Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Косвенное налогобложение в налоговой системе российской федерации).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность налогов
1.2 Анализ становления косвенного налогообложения в РФ
1.3. Сущность косвенного налогообложения и его роль в формировании бюджета
2.1. Анализ налоговых доходов бюджетов в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных видов деятельности любого государства является формирование государственных доходов. Государственный доход – это финансовые (денежные) ресурсы, поступившие из разных видов источников в распоряжение государства и используемые им для решения своих задач и осуществления функций.
Налоги являются основной формой доходов государства в современном мире. Формирование государственных и социальных программ происходит из налоговых поступлений, а также обеспечение функционирования государства.
Налоги являются одним из способов формирования доходов государства. Как правило, налоги взымаются с целью обеспечения необходимой платежеспособности разнообразных уровней государственной власти.
Актуальность исследования. На протяжении всего исторического пути в России особую роль играли косвенные налоги, временами превосходя долю налогов прямых в формировании бюджета. Однако сегодня существующие косвенные налоги получают ряд критических замечаний, причем зачастую конструктивных, в связи с чем, остро встает вопрос об их перспективах, прогнозировании развития данной сферы.
Эффективность государственного регулирования экономики и реализация социально-экономических функций государства зависит от соответствия налоговой системы государства целям и задачам развития экономики. В российской экономике в настоящее время налоговые доходы консолидированного бюджета недостаточны для реализации социально-экономических задач ее развития. Следовательно, важным и актуальным является определение рациональной и эффективной налоговой системы государства и механизмов ее функционирования с целью увеличения доходов консолидированного бюджета.
Цель курсовой работы состоит в раскрытии роли косвенных налогов в формировании доходов бюджета и определении направления совершенствования и реформирования косвенного налогообложения на ближайшую перспективу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть особенности налоговой системы РФ и роль косвенных налогов (НДС и акцизов) в формировании дохода бюджетов;
- провести анализ динамики и структуры косвенных налогов в бюджетах разных уровней;
- определить проблемы и рассмотреть направления совершенствования косвенного налогообложения в Российской Федерации.
Объект исследования – косвенное налогообложение.
Предмет исследования – современное состояние косвенного налогообложения и возможные варианты его реформирования в РФ.
В курсовой работе использованы методы сравнительного анализа, системного анализа, методы обобщения и синтеза.
В качестве теоретической базы исследования использовалась учебная и специальная периодическая литература, Интернет-источники, законодательные и нормативно-правовые акты.
Структура работы состоит из введения, основной части работы, разбитой на три главы, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность налогов
В наиболее широком смысле под налогами понимаются взимаемые на основании государственного принуждения и не носящие характер компенсации или наказания обязательный безвозмездный платеж[1].
Налоги представляют собой платежи, которые осуществляются на безвозмездной основе, т.е. их уплата не определяет каких-либо обязанностей со стороны государства по отношению к субъекту, вносящему данные платежи. Таким образом, к налогам не относятся платежи, обязанность по уплате которых появляется в ситуации заключения каких-либо договоров между плательщиком и государством или разнообразными органами государственной власти[2].
Налоги являются одним из способов формирования доходов государства. Как правило, налоги взымаются с целью обеспечения необходимой платежеспособности разнообразных уровней государственной власти. В тоже время налоговые платежи подлежат зачислению не только в государственный (федеральный и региональный) бюджеты или бюджеты местных органов власти (самоуправления), отметим, что они могут выступать основным средством формирования различного рода государственных фондов[3].
В экономическом смысле налоговые платежи представляют собой инструмент перераспределения новой созданной стоимости – национального дохода, а также выступают составной частью целостного процесса воспроизводства производственных отношений. Перераспределение национального дохода обеспечивает государственную власть частью созданной стоимости в денежной форме. Определенная часть национального дохода, которая перераспределена благодаря налогам, становится централизованным источником финансовых ресурсов государства. Данный процесс – принудительного отчуждения некоторой части национального дохода – имеет направленность от налогоплательщика к государству[4].
Налоговая система представляет собой совокупность таких элементов как: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и системы налогового администрирования.
В соответствии со ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации выделяется два основных понятия налоговой системы: налог и сбор.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, который взимается с юридических и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства[5].
Сбор – это обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий.
Налог представляет собой определенную форму доходов государства или каких-либо иных общественно-принудительных условных единиц, когда данные доходы, которые формируются с имущества граждан, являются их жертвой, осуществляемой в одностороннем порядке, без получения ими каких-либо ответных эквивалентов, целью налогов является удовлетворение общественных потребностей.
Из данного определения можно выделить следующие основные признаки налогов:
1) имеют общеобязательный характер, ст. 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить установленные налоги и сборы. В соответствии с данной установкой Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательные акты субъектов России и муниципальных образований устанавливают жесткий перечень налоговых платежей, обязанность уплачивать которые возложена на всех налогоплательщиков, определенных законом;
2) безвозмездность налогов. За счет налоговых платежей происходит финансирование деятельности государства, при этом какое-либо физическое или юридическое лицо, которое начисляет и уплачивает определенный налог, не получает какого-либо возмещения в виде имущества, имущественных либо неимущественных прав;
3) денежная форма налогов. Налоговые платежи взимаются в форме денежных средств, которые принадлежат юридическим или физическим лицам;
4) публичный характер налоговых платежей. В соответствии со ст. 57 Конституции России каждый обязан уплатить соответствующие налоги и сборы. Обязанность уплачивать налоги имеет особый характер, что обусловлено природой самого государства по смыслу статьи 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции России;
5) нецелевой характер налогов. Важнейшей целью налогообложения является финансирование деятельности государства. Данный признак налогов вытекает из статьи 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой установлен принцип всеобщего покрытия государственных расходов. Указанный принцип, означает, что все расходы государственного бюджета должны покрываться суммой доходов бюджета и поступлений из разнообразных источников финансирования. Доходы бюджета и поступления финансовых средств не могут быть связаны с какими-либо расходами бюджета, кроме средств иностранных кредитов имеющих целевую направленность, доходов целевых фондов, а также в случаях централизации финансовых средств из бюджетов остальных уровней бюджетной системы России.
В основе налоговой системы Российской Федерации стоит территориальный принцип, состоящий из трех уровней: федеральный (на уровне страны), региональный (на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, входящих в состав РФ) и местный (на уровне муниципалитетов).
Виды налогов и сборов, установленных в Российской Федерации:
1) Федеральные: Налог на добавленную стоимость (далее НДС); Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ); Налог на прибыль; Водный налог; Государственная пошлина; Налог на добычу полезных ископаемых; Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; Акцизы.
2) Региональные: Налог на имущество организаций; Транспортный налог; Налог на игорный бизнес.
3) Местные: Земельный налог; Налог на имущество физических лиц; Торговый сбор.
К федеральным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными налогами признаются налоги, установленные НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Местными признаются налоги, установленные НК, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований[6].
Субъектом налога (налогоплательщиком) является лицо, на которое в соответствии с законодательством возложена обязанность начислять и уплачивать налоги. В определенных случаях налоги могут быть переложены налогоплательщиком (субъектом налога) на другое лицо, которое является тем самым конечным его плательщиком. Это происходит преимущественно при взимании косвенных налогов. Если налог не может быть переложен на другое лицо, то субъект и носитель налога – одно лицо. В случае, если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают. Таким образом, под субъектом налоговых платежей подразумевается лицо, обязанное платить налоги. Носитель налога – лицо, его уплачивающее.
Объект налогообложения – это предмет, который подлежит налогообложению. Действующим российским законодательством предусмотрены такие объекты налогообложения как: стоимость реализованных товаров (продукции, работ, услуг); прибыль организации; совокупный доход физических лиц; имущество, которое находится в собственности юридических и физических лиц и др.[7]
Налоговая база характеризуется стоимостной, физической или иной характеристикой объекта налогообложения. База используется для количественного измерения объектов налогообложения и представляет собой величину, с которой непосредственно исчисляется сумма налога.
Налоговая ставка представлена налоговыми начислениями на единицу налоговой базы. Различают такие налоговые ставки как: процентные и твердые ставки.
Процентные налоговые ставки устанавливаются прямо к налоговой базе. Выделяют следующие ставки: пропорциональные процентные ставки, прогрессивные и регрессивные процентные ставки.
Твердые ставки налогов устанавливаются в абсолютной денежной сумме на каждую единицу налагаемой базы. Данные ставки обычно используются при налогообложении земельным налогом. В России согласно действующему налоговому законодательству данные ставки нашли широкое использование при обложении акцизным налогом.
За налоговый период, как правило, принимается календарный год или другой период применительно к некоторым налогам, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма налога. Для каждого вида налога установлен налоговый период, например, год, квартал или месяц. По одному виду налога возможно применение одного или нескольких различных налоговых периодов.
Налоговыми льготами считаются определённого рода преимущества, закрепленные законодательством и предоставляемые некоторым категориям плательщиков налогов, по сравнению с иными плательщиками, включая возможность вовсе не уплачивать налоговые платежи или уплачивать их в наименьшем размере.
Российским законодательством предусматривается следующая система льгот: необлагаемый минимум; снятие налоговых платежей для определенных лиц или категорий плательщиков; снижение размеров налоговых ставок; изъятие из обложения отдельных элементов объекта налога[8].