Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Косвенное налогобложение в налоговой системе российской федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- регулирование рентабельности производства подакцизных товаров.

В большинстве развитых стран мира регулирующая функция акцизов является главенствующей. Использование акцизов в виде фискального инструмента считается в цивилизованных странах нецелесообразным.

Таким образом, на основании проведенного исследования, отметим, что налоги представляют собой платежи, которые осуществляются на безвозмездной основе, т.е. их уплата не определяет каких-либо обязанностей со стороны государства по отношению к субъекту, вносящему данные платежи. В основе налоговой системы Российской Федерации стоит территориальный принцип, состоящий из трех уровней: федеральный (на уровне страны), региональный (на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, входящих в состав РФ) и местный (на уровне муниципалитетов).

Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета. НДС более предпочтителен, чем прямые налоги.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В структуре БЮДЖЕТОВ РАЗНОГО УРОВНЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

2.1. Анализ налоговых доходов бюджетов в РФ

Федеральный бюджет играет важную роль в обеспечении социально-экономического развития страны. В процессе формирования федерального бюджета органы федеральной государственной власти осуществляют регулирование национальной экономики и социальной сферы. Решение социальных и экономических проблем современного общества во многом обусловлено состоянием функционирования бюджетной системы, в том числе порядком формирования налоговых доходов федерального бюджета. Наиболее острая проблема бюджетной политики в условиях России — высокая чувствительность доходов к колебаниям внешней конъюнктуры.

Важность этой проблемы определяется тем, что примерно треть всех доходов бюджетной системы и около половины налоговых доходов федерального бюджета составляют поступления от нефтегазового сектора, зависящие от непредсказуемых колебаний мировых цен на углеводороды. Последние прямо влияют на ставки вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также на ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть. Кроме того, цены на газ определяют стоимостной объем его экспорта, служащий базой экспортных пошлин на газ. Вместе с тем, изменение цен на нефть оказывает существенное воздействие на все ключевые показатели экономики: объем производства, цены, обменный курс и т. д., результатом чего может стать существенное косвенное влияние на бюджетные показатели.


Определим фискальную роль НДС и акцизов в бюджетах разного уровня (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Динамика и удельный вес основных налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2015-2016 гг. (млрд. руб.)

2015

2016

Динамика

сумма

уд.вес, %

сумма

уд.вес, %

в сумме

в %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

12670,20

100

13788,30

100

11118,10

8,82

из них:

Налог на прибыль организации

2 372,80

18,73

2 598,80

18,85

226,00

9,52

Налог на доходы физических лиц

2688,70

21,22

2 806,50

20,35

117,80

4,38

Налог на добавленную стоимость

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

2 181,40

17,22

2 448,30

17,76

266,90

12,24

на товары, ввозимые на территорию РФ

119,3

0,94

141,7

1,03

22,40

18,78

Акцизы

999

7,88

1014,4

7,36

15,40

1,54

Имущественные налоги

955,1

7,54

1068,4

7,75

113,30

11,86

НДПИ

2 904,20

22,92

3 226,80

23,40

322,60

11,11

прочие

58,8

0,46

62,1

0,45

3,30

5,61

Поступления НДС состоят из двух видов:

- налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, которого в федеральный бюджет в 2016 г. поступило 2 448,3 млрд. руб., или на 12,2 % больше, чем в 2015 г.

- налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, которого в федеральный бюджет в 2016 г. поступило 141,7 млрд. руб., или на 18,8 % больше, чем в 2015 г. [15]


Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 г. составили 1 014,4 млрд. руб., или на 1,5 % больше, чем в 2015 г. (табл. 2). Наиболее существенным с точки зрения доли поступлений в государственный бюджет является налог на добавленную стоимость. О важности этого налога можно судить по данным статистики. На рисунке 2.2 представлена динамика поступления НДС в консолидированный бюджет РФ за 2000-2016 гг.

Акцизы, в отличии от НДС поступают как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ.

Если сравнивать роль каждого косвенного налога в доходах бюджетной системы, то преимущество принадлежит НДС. На рисунке 2.5 продемонстрировано соотношение НДС и акцизов в доходах консолидированного бюджета РФ за 2008-2016 гг.

В 2016 году в собрано 14,5 трлн. руб.налогов (Приложении 6), что на 700 млрд. больше, чем в 2016 году. Рост по показателю 5 процентов. Основными налогами является НДС и на прибыль, показали рост в 8,5 (2,7 трлн. Рублей) и 6,6 (2,8 трлн. Рублей) соответственно. Также отмечается увеличение от акцизов, в 2016 году было 1,3 трлн. Рублей.В тоже наблюдается сборов налога на полезных на 300 млрд. рублей. В 2016 году данная цифра 1,9 трлн. рублей. является средней цены на нефть.[16]

Поступление основных доходных источников федерального бюджета в 2015-2017 гг. приведено в таблице 2.2. Поступления администрируемых ФНС

России доходов в федеральный бюджет в 2016 г. составили 6880,5 млрд. руб., что на 10,7 % больше, чем в 2015 г. (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Поступление основных доходных источников федерального бюджета в 2015-2017 гг., млрд. руб.

Виды налогов

2015

2016

2016

2017[17] (прогноз)

млрд.

руб.

в %

к объему поступ. в федер. бюджет

млрд.

руб.

в %

к объему поступ. в федер. бюджет

млрд.

руб.

в % к объему поступ. в федер. бюджет

млрд.

руб.

в % к объему поступ. в федер. бюджет

Всего поступило в федеральный бюджет РФ

6 214,60

100

6 880,50

100

6 929,10

100

7 726,10

100

из них:

Налог на прибыль

411,3

6,6

491,3

7,1

490,6

7,1

600,3

7,8

НДС

2 181,40

35,1

2 448,30

35,6

2 657,40

38,3

2 899,50

37,5

Акцизы

520,8

8,4

527,9

7,7

632,2

9,1

808,2

10,4

НДПИ

2 858,00

46,0

3 160,00

45,9

2 863,50

41,3

3 320,30

43


В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления НДС составили 35,6 %, а акцизов – 7,7 %, а в 2016 году НДС 38,3 %, а акцизов – 9,1 %, в 2017 году планируется получить НДС - 37,5 %, а акцизов – 10,4 %, [18]

Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2016 году составили 6 929,1 млрд. рублей, что на 0,7% больше, чем в 2016 году, а в сравнении с 2015 на 1,4%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2016 году составили 2 657,4 млрд. рублей, что на 209,0 млрд. рублей, или на 8,5% больше, чем за 2016 год. Рост поступлений налога за 2016 год, в основном, обусловлен:

- ростом исчисленной суммы налога по налогооблагаемым объектам на 5,7% относительно уровня соответствующего периода 2016 года в связи с ростом объема ВВП в номинальном выражении;

- снижением доли налоговых вычетов в исчисленной сумме налога на 0,18 по отношению к соответствующему периоду 2016 года, что связано со снижением инвестиционной активности (снижение расходов на капитальное строительство и финансирование инвестиционных проектов в связи с завершением отдельных этапов строительства) и улучшением налогового администрирования.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2016 году составили 1 909,6 млрд. рублей, что на 124,4 млрд. рублей или на 7 % больше, чем в 2016 году. Рост поступлений в 2016 году относительно 2016 года обусловлен увеличением объема импорта из стран Таможенного союза в рублевом выражении за счет роста курса доллара США по отношению к рублю.

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации. Поступления акцизов в федеральный бюджет составили 632,2 млрд. рублей, что на 104,3 млрд. рублей, или на 19,8% больше, чем за 2016 год. Основная доля поступлений по сводной группе акцизов в 2016 году принадлежит акцизам на табачную продукцию (36,1%) производимые на территории Российской Федерации, поступления по которым составили 467,0 млрд. рублей. Поступления акцизов на табачную продукцию в 2016 году составили 467,0 млрд. рублей, что на 87,8 млрд. рублей, или на 23,2% больше, чем за 2016 год, что обусловлено ростом ставок акциза.

В период 2017 – 2019 планируется повышение акцизов (в том увеличение в 2 раза акциза в вин (за исключением игристых вин (шампанских), вин и пр.).В подакцизных товаров предлагается «электронные сигареты» (системы никотина одноразового использования). акциза на все виды продукции, установленные на 2017 год, увеличить на 10 процентов, а ставки акцизов на 2018 и 2019 годы на 10 к году.


На автомобильный класса 5 акциза на 2017 год установить в 10 130 за 1 тонну, на 2018 год – 10 637 за 1 тонну, на 2019 год – 11 062 за 1 тонну.

Таким образом, можно сделать вывод, что НДС и акцизы являются одними из основных доходных источников как консолидированного бюджета РФ, так и федерального бюджета.[19] Их совокупная доля в доходах консолидированного бюджета составляла в 2016 г. 25,1 % от общего объема поступлений, а в доходах федерального бюджета 43,3 % от общего объема.

Проведем в курсовой работе анализ поступления косвенных налогов по видам объектов налогообложения и в отраслевом разрезе.

В структуре НДС наибольшую долю составляет НДС на товары, реализуемые на территории РФ. Доля НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, незначительна и составляет приблизительно 1 % от общего поступления НДС.

Наибольший удельный вес в доходах консолидированного бюджета по сводной группе акцизов принадлежит акцизу на нефтепродукты. На втором месте находится акциз на табачную продукцию. Третье место делят акциз на пиво и алкогольную продукцию.

Рассматривая динамику налоговых поступлений в бюджетах Российской Федерации, необходимо отметить, что наибольший вклад в формирование доходов консолидированного бюджета обеспечено за счет поступления НДПИ, НДФЛ, налога на прибыль, НДС.

Для современной налоговой системы РФ, характерно большое количество проблем, важнейшей из которых продолжает оставаться фискальная направленность налоговой системы. Данная направленность выражается на практике в установлении достаточно жесткого регламента в отношение налогооблагаемой базы. В итоге это выливается в требовании о необходимости обособления налогового учета из систем бухгалтерского учета. Общее бремя платежей и налогов в России в настоящее время значительно выше, чем в зарубежных развитых странах.

Таким образом, бесспорна высокая бюджетообразующая и фискальная роль НДС и акцизов в налоговой и бюджетной системе РФ.

2.2.Проблемы косвенного налогообложения

Система косвенного налогообложения в России не лишена проблем.

Первой проблемой является то, что косвенные налоги – это сдерживающий фактор роста отечественного производства, инвестиций в основной капитал. Решением проблемы отрицательного влияния косвенного налогообложения на инвестиции представляет изменение налогового законодательства в части стимулирования инвестиционной активности.