Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Косвенное налогобложение в налоговой системе российской федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторая проблема – растущая из-за косвенного налогообложения инфляция. Целесообразно снизить основную и пониженную ставку НДС, а также отменить ряд льгот по его уплате.

Третья проблема – проблема неправомерного возмещения НДС по экспортным операциям. Для решения данной проблемы целесообразно отменить ряд льгот.

Четвертая проблема – повышение ставок акцизов особенно остро скажется на одной из главных задач государства – сохранение здоровья нации.

Решая ее, необходимо действовать в следующем направлении: сначала привить населению «культуру питья», установив низкие ставки акциза на менее вредную продукцию, и лишь затем, постепенно повышать акциз на остальные виды подакцизных товаров.

Пятая проблема – рост акциза на бензин. Дальнейшее увеличение ставки акциза на бензин может губительно сказаться на ценах большинства товаров.

Шестая проблема – сложность в администрировании НДС, трудности с обоснованием налоговых вычетов и возмещением НДС, которые препятствуют выходу российских компаний на мировой рынок.

Седьмая проблема – чрезмерная налоговая нагрузка. Необходимо снижение не только базовой, но и льготной ставки для достижения наибольшего эффекта и уменьшения нагрузки на наименее обеспеченного налогоплательщика.

Снижение ставок и сокращение налоговой базы акциза и НДС следует сопровождать увеличением ставок и налоговой базы таможенных пошлин в целях нейтрализации конкурентных преимуществ импортных товаров.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ косвенного налогообложения в Российской Федерации

В истории развития налоговых систем в разных государствах свидетельствует о достаточной устойчивости их (налоговых систем) на протяжении длительного периода, а если же меняется, то это чаще всего вместе с экономической политикой государства. Поэтому, налоговые реформы могут в определенной степени и на некоторый период снимать наиболее острые противоречия. Эти реформы способны приспосабливать налоговый механизм к возникающим новым ситуациям, изменять соотношения и структуру налоговых поступлений в отношении отдельных видов и групп налогов, перераспределять поступающие налоги.

Среди возможных направлений реформирования механизма взимания НДС можно выделить следующие.

Большим недостатком действующей налоговой системы можно считать затратный характер налогооблагаемой базы. Налогом облагаются не первичные факторы производства, а перераспределенные ресурсы и производственные затраты. Налоги увеличиваются пропорционально затратам, поэтому получается, что обществу выгодна затратная экономика. Это парадокс налоговой системы. Когда объектом налогообложения является реализация продукции (продавцами), но по существу, за счет товаропотребителей (покупателей). При этом первые в большинстве случаях не заинтересованы в уменьшении налогооблагаемой базы (затрат производства). Данный недостаток, особенно характер для НДС, обеспечивающего почти 50% доходной части федерального бюджета. В результате его деструктивная роль особенно проявляется в условиях высокозатратной северной экономике. Необходимо предусмотреть вычеты из налогооблагаемой базы, хотя бы повышенных транспортных затрат и сумм процентов за кредиты по досрочному заводу грузов в районы Крайнего Севера.


НДС без преувеличения можно назвать самым проблемным налогом России. Совершенствовать его надо по нескольким основным направлениям.

Первое направление – необходимо снизить фискальное давление НДС на экономику, т.е., по сути, необходимо решить вопрос о величине ставок налога, то есть необходим переход к единой пониженной ставке.

Предлагаются различные варианты, но подобное снижение налога приведет к существенным потерям федерального бюджета. В среднесрочной перспективе в Российской Федерации представляется целесообразным сохранение действующей стандартной ставки НДС на уровне 18 % при условии совершенствования действующего механизма взимания НДС и системы его администрирования.

Второе направление – необходимо снизить коррупционную емкость НДС в сфере возмещения экспортного НДС. Следует существенно (например, до 5 %) снизить или даже отменить ставку возмещения НДС при экспорте нефти, газа и металлов, т.е. по основным статьям нашего экспорта. Соответственно НДС, входящий в стоимость покупных изделий и услуг сторонних организаций, используемых при производстве нефти, газа и металлов, можно будет включать в их стоимость. Для нашей страны это особенно актуально.

Второе направление Совершенствование механизма обложения НДС и его администрирования. Экспертами предлагаются следующие меры: специальная регистрация плательщиков НДС; введение системы «НДС-платеж»; введение системы контроля за вывозом товаров и возмещением НДС (СКВВ).

Третье направление – изменение методологии определения налоговой базы НДС. Необходимо изменить методологию расчета НДС, т.е. отказаться от применения так называемой зачетной схемы и перейти к исчислению налога прямым счетом. Одно из предложений по улучшению взимания НДС направлено на определение добавленной стоимости и НДС по методу сложения ее компонентов, что исключает необходимость возмещения «входного» НДС. Реализация предлагаемого метода упрощает систему администрирования НДС, поскольку исключается необходимость в заполнении ряда документов (счетов-фактур, книг покупок и продаж), снимаются проблемы, связанные с получением незаконного вычета, появляется возможность более точно оценивать эффективность деятельности организации, упрощается расчет ВВП.

В рамках порядка НДС реализовать механизм иностранным лицам сумм НДС, ими при товаров в временного в РФ, а внести изменения в о и сборах, на взимание начиная с 2018 – 2019 в Федерации НДС с товаров, реализуемых поставщиками физическим с использованием интернет-площадок.


Необходима замена НДС налогом с продаж или налогом с оборота. Введение налога с продаж приведет к увеличению налоговой нагрузки для данной категории налогоплательщиков, а в случае установления освобождения от налога с продаж для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, – к бюджетным потерям. Что касается применения налога с оборота вместо НДС, можно отметить следующее. С одной стороны, при установлении налога с оборота упрощается процедура налогового администрирования, поскольку устраняется проблема необоснованных налоговых вычетов. С другой стороны, планы по введению номинальной ставки налога с оборота требуют тщательной проработки, поскольку в этом случае возникает проблема «каскадного» эффекта. Одним из возможных путей решения этой проблемы является дифференциация ставок в зависимости от уровня добавленной стоимости, создаваемой в различных отраслях экономики на каждой стадии производства и обращения.

Таким образом, в любой стране, а в России особенно, налоговая система была и остается далеко не совершенной. Из множества проблем теоретического, методологического и практического характера остается вопрос о сложности налогообложения, как для плательщиков, так и для налоговых органов.

Поэтому в целях совершенствования налоговой системы РФ и увеличения пополняемости федерального бюджета предлагается: усовершенствование НДС: снижение фискального давления, снижение коррупционной емкости НДС, изменение методологии расчета НДС; совершенствование регистрации и учета налогоплательщиков.

Итак, определены основные пути решения проблем в системе косвенного налогообложения в Российской Федерации, которые должны способствовать созданию баланса между фискальной и регулирующей функциями косвенных налогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании проведенного исследования, отметим, что начисление и перечисление суммы налогов и взносов в бюджет и внебюджетные фонды является неотъемлемой частью процесса деятельности организации.

Налоги представляют собой платежи, которые осуществляются на безвозмездной основе, т.е. их уплата не определяет каких-либо обязанностей со стороны государства по отношению к субъекту, вносящему данные платежи.

В основе налоговой системы Российской Федерации стоит территориальный принцип, состоящий из трех уровней: федеральный (на уровне страны), региональный (на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, входящих в состав РФ) и местный (на уровне муниципалитетов).


Для современной налоговой системы РФ, характерно большое количество проблем, важнейшей из которых продолжает оставаться фискальная направленность налоговой системы. Данная направленность выражается на практике в установлении достаточно жесткого регламента в отношение налогооблагаемой базы. В итоге это выливается в требовании о необходимости обособления налогового учета из систем бухгалтерского учета. Общее бремя платежей и налогов в России в настоящее время значительно выше, чем в зарубежных развитых странах.

В целях совершенствования налоговой системы РФ и увеличения пополняемости федерального бюджета автором курсовой работы предлагается совершенствование НДС: снижение фискального давления, снижение коррупционной емкости НДС, изменение методологии расчета НДС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.10.2016). Документ предоставлен Консультант Плюс www.consultant.ru (дата обращения: 31.10.15).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 7 марта 2017 г.). - Электрон. дан. - М.: Консультант Плюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182838.
  3. Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учеб. / И.М. Александров – М. : Дашков и К, 2010.
  4. Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации//Сайт Федеральной налоговой службы. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
  5. Байзулаев С.А., Нагоева Е.В., Барсуков А.В. Налоги и предпринимательский климат // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 4. С. 6-12.
  6. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2016 году. URL: http://anegrinews.ru/201612/031449148498.html (Дата обращения: 21.06.2017).
  7. Виноградова Е. А. Проблемы региональных бюджетов Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (14). С. 45–48.
  8. Виноградова Е. А. Проблемы формирования и развития региональных бюджетов Российской Федерации в условиях макроэкономической нестабильности // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2016. № 3. С. 49–53.
  9. Виноградова Е. А., Самборская Т. А. Проблемы формирования бюджета Российской Федерации 2016 года в условиях макроэкономической нестабильности // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2016. № 1 (5). С. 71-75.
  10. Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение / Е.Ю. Жидкова. - М.: Эксмо, 2010.
  11. Заключение Счетной палаты РФ на проект ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Справочно-правовая служба «Гарант».
  12. Колчин С. Налоги в Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  13. Малахова А.А., Архипова М.И. Совершенствование налоговой системы как фактор конкурентоспособности национальной экономики // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78524 (Дата обращения: 02.06.2017).
  14. Мамаду Б., Турбина Н. М., Владимирова С. В. Место и роль налоговой политики в системе государственного регулирования // Социально-экономические явления и процессы. - Тамбов, 2016. - № 7. С. 7-13.
  15. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие/ под ред. Б.Х. Алиева, Х.М. Мусаевой. – М.: Юнити-Дана, 2015.
  16. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Документ предоставлен Консультант Плюс www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.17).
  17. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика / В.Г. Пансков. - М.: Юрайт, 2011.
  18. Попова, А. И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / А. И. Попова. – М.: Юрайт, 2015.
  19. Путренкова Т.А., Романова И.Б.Налоговая система как важная составляющая государственной системы // В сборнике: Молодой ученый: вызовы и перспективы сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. 2016. - С. 209-215.
  20. Соловьева, Л.А. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / Л.А. Соловьева. - М. : Инфра-М, 2013.
  21. Турбина Н.М., Федорова А.Ю. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - Т.11. - №7. - С.42.
  22. Турбина Н. М., Мялкина А. Ф. Особенности налоговой политики в периоды финансовой нестабильности // Социально-экономические явления и процессы. - Тамбов, 2015. - № 6. С. 57.
  23. Турбина Н. М. Налоговая политика России: историческое развитие и современное состояние // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. - № 10. - С. 102-105.
  24. Шнайдер О.В., Смагина А.Ю. Реальные проблемы оптимизации налогообложения современной экономики // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (44). С. 84-89.

Официальные сайты

17 Официальный сайт Федеральной службы статистики [Электронный ресурс] // доступа: http://www.gks.ru/

Приложение 1

Доходы бюджета расширенного Российской

Федерации в 2012 - 2016 гг. (% к ВВП)[20]

2012 г

2013 г

2014 г

2015 г

2016 г

Доходы, всего

37,26

35,02

34,42

34,34

33,32

Налоговые и платежи

34,50

32,49

31,80

31,90

30,17

В том числе

Налог на организаций

4,06

3,52

2,92

3,05

3,22

Налог на физ.лиц

3,57

3,38

3,52

3,47

3,47

Налог на стоимость

5,81

5,30

4,98

5,06

5,24

Акцизы

1,16

1,25

1,43

1,38

1,32

Таможенные пошлины

8,25

7,62

7,00

7,09

4,16

Налог на полезных ископаемых

3,65

3,67

3,63

3,73

3,99

Единый соц. и страх. Взносы

6,30

6,13

6,61

6,46

6,98

Прочие и сборы

1,71

1,62

1,71

1,67

1,78

Приложение 2

Доходы бюджета расширенного от добычи и нефти и нефтепродуктов в 2012 - 2016 гг. (% к ВВП)[21]

2012 г

2013 г

2014 г

2015 г

2016г

Налоговые и платежи

34,50

32,49

31,80

31,90

30,17

Доходы от и пошлин, с нефти, газа и нефтепродуктов

10,75

10,37

9,94

10,18

7,63

Из них:

НДПИ на нефть

3,30

3,19

3,08

3,16

3,35

НДПИ на газ

0,25

0,40

0,46

0,48

0,53

Акцизы на нефтепродукты

0,51

0,55

0,59

0,50

0,37

Вывозные пошлины на нефть

4,17

3,72

3,29

3,36

1,77

Вывозные пошлины на газ

0,69

0,65

0,67

0,63

0,68

Вывозные пошлины на нефтепродукты

1,67

1,69

1,70

0,91

0,93

Таможенная (при из РБ за ТС сырой и категорий товаров, из нефти)

0,16

0,18

0,15

0,14

0,00

Доходы от и прочих платежей, не с нефти, газа и нефтепродуктов

23,75

22,12

21,86

21,72

22,54