Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Косвенное налогобложение в налоговой системе российской федерации).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность налогов
1.2 Анализ становления косвенного налогообложения в РФ
1.3. Сущность косвенного налогообложения и его роль в формировании бюджета
2.1. Анализ налоговых доходов бюджетов в РФ
1.2 Анализ становления косвенного налогообложения в РФ
Так исторически сложилось, что роль косвенного налогообложения была велика на всем протяжении существования налоговой системы. Только исторически косвенные налоги были представлены в России акцизами и пошлинами. Их доля в доходах бюджета доходила по 50 % (табл. 1.1)
Таблица 1.1
Динамика поступления акцизных сборов в государственный бюджет российской империи
Год |
Косвенные налоги, млн. руб. |
Процент из общей суммы доходов, % |
1850 |
118,40 |
53,5 |
1860 |
182,80 |
60,1 |
1870 |
245,05 |
53,8 |
В конце XIX в. и особенно в ХХ в. в жизни общества огромную роль стали играть крупные города. В связи с этим интересно проанализировать, из чего складывались доходы городов России, например крупнейшего города Москвы.
Налоговые поступления обеспечивали более 60 % всех доходов, если же добавить к ним сборы с особых предприятий и сборы с городских изданий – эти своего рода отчисления от прибыли предприятий, подведомственных Городской управе, то 70 – 75 % доходов[9].
Значительную сумму среди прямых налогов давал налог на право в Москве торговли и промыслов. Сюда входили стоимость патентов, купеческих свидетельств, свидетельств на право мелкой торговли, сборы с торговых и промышленных заведений, трактиров, огородов, постоялых дворов, лошадей, содержимых частными лицами.
Косвенные сборы и пошлины взимались за клеймение мер, гирь и весов, за утверждение планов и чертежей на постройки в частных владениях, за прописку, за выдачу справок из адресного стола.
Город не имел налоговой инициативы. Налоги, которые он мог собирать в свою пользу, были установлены в выпущенном правительством Городовом положении. Там же определена максимальная ставка налога с суммы чистого дохода от недвижимого имущества до 10 %.
С приходом к власти большевиков в налоговой системе произошли изменения. Экономическая программа большевистской партии, принятая в предреволюционный период, предусматривала, в частности, следующие требования:
- установление прогрессивного подоходного налога;
- отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости;
- установление высоких налогов на предметы роскоши.
Отмена частной собственности на землю и национализация промышленности привели к сокращению применения подоходного обложения. Местным органам власти для покрытия собственных нужд разрешалось проводить конфискации и взимать контрибуции и разовые сборы с национализированных предприятий. Поскольку в этот период система прямого обложения не смогла выполнить задачу формирования доходов бюджета, продолжали существовать косвенные налоги: таможенные сборы; сборы со спирта и питей; табачный доход и доход с папиросных гильз и бумаги; спичечный доход; нефтяной доход; сахарный доход; чайный доход.
Экономическая политика Советской России первоначально была направлена на установление прогрессивного подоходного налога, отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости и установление высоких налогов на предметы роскоши.
В период Гражданской войны товарные отношения в промышленности все больше вытеснялись административным подходом к решению экономических проблем. Основным источником доходов центральных органов советской власти была эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций.
Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил в период нэпа. Тогда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, существовали различные формы собственности, действовали экономические законы. Налоговая система характеризовалась многократностью обложения и множественностью налогов. Первым денежным налогом периода нэпа был промысловый налог, взимаемый с частных торговых и промышленных предприятий (1,5 % торгового оборота). Кроме того, в состав промышленного налога входил и патентный налог. Стоимость патента варьировались в зависимости от вида занятий и географического положения региона [10].
В годы нэпа широко использовались налоговое регулирование, когда необходимо было использовать накопление в частном и государственном секторах экономики в интересах общественного хозяйства, выравнивание уровней развития различных районов страны без покушения на само существование частников, дававших основную массу товарной продукции. В этот период учитывалось, что при больших налоговых изъятиях может исчезнуть сам объект обложения. Результатом экономически обоснованного обложения явилось достаточно сильное развитие частного предпринимательства.
Налоговая система времен НЭПа позволяла в значительной мере реализовывать фискальную и регулирующую функции налогов. Вместе с тем она была достаточно громоздкой. Действовало 86 видов платежей в бюджет. Одни и те же товары облагались многократно в процессе их производства и обращения. [11]
В конце 1920-х гг. был взят курс на полное вытеснение несоциалистических элементов из экономики. Новая экономическая политика свертывалась не только административными мерами, но и экономическими: усиление прогрессии налогообложения вело к исчезновению легально работавших частных предприятий.
Таким образом, налоги начинают использоваться как орудие политической борьбы с частными производителями. Постепенно в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертыванием нэпа, индустриализацией и коллективизацией система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределения денежных средств через бюджет страны. Усиление централизации в народном хозяйстве и реорганизация управления промышленностью привели к существенным изменениям в области финансов. Так, финансовая система от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределению финансовых ресурсов через бюджет.
Налоговая реформа 1930 г. привела к упразднению множественности налогов и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота. Россия на десятки лет лишилась реальной налоговой системы.
С 1930 по начало 1990 г. юридически перестали существовать косвенные налоги. Платежи, объединенные в налог с оборота, давали в 1930 г. около 6 % всех доходов, в том числе акцизы – около 30 %, промысловый налог – 20 %. В 1931 г. было принято положение о ежемесячном перечислении в бюджет установленной доли плановой прибыли[12].
1.3. Сущность косвенного налогообложения и его роль в формировании бюджета
Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:
- прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);
- косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы – налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.)
Различие между прямыми и косвенными налогами состоит в том, что косвенные налоги включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя.
Косвенное налогообложение в Российской Федерации представлено налогом на добавленную стоимость и акцизами.
Косвенные налоги несут в себе ярко выраженную фискальную и регулирующую функции.[13]
Система косвенного налогообложения – наиболее удобная для мобилизации доходов в казну, форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы. В ней заложены возможности воздействия на экономику, т. е. стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, и возможности регулирования потребления, а вместе с тем она позволяет быстро реагировать на экономические процессы.
Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета.
Во-первых, им характерно быстрое поступление.
Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления, то высока вероятность их полного поступления.
В-третьих, потребление равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов.
В-четвертых, косвенные налоги влияют на потребителей.
В России на сегодняшний день два косвенных налога: НДС и акцизы.
Далее приведем характеристику основных характеристик налогов, сборов и страховых взносов уплачиваемых в Российской Федерации.
НДС (Налог на добавленную стоимость).
В соответствии со статьей 143 Налогового Кодекса России плательщиками НДС признаются: предприятия; индивидуальные предприниматели; лица, которые признаются плательщиками НДС в связи с перемещениями товаров через российскую таможенную границу.
Экономическая сущность НДС заключается в том, что на каждом этапе движения продукции (работ, услуг) плательщики компенсируют свои затраты и добавляют налог на вновь созданную стоимость. Также отметим, что на стадии движения продукции (работ, услуг) сумма налога перечисляется одним плательщиком другому плательщику сверх цены товара. В итоге вся сумма НДС включается в цену товара, которые покупают конечные потребители (фактические плательщики налога).
Объектами налогообложения в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса России признаются такие операции как:
1. реализация товаров (работ, услуг) на российской территории, в т. ч. реализация предмета залога и передаче товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
2. передача на территории России товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету (в т. ч. через начисляемые амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;
3. выполнение строительно-монтажные работы для собственного потребления;
4. ввоз продукции на таможенную территорию России.
Налоговые ставки налога на добавленную стоимость: 0 %; 10 %; 18 %.
Для всех налогоплательщиков (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) налоговый период по НДС устанавливается как квартал.
Согласно ст. 174 НК РФ налоговая декларация подается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом через оператора электронного документооборота.
НДС следует платить в бюджет равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Уплата налога производится по месту нахождения организации согласно п.1 ст. 174 НК РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
НДС более предпочтителен, чем прямые налоги:
- от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль;
- процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру;
- НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности, и поступления от него достаточно стабильны.
В функциональном назначении акцизов так же преобладает их фискальная направленность, эти налоги изначально ориентированы на обеспечение государства крупными и стабильными доходными источниками. Однако, в последнее время происходит некоторое смещение акцента с фискальных приоритетов к более полному использованию акцизов в качестве инструмента экономического регулирования.[14]
Регулирующая функция акциза проявляется в следующих направлениях:
- воздействие на объемы производства и потребления подакцизных товаров;
- влияние на структуру производства, стимулирование роста эффективности производства, повышения качества произведенного продукта, улучшения потребительских характеристик продукции;