
Для определения стиля разрешения конфликтов более характерного для ООО «Престиж» был использован тест К. Томаса (рис. 7). Полученные результаты свидетельствуют о том, что в организации преобладает стиль разрешения конфликтов «сотрудничество».
Рисунок 7 - Стили разрешения конфликтов
ООО «Престиж» является достаточно конфликтной организацией. Конструктивные конфликты — явные и краткосрочные — более характерны для либерально-демократического устройства организации, и благодаря их успешному разрешению оно функционирует. Периодически могут возникать и деструктивные конфликты, то есть ведущие к снижению эффективности организации, ее дезинтеграции и способности к выживанию.
Для оценки уровня конфликтов работников салона с посетителями проведено анкетирование.
Таблица 6
Результаты анкетирования клиентов салона
Вопрос |
Ответ «Да» |
Ответ «Нет» |
Позвонил ли Вам наш администратор, чтобы напомнить о сегодняшнем визите? |
- |
100,00 |
Был ли он любезен, когда встречал Вас в салоне? |
83,00 |
17,00 |
Пришлось ли Вам ждать, когда мастер-парикмахер начнет обслуживание? |
16,00 |
84,00 |
Если Вы ждали, то рассказал ли Вам администратор о: |
||
Новых продуктах по уходу за волосами. |
100,00 |
|
Новых услугах. |
20,00 |
80,00 |
Новых акциях? |
100,00 |
|
Вежлив ли был с Вами мастер? |
85,00 |
15,00 |
По данным таблицы 6 видно, что 15 % опрошенных считают, что обслуживающий мастер был невежлив. Отсутствие любезности администратора отмечают 17 % опрошенных.
2.3. Профилактика конфликтов в ООО «Престиж»
Система профилактики конфликтов в ООО «Престиж» включает:
1) формирование благоприятного социально-психологического климата;
2) распределение обязанностей и уровней ответственности персонала;
3) формирование корпоративной культуры организации;
4) проведение общих собраний коллектива;
5) урегулирование конфликтных ситуаций на уровне высшего руководства.
Ответственный за функционирование системы предотвращения конфликтов является ведущий специалист по кадрам.
Конкретные мероприятия по предотвращению конфликтов представлены в таблице 7.
Таблица 7
Мероприятия по предотвращению конфликтов
Наименование мероприятия |
2014 |
2015 |
2016 |
изменения |
|||
абсолютные |
относительные |
||||||
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
||||
Корпоративные праздники |
3 |
3 |
2 |
- |
-1 |
- |
-33,33 |
Общие собрания трудового коллектива |
4 |
4 |
3 |
- |
-1 |
- |
-25,00 |
Урегулирование конфликтных ситуаций на уровне высшего руководства |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
По данным таблицы 7 видно, что круг проводимых мероприятий по предотвращению конфликтов в ООО «Престиж» ограничен, причем, число проведенных корпоративных праздников (направлено на создание благоприятного социально-психологического климата) в 2016 г. сократилось. То же можно сказать и об общих собраниях трудового коллектива (направлено на информированность персонала о текущей ситуации). На предприятии практически не проводится работа, направленная на предотвращение конфликтов между работниками и клиентами.
Различные конфликтные ситуации в ООО «Престиж» являются следствием несвоевременного реагирования сотрудников на жалобы клиентов, отсутствия внимания руководителей к проблемам рядовых сотрудников. Конфликты негативно отражаются на деятельности ООО «Престиж», снижают уровень качества обслуживания, формируют у клиентов отрицательные эмоции и впечатления, снижают работоспособность персонала. В ходе проведенного исследования в ООО «Престиж», была выявлена сезонность возникновения конфликтных ситуаций (рис. 8).
Рисунок 8 - Сезонность возникновения конфликтных ситуаций в ООО «Престиж» в 2016 г.
Выявлено, что максимальное количество конфликтных ситуаций (60-80%) приходится на летние месяцы, в период максимального клиентского потока. Осенью происходит их постепенный спад. Высокий уровень конфликтности в летнее время обусловлен тем, что в этот период времени имеет место максимальный клиентский поток, нагрузка на персонал возрастает, в их работе персонала появляются недочеты, в результате чего возрастает количество недовольных клиентов, имеющих жалобы на обслуживание, предоставленные услуги.
В результате опроса работников ООО «Престиж», выявлено, что конфликтные ситуации негативным образом сказываются на их эффективной работе (рис. 9).
Рисунок 9 - Влияние конфликтных ситуаций внутри рабочего коллектива на сотрудников ООО «Престиж»
22 сотрудника (47%) в результате конфликтной ситуации с клиентом или сослуживцем испытывают плохое эмоциональное состояние, не заинтересованы в продолжение работы; 13 сотрудников (27%) желают отомстить человеку, с которым произошел конфликт; 8 сотрудников (16%) задумываются об увольнении. 5 сотрудников (10%) не испытывают никаких проблем после конфликтных ситуаций и продолжают эффективно работать.
Исследована также удовлетворенность персонала методами административного управления, морального и материального стимулирования, организационного развития.
Рисунок 10 - Оценка удовлетворенности персонала методами управления
По данным рис. 10 видно, что персонал ООО «Престиж» считают, что в большей степени нуждаются в преобразовании методы материального стимулирования, морального стимулирования и административного управления.
По результатам проведенного во второй главе работы исследования можно сделать следующие выводы:
1) 70 % работников ООО «Престиж» являются, в целом, конфликтными людьми;
2) половина работников ООО «Престиж» в конфликте предпочитают использовать стратегию соперничества. И лишь по 20 % - стратегии сотрудничества и компромисса;
3) основными причинами межличностных конфликтов являются плохое знание взаимоотношений и психологическая несовместимость отдельных сотрудников организации;
4) круг проводимых мероприятий по предотвращению конфликтов в ООО «Престиж» ограничен, причем, число проведенных корпоративных праздников (направлено на создание благоприятного социально-психологического климата) в 2016 г. сократилось. То же можно сказать и об общих собраниях трудового коллектива (направлено на информированность персонала о текущей ситуации). На предприятии практически не проводится работа, направленная на предотвращение конфликтов между работниками и клиентами;