Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Коммуникативное взаимодействие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, важной особенностью невербального общения является возможность различать жесты, которые говорят о лжи. Ведь большинство этих жестов выражаются неосознанно, поэтому их сложно контролировать человеку, намеревающемуся лгать[10].

Интересный факт, о том, как распознать ложь: оказывается, искренность или наоборот, враньё по отношению расположения к собеседнику возникает в зависимости от скорости и одновременности расширения глаз и поднятия уголков рта. К примеру, у собеседника медленно раскрываются глаза, при этом он редко моргает и улыбается – означает присутствие угрозы. Или наоборот, если позволяет себе закрыть глаза кратковременно – он доверяет и расположен к искреннему взаимодействию.

А также существуют такие признаки:

  • Колебания в разговоре либо длительные паузы.
  • Мимика лица как будто застыла примерно на 10 секунд – явный признак фальши и наигранной демонстрации чувств.
  • Пауза между сказанными словами и проявлениями в эмоциональном плане.
  • Избегание длительного зрительного контакта, взгляд в основном беспокойный.
  • Мало жестов либо жестикуляция только правой рукой, а порой наоборот, чрезмерные движения и неуместные чувства[9].
  • Дыхание тяжёлое, мимика слабая, моргание учащённое.

Также это закрывание рта рукой, касание ямочки под носом или непосредственно носа, потирание век, взгляд в пол или боковой взгляд. Женщины, когда они врут, часто проводят под глазом пальцем. Почесывание шеи, прикосновение к ней, потягивание за воротник рубашки, это тоже признак лжи. Важную роль в оценке искренности общения партнера играет положение его ладоней. Например, если человек, протягивая одну руку или обе, открывает их частично или полностью, это говорит о честности. Сжатая рука или фиксированные и собранные пальцы являются доказательством скрытности[7].

Коммуникативное взаимодействие или общение представляет собой довольно сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который вызван необходимостью совместной деятельности в сфере обмена общениями, общего направления или стратегии взаимодействия и восприятия с последующим пониманием другого субъекта.

1.3 Коммуникативное взаимодействие

Коммуникативное взаимодействие состоит из трех компонентов:

1. Коммуникативный, представляющий непосредственно обмен информацией между общающимися людьми; 


2. Интерактивный, заключающийся в организации между субъектами взаимодействия; 

3. Перцептивный, состоящий в процессе восприятия индивидуумами друг друга и в установлении взаимопонимания. 

Коммуникативное взаимодействие может быть речевым и невербальным. В процессе повседневной жизнедеятельности индивиды разговаривают с множеством людей, употребляя при этом и вербалику, и невербалику[3]. Людям речь помогает делиться знаниями, мировоззрениями, заводить знакомства, налаживать социальные контакты и др. Однако без использования невербальных и вербальных средств общения речь будет сложна для восприятия. 

Особенности невербального общения и вербального взаимодействия состоят в использовании различных инструментов принятия и анализа, поступающих данных в ходе коммуникаций. Так, для восприятия информации, передаваемой словами, люди применяют интеллект и логику, а для понимания невербального общения они используют интуицию[15]. 

Вербальное общение подразумевает под собой понимание того, как именно воспринимается речь партнером по коммуникации и какое воздействие на него оказывает. Ведь речь является одним из основополагающих средств межличностных коммуникаций. 

Для человеческого индивида явление начинает существовать в полном смысле тогда, когда оно наименовано. Язык – это универсальное средство людского взаимодействия. Он является базисной системой, с помощью которой люди шифруют информацию и важнейшим коммуникационным инструментом. Язык считается «могучей» системой шифрования, однако наряду с этим он оставляет возможности для разрушения и создания барьеров. 

Слова делают понятным значение явлений и обстоятельств, они помогают выражать индивидам мысли, мировоззрение и эмоции. Личность, ее сознание и язык неразрывны[2]. Зачастую язык опережает течение мыслей, а нередко вообще им не подчиняется. Индивид может что-то «ляпнуть» или систематически «трепать языком» при этом, практически не думая о том, что формирует своими высказываниями определенные установки у социума, направляет их к конкретному реагированию и поведению. Здесь можно применить поговорку – «как аукнется, так и откликнется». При верном употреблении слов можно управлять таким откликом, прогнозировать его и даже формировать. Искусством грамотного употребления слов владеют многие политики. 

На каждой ступени коммуникационного взаимодействия возникают преграды, мешающие его эффективности. В ходе взаимодействия нередко возникает иллюзорность взаимопонимания партнеров. Такая иллюзия обусловлена тем, что индивиды пользуются одинаковыми словами с целью обозначения абсолютно разных вещей. 


Потери данных и искажение информации происходит на каждой стадии коммуникации. Непосредственный уровень таких потерь обуславливается общим несовершенством человеческой языковой системы, невозможностью точно и полностью трансформировать мысли в словесные структуры, личными установками и стремлениями (желаемое воспринимается за действительное), грамотностью собеседников, словарным запасом и прочим. 

Межличностные коммуникационные взаимодействия, преимущественно, осуществляются посредством использования невербальных орудий. Невербальный язык считается более богатым в сравнении с вербаликой[10]. Ведь его элементами являются не словесные формы, а мимика, положения тела и жестикуляция, интонационные характеристики речи, пространственные рамки и временные границы, символическая коммуникативная знаковая система. 

Зачастую, невербальный язык общения – это результат не преднамеренной поведенческой стратегии, а следствие подсознательных посылов. Именно поэтому его весьма сложно подделать. Индивид воспринимает неосознанно мелкие невербальные детали, считая такое восприятие «шестым чувством». Часто люди бессознательно отмечают несовпадения между произнесенными фразами и несловесными сигналами, вследствие чего начинают не доверять собеседнику. 

Невербальное взаимодействие играет существенную роль в процессе взаимообмена эмоциями[6].

Таким образом, невербальное общение – это непосредственное общение людей без помощи слов, часто возникающее бессознательно. Оно может усиливать и дополнять словесное общение или противоречить ему. Невзирая на то, что невербальное общение часто является бессознательным процессом, для достижения необходимого эффекта его можно контролировать.

Глава 2 Виды невербального общения

2.1 Голос, жесты, внешний вид

Голос - это звук, который человек произносит в ходе разговора, пения, а также крича, смеясь и плача. Образование голоса происходит за счет вибрации голосовых связок, который создает звуковые волны при прохождении выдыхаемого воздуха через них. Без слуха голос не может развиваться, в свою очередь, слух тоже не может формироваться без участия вокального аппарата. Так, например, у человека, страдающего глухотой, голос не функционирует, в связи с тем, что отсутствует слуховое восприятие и стимуляция рецидивирующих центров[12].


В невербальном общении можно всего одним тоном голоса передать экстатический или вопросительный характер предложения. В соответствии с тембром, которым произнесена фраза, можно сделать вывод о том, насколько это важно для оратора. Часто из-за неправильно подобранного тона и интонации слово может звучать как заказ. Так, например, слово "извините" может нести совершенно разные значения в зависимости от интонации. Также голосом можно выразить частное состояние: удивление, радость, гнев и т. д.

По факту, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона даёт понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову: «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее[5].

Характеристики голоса

  • Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный — уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.
  • Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.
  • Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения[14].
  • Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.

Характеристики смеха

  • Ха-ха-ха – беззаботный, открытый и жизнерадостный.
  • Хе-хе-хе – своенравный, упёртый.
  • Хи-хи-хи – саркастичный, злорадный.
  • Хо-хо-хо – хвастливый, бунтарский.
  • Ху-ху-ху – трусливость, порой неосознанный страх.

Часто люди говорят, не то, что имеют в виду, и их собеседники не всегда

понимают полностью, что они хотели передать. Все это из-за невозможности правильно прочитать язык тела[15].

С помощью жестов можно выразить уверенность, превосходство или, наоборот, зависимость. Кроме того, появляются замаскированные жесты и неполные преграды. Часто в жизни человек может столкнуться с ситуациями, когда ему не совсем комфортно, но он должны казаться уверенным.


Например, во время презентации перед большой аудиторией. В этой ситуации интуитивные защитные жесты, которые дают нервозность говорящего, человек пытается заблокировать, в результате чего частично заменяет неполные барьеры. К таким барьерам относится ситуация, когда одна рука находится в расслабленном состоянии, а другая цепляется за предплечье или плечо другой руки. С помощью замаскированных жестов индивидуум также способен достичь необходимого уровня уверенности и душевного спокойствия. Как известно, защитный барьер выражается в виде закрепления скрещенных рук на теле. нередко, вместо этого, многие люди активно используют манипуляции с различными аксессуарами, например, крутят запонки, теребят ремешок или браслет и т. д. Но все равно одна рука поперек тела, что показывает на установку барьера.

Руки, помещенные в карманы, могут иметь много значений. Например, человек может быть просто холодным или он просто сосредоточен на чем-то. Кроме того, нужно отличать жесты от привычек человека. Так, например, привычка качать или стучать ногой, сидя за столом, может восприниматься как нежелание продолжать диалог[4].

Жесты невербального общения делятся на следующие:

  • жесты, показывающие характер (инструкции, визуальный сигнал);
  • регулирующие характер (кивок, покачивание головой);
  • жесты-эмблемы, то есть жесты, которые заменяют слова или даже целые предложения (например, сцепленные руки обозначают приветствие);
  • жесты адаптационной природы (прикосновение, поглаживание,

элементы теребения);

  • жесты-эффектор, то есть выражение эмоций, чувств;
  • микро-жесты (подергивание губ, покраснение лица).

Внешний вид является наиболее важным компонентом невербальной коммуникации, и он включает в себя образ, который непосредственно видит и воспринимает окружающее общество[2].

Невербальное деловое общение начинает выстраиваться именно с оценкой внешних атрибутов личности. Приемлемая внешность зависит от следующего: опрятность, доброта, естественность поведения, манеры, грамотность речи, адекватность реакций на критику или похвалу, харизма. В каждой индивидуальной жизни очень важно знать, как использовать возможности собственного тела при передаче информации собеседнику.

Невербальная коммуникация в деловом общении абсолютно необходима. Потому что бизнесменам часто приходится убеждать оппонентов, склонять их к своей точке зрения и совершать определенные действия (сделки или вкладывать значительные суммы в развитие предприятия). Добиться этого будет проще, если продемонстрировать партнеру, что человек честен и открыт[13].