Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета (общие отличия и примеры).pdf
Добавлен: 25.05.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная тема является актуальной, потому что упрочение рыночных условий хозяйствования, определяющих значение частной собственности и конкуренции в жизнедеятельности общества, иначе определяют принципы структурирования и управления совокупным налоговым потенциалом России. Сегодняшней Российской налоговой системе, переживающей трудности трансформационных преобразований, присущи особые тенденции становления и развития в переходный период.
Целью данной работы является проанализировать теоретические и практические аспекты соотношения бухгалтерского и налогового учета.
Для достижения данной цели в работе решались следующие задачи:
- рассмотреть основные характеристики бухгалтерского и налогового учета;
- выявить отличия бухгалтерского и налогового учета в нашей стране;
- рассмотреть примеры бухгалтерского и налогового учета.
Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Налоговый учет существует либо как самостоятельная учетная система, либо как дополнительная учетная система по отношению к системе бухгалтерского учета.
В последнем случае эти две учетные системы совпадают в части использования данных бухгалтерского учета для налогообложения.
1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧТА И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
1.1 Бухгалтерский учет
Основной нормативный документ в области ведения бухгалтерского учета — Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). Рассмотрим, какое же определение дает данный нормативно-правовой документ бухгалтерскому учету.
Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными Законом № 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ) [5].
Цель бухгалтерского учета — составить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, на основании которой можно судить о результатах деятельности организации, что невозможно сделать, пользуясь данными налогового учета.
Например, решение о предоставлении организации кредита или займа в большинстве случаев осуществляется на основании представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Она же необходима и для участия в конкурсах, аукционах и т.д. Почему же внешним пользователям нужна именно бухгалтерская (финансовая) отчетность? – только на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности можно судить об экономическом положении организации [3].
Не меньший интерес вызывает бухгалтерская отчетность и у внутренних пользователей: учредителей, руководителей и т.д. Дело в том, что на основании бухгалтерской отчетности они принимают управленческие решения.
Бухгалтерский учет–упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации и их движении, сформированная путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности [12].
Значение бухгалтерского учета заключается в том, что представляет собой определенную систему сбора и поставки информации о хозяйственных событиях, процессах и их результатах в виде финансовых отчетов для различных пользователей бухгалтерской финансовой информации, которых можно разделить на две категории.
1. Внутренние пользователи:
- собственники предприятия;
- аппарат управления (генеральный директор, дирекция, Совет директоров и др.);
- персонал предприятия: руководители структурных подразделений, специалисты.
2. Внешние пользователи:
- пользователи, имеющие прямой финансовый интерес (настоящие или потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели);
- налоговые органы;
- профессиональные участники фондового рынка (дилеры, брокеры, фондовые биржи и прочие организации);
- органы управления экономикой, общественность;
- аудиторские фирмы, органы государственной статистики, арбитраж и др.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности[7];
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственной деятельности, за наличием и движением имущества и обязательств, с использованием всех ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Бухгалтерский учет должен отвечать определенным требованиям: оперативность, полнота, достоверность, сопоставимость планируемых и учетных показателей, своевременность, экономичность учета.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России представляет собой четырехуровневую систему.
К первому уровню (законодательному) относятся следующие документы: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятиях.
Ко второму уровню (нормативному) принадлежат документы, устанавливающие базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам (положения по бухгалтерскому учету – ПБУ). ПБУ утверждаются Министерством финансов РФ [10].
К третьему уровню (методическому) относят методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания, носящие рекомендательный и уточняющий характер (в соответствии с отраслевыми и иными особенностями) по отношению к документам более высокого уровня.
Четвертый уровень (учетная политика предприятия) составляют рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия в методическом, техническом, налоговом и организационном аспектах, а также положения и инструкции внутреннего характера.
Документы данного уровня формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и утверждаются ее руководителем.
На современном этапе развития бухгалтерского учета выделяют три его подсистемы - финансовый учет, налоговый учет, управленческий учет.
Финансовый учет отражает текущее финансовое состояние, величину и структуру средств и их источников, величину вовлеченных в хозяйственный оборот материальных и финансовых ресурсов, эффективность их использования, а также результаты деятельности организации за определенный промежуток времени [1].
Система управленческого учета занимается сбором, обработкой и предоставлением информации для внутренних нужд управления. Эта информация является коммерческой тайной организации.
Налоговый учет обобщает информацию для определения налогооблагаемой базы на основе данных первичных документов, сформированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.
Следовательно, результатом переработки информации в бухгалтерском учете являются систематизированные отчеты [6].
Для ведения бухгалтерского учета применяются 3 вида измерителей:
- натуральные (кг., шт., тонна и др.) - необходимы при учете основных средств, товаров, материальных запасов, готовой продукции. С их помощью в учете отражается физическое наличие и движение каждого вида материальных ценностей и осуществляется контроль за сохранностью имущества организации;
- трудовые (час, день и др.) – позволяют определить затраченные труд и время. На их основе исчисляется зарплата, рассчитывается производительность труда, определяется трудоемкость продукции. В сочетании с натуральными измерителями с их помощью может осуществляться нормирование труда;
- денежные – используются для получения обобщенных показателей о разнородном имуществе, их источниках и хозяйственных процессах. Стоимостной учет позволяет определить общую сумму средств, которой располагает организация, сумму затрат и доходов и др.
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает состояние и использование средств организаций в ходе осуществления хозяйственной деятельности [3].
В более детальном понимании предметом являются разнообразные хозяйственные средства (виды имущества) и источники их формирования, хозяйственные процессы и их результаты.
Таким образом, предмет бухгалтерского учета ограничивается рамками хозяйствующего субъекта в отличие от статистики, изучающей помимо хозяйственной деятельности, другие стороны общественной жизни.
1.2 Налоговый учет
Обратимся к Налоговому кодексу РФ. В статье 313 НК РФ приведено определение налоговому учету [2]:
Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Если организация применяет общую систему налогообложения, то налоговый учет она ведет с целью определить налог на прибыль – это главная цель налогового учета.
Итог из вышесказанного: налоговый учет позволяет государственным органам контролировать полноту и своевременность уплаты налогов.
Налоговым учетом является совокупность всех действий бухгалтера, связанных с налогообложением (составление налоговых деклараций, выписка счетов‑фактур по НДС, ведение журналов учета полученных и выставленных счетов‑фактур, книг покупок и продаж и т.д.).
По налогу на прибыль ярким примером налогового учета является работа, проводимая бухгалтерами для составления приложения № 4 к Инструкции МНС России от 15.07.2000 № 62 «Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли» [9].
В этой справке осуществлялась корректировка бухгалтерской отчетной прибыли для определения налогооблагаемой прибыли.
Для составления этой справки организации должны вести отдельный учет расходов и доходов, учитываемых и не учитываемых при налогообложении прибыли, сумм превышения фактических расходов над установленными нормативами и т.п.
Только раньше все эти процедуры не назывались налоговым учетом. Поэтому говорить о налоговом учете как о чем-то совершенно новом не приходится.
Единственным новшеством является необходимость особого ведения налогового учета в обязательном порядке.
Налоговый учет – это система обобщения информации о доходах и расходах для определения налоговой базы по прибыли на основе данных первичных документов [4].
Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением руководителя).
Данные налогового учета должны отражать:
- порядок формирования сумм доходов и расходов;
- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
- сумму остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
- порядок формирования сумм создаваемых резервов;
- сумму задолженности по расчету с бюджетом по налогу на прибыль.
Подтверждением данных налогового учета являются:
- первичные учетные документы (в т.ч. справки бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы.
Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации сгруппированных данных налогового учета за отчетный (налоговый) период без отражения по счетам бухгалтерского учета[3].