Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Коммуникативное взаимодействие).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
Не менее важным является положение тела (осанка) в процессе разговора. С помощью позы можно выразить подчинение, заинтересованность в разговоре, скуку или желание для совместного партнерства и т. д. Когда собеседник сидит неподвижно, его глаза скрыты за темными очками и собственные записи он закрывает, другой человек будет чувствовать себя довольно неудобно.
Невербальная деловая коммуникация для достижения успеха предназначена не для использования на деловых встречах поз, демонстрируя свою близость, агрессивность. Также не рекомендуется в процессе общения носить очки с затемненными стеклами, особенно когда впервые встречаетесь. Так как не видя глаз партнера по общению, собеседник может чувствовать себя неуютно, в связи с тем, что львиная доля информации остается недоступной, в результате нарушается общая атмосфера коммуникативного взаимодействия[6].
Также в позах отражается психологическое подчинение сторон разговора. Например, желание подчинения или господства.
Таким образом, невербальное коммуникативное взаимодействие является одним из видов оружия личностного самовыражения, инструментом межличностного влияния и регулирования отношений, формирует образ собеседника, сказанного перед словесным посланием.
2.2 Мимика и позы
Мимика – это выражение лица, которое отображает различные чувства, которые проживает человек. Только выражаются они немного по-разному на каждой из сторон лица, в силу того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое – за эмоциональную[12].
Характеристики взгляда
- Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, а вот через чур открытые указывают на усиление привязанности к миру.
- Прищуренный либо напряжённо суженый – концентрированность, хитрость, наблюдение за кем-либо и знаки усиленного внимания.
- Прямой означает интерес и готовность общаться.
- Если на вас смотрят лишь уголками глаз, то знайте, что вам не доверяют и скептически относятся к тому, что говорите.
- Сверху вниз – чрезмерная уверенность в себе, вплоть до высокомерия.
- Уклонение от вашего взгляда – скромность, либо проживание чувства.
Характеристики улыбки
- Оттянутые вниз уголки рта говорят о пессимистичности человека.
- И наоборот, поднятые вверх символизируют жизнерадостную и оптимистичную личность.
- Пухлый и мягкий рот – признаки чувствительности и повышенной жизненной энергии[4].
- Острые тонкие губы – указывают на интеллектуальность и силу воли.
Также необходимо рассмотреть, как проявляются чувства человека, чтобы лучше понимать поведение собеседника и проживаемые ним мысли и ощущения, ведь не всегда то, что он говорит, является правдой.
Проявление чувств
- Гнев, злость – широко открываются глаза, зубы сжимаются, а взгляд становится прищуренным[7].
- Удивление – опять-таки, широко открываются глаза, только в случае удивления ещё и поднимаются брови, а рот приоткрывается.
- Страх – испуганный человек сводит брови, у него слегка растягиваются губы, уголки которых опускаются вниз.
- Счастье, радость — приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый.
- Печаль – взгляд будто потухший, совсем без интереса к окружающим, брови сведены, а уголки губ опущены вниз.
- Восхищение – долгий зрительный контакт, со спокойным взглядом.
- Возмущение – длительный контакт глазами, без пауз, пристальный и слегка тревожный.
- Интерес к другому – внимательный взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.
- Неприязнь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встречаться глазами[3].
Характеристика поз:
- Скрещение рук на груди означает состояние ожидания чего-то либо используется как защитная реакция. Если спрятаны за спиной – сейчас не собирается действовать, что-то предпринимать, открытые ладони являются знаком того, что человек искренен в данный момент, а вот если прячет их в карман – символизирует желание скрыть что-то, ощущение неуверенности и статичность.
- Если заметили, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда является символом агрессии, а лишь желанием овладеть ощущением внутренней тревоги и сконцентрироваться. А вот если кончик указательного и большого пальца соприкасаются, при этом мизинец оттопырен – символ очень сильной концентрации на каких-либо деталях.
- Если хоть одна рука упирается в бедро, это обозначает, что человек пытается продемонстрировать своё превосходство из-за ощущения неуверенности и смущения, то есть, выпадая совсем в другую полярность.
- Когда руки опираются на стул, стол и прочее, пытаясь таким образом поддержать корпус, это означает, что ему важно прочувствовать, что есть ощущение безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу[10].
Виды жестов:
- Открытость – пожимание плечами, демонстрирование открытых ладоней и вообще рук, расстёгивание рубашки и прочего. Человек, готовый к искреннему разговору, подсаживается на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба настроены на дружеский лад – они будут повторять друг за другом движения и позы.
- Оборона – скрещённые руки на груди, либо сжатые в кулак, коммуникация в таком случае вряд ли приведёт к компромиссу.
- Оценка, размышление – рука, подпирающая щёку, обозначает, что собеседник в глубоком раздумье, а вот если подбородок подпирает ладонь, с вытянутым вдоль овала лица указательным пальцем – вас критически оценивают, не доверяя, будучи в позиции, «мы ещё посмотрим». Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Размышление и момент выбора, принятия решения – когда вы замечаете, что другой чешет подбородок, туда-сюда расхаживает, пощипывает переносицу и если есть очки, то совершает с ними какие-либо манипуляции[11].
- Скука и отсутствие интереса – пустой взгляд, машинальное рисование чего-либо, постукивание ногой или рукой.
- Флирт – женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин немного отличается, они поправляют галстук, пиджак, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются…
- Скрытость, подозрение – рука обычно прикрывает рот, ноги и тело развёрнуты к выходу, потирание глаз, уха, носа, а также отведение глаз в сторону.
- Доверчивость – пальцы соединены в виде купола[1].
- Самоконтроль – руки отведены за поясницу и спрятаны, или, если человек сидит, но при этом скрестил ноги и схватился руками за подлокотники. Если заметите, что подёргиваете своё ухо – это обозначает, что у вас огромное желание прекратить разговор, но вы себя контролируете и не позволяете этого сделать.
- Злость и фрустрация – частое дыхание, напряжённые и тесно сплетённые руки, иногда сцепленные, сжимающие одна другую.
Характеристика походки:
- Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.
- Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.
- Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости[2].
- Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.
- Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.
Характеристика позы во время сна:
- На боку калачиком, прижимая что-то к животу – такой человек хочет помощи, ему необходима поддержка и защита. Их язык тела говорит о неготовности брать на себя ответственность за свою жизнь, они чувствительны и импульсивны, в основном руководствуются желанием, а не здравым смыслом.
- На боку калачиком, разбросав руки и ноги – присутствует уравновешенность и умение адаптироваться к изменениям.
- На животе, раскинув руки – предсказуемы, расчётливы и любят, когда власть в их руках.
- На спине, подложив руки под голову – спят общительные и самоуверенные люди, они оптимистичны и лояльны[8].
- На боку, согнув колени – обычно отдыхают уравновешенные люди, способные на компромисс и не терпящие конфликтных ситуаций. Недостаточно смелые и любят быть незаметными.
- Спустив ногу с кровати – живут в очень быстром темпе, не умеют приостанавливаться, чтобы заметить окружающую действительность.
- Завернувшись полностью в одеяло – застенчив и труслив.
- Положенные одна на другую ноги говорят о том, что человек не может осознать что-то в себе либо понять события, которые происходят с ним.
- На животе, подложив под него руки – пунктуален, расчётлив, не любит неожиданностей, стремясь заранее прогнозировать события и их результат.
2.3 Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур
Оценка мира человеком основана на системе ценностей, принятых данным обществом. Русскому обществу традиционно приписывают большие эмоции. Очевидно, что это утверждение основано на типологических различиях культур, которые принадлежат определенной национально-культурной общности. Принадлежность к определенной культуре определяет уровень эмоций и их интенсивность[13]. Для коллективистской культуры присуща большая, чем для индивидуалистической, дифференциация эмоциональных категорий, и демонстрация своих эмоции ярче. Внимание к контексту общений проявляется в богатстве языковых ресурсов для выражения эмоций, стремлении передать все оттенки, возникающих между людьми чувств. Представители коллективистских культур, в том числе и русской, характеризуются ярким выражением эмоций в отличие от представителей индивидуалистических культур с низким избеганием неопределенности. Мимико-интонация, выражение, связанное с отслеживаемыми компонентами эмоций, сегодня является важным аспектом изучения эмоций, так как невербальные формы выражения могут служить объективным индикатором эмоций.
Что касается универсального и национального выражения эмоций, то необходимо отметить, что изучение лицевой стороны эмоций имеет давнюю историю. Согласно теории эволюции, Чарльза Дарвина, мимика (особенно движения мышц лица, выражающих эмоции) является врожденной, не зависит от расы или культуры и не различается у человеческих существ во всем мире. Выражение многих эмоций носит универсальный характер[1].
Однако в первой половине ХХ века многие ведущие антропологи обнаружили обильные свидетельства того, что в разных культурах существуют значительные различия в экспрессивном поведении, в том числе в мимике, так как это язык, который, как и любой другой, человек изучает в процессе социализации. С другой стороны, обширная серия экспериментов, проведенных в 60-х годах прошлого века, выявила различные выражения эмоций в разных культурах. В настоящее время универсальность отражения основных эмоций (гнев, печаль, страх, радость, отвращение, удивление) в выразительных мимических выражениях в целом признается, хотя и допускаются некоторые кросс-культурные вариации в мимике. Кроме того, в исследовании, проведенном одновременно в десяти странах, было выявлено, что по мимике представителей разных культур очень хорошо узнаваемы не только "чистые", а смешанные чувства[7].
Но если считать универсальность человеческой мимики доказанной, как интерпретировать приведенные выше цифры антропологов о существенных различиях в проявлении эмоций у представителей разных культур. В связи с этим стоит упомянуть еще одну форму выразительного поведения человека – жесты или выразительные движения рук, которые явно должны быть предметом отдельного исследования. В обычном сознании существует вера в то, что с помощью жестов - "при помощи пальцев" люди разных культур, даже не зная языка друг друга, могут легко понять друг друга. На самом деле это не так. За последнее десятилетие существует множество работ, описывающих и систематизирующих жесты. Следовательно, становится все более очевидным, что большинство жестов культурно-специфичны, и не только не способствуют межкультурной коммуникации, а затрудняют ее. При подготовке специалистов, занимающихся в транскультурной среде, и сегодня психологи обычно рекомендуют использовать жесты как можно меньше, чтобы избегать путаницы, так как знакомые одной культуре жесты могут быть истолкованы совершенно по-разному представителями другой культуры[12]. Однако, обращение к более популярному исследованию невербального компонента эмоций говорит о том, что, несмотря на значительные различия идиоэтнического, экстралингвистические универсальности выражения эмоций не оставляют сомнений. Только надежное усовершенствование способов выражения эмоций может дать солидную основу для сопоставления концептуальных систем, закрепленных в различных лингво-культурных сообществах для объяснения значений, закодированных в одних языках и не закодированных в других[5].
Таким образом, невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. Одним из самых распространенных жестов является тактильный контакт или прикосновение, которое считается знаком, выражающим чувства по отношению к партнеру при общении. Значительную информацию о человеке дают движения рук и тела, в которых проявляются состояние организма человека и непосредственно эмоциональные реакции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа литературы можно сделать вывод, что эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только словами, но и умением правильно интерпретировать взгляд, мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же это не единственный инструмент.
Невербальная коммуникация способна передать богатство информации.
Во-первых, это информация о личности коммуникатора, при помощи которой можно узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его личности и самооценке.
Во-вторых, через невербальные средства дается представление об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположение - неприязнь), а также динамике их взаимоотношений.
И, наконец, информация о взаимоотношениях сторон общения с ситуацией: насколько им в ней комфортно, интересно, общаются они или хотят из нее выбраться.
Люди используют невербальное общение для того, чтобы полностью, точно и четко выражать свои мысли, чувства, эмоции. Это общее для всех культур, хотя разные знаки в разных культурах имели разные значения. Поэтому для общения с людьми из других культур необходимо знать и понимать невербальные формы общения, присущие этой культуре.
За последнее десятилетие значительно возрос интерес к невербальным способам общения. Выяснилось, что ни один словесный компонент не играет важной роли во взаимодействии людей. Язык тела иногда даже лучше, чем слова (по крайней мере, более реальный, потому что нельзя сознательно контролировать вербальные проявления), дает человеку информацию о физическом и психологическом состоянии партнера, о эмоциональном отношении человека к чему-либо или кому-либо, о возможных вариантах поведениях в любой конкретной ситуации.