Файл: Основы суверенитета государства в современных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Россия, находясь с 1922 г. в составе СССР, фактически утратила свой суверенитет. Восстановление суверенитета РСФСР (это государство было суверенным с 1917 г. по 1922 г.) было осуществлено 12 июня 1990 г., когда I Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.

«Парад суверенитетов» в 1990 году во время распада СССР и стремление обеспечить свою независимость в первую очередь по отношению к СССР юридически способствовал «обоснованию» разрушительных политических притязаний местных элит, серьезно дестабилизировал политическую обстановку в процессе распада СССР. Создание суверенных государств, составлявших ранее единое союзное государство привело практически к разрушению Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате чего значительно ослабла военная защита государственного суверенитета России.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР стала актом определения новой личности Российского государства отдельной от личности СССР. Таким образом, по отношению к РСФСР новая Россия является государством-продолжателем, а по отношению к СССР - правопреемником, таким же как и остальные 14 республик.

Положение о том, что республики, входящие в состав Федерации, заявили о своем суверенитете признано в Федеративном Договоре 1992 года, декларировано в конституциях республик, других принципиальных документах.

В отличие от всех конституций СССР и РСФСР, которые пусть и формально, но обстоятельно обозначали мнимые характеристики автономных республик как государств, Конституция Российской Федерации не содержит положений, характеризующих республики как государства.

Во избежание подобных претендентов Конституция Российской Федерации, исходя из общепризнанных норм международного права и мировой конституционной практики, определяя Россию как федеративное государство, состав ее субъектов и их статус, не содержит положения о суверенитете республик.

В России, таким образом, сложилась ситуация, характерная сочетанием двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетание проявляется в том, что суверенитет федеративного государства охватывает, покрывает собой суверенитет входящих в него республик, тоже объявивших о своем суверенитете.

Сам по себе такой подход вполне приемлем при условии, что им не нарушаются исторически сложившееся государственное единство народов Российской Федерации, целостность ее территорий.

Актуальность вопроса обусловлена тем, что проблема суверенитета в федеративном государстве - важнейший аспект практической политики, так как от концептуального его решения зависит характер властных отношений федерации и ее субъектов, а также характер и способы разделения власти по вертикали [24].


Федерализм является средством соединения, а не разделения унитарного государства. Государственный суверенитет делится между федерацией и ее членами, соответственно закрепленной в Конституции доле государственной власти.

Раздел суверенитета может проводиться путем распределения компетенции между законодательными органами федерации и ее субъектов. Кроме того, разграничивается компетенция между главами государств, администрациями и судебными органами обоих уровней. Для этого применяют различные принципы разграничения компетенции.

Однако, суверенизация регионов, получившая начало в Федеративном договоре, породила и другое негативное явление – множество законодательных актов субъектов Федерации, которые противоречат и федеральным законам, и Конституции. Субъекты Федерации во избежание развала страны просто обязаны привести свое законодательство в соответствие с федеральным.

Обобщая вышесказанное, именно федеративная идея может стать решением многих проблем разделения суверенитета, вследствие противоборства между двумя противоположными тенденциями: стремлением к глобализации и развитием национальной, региональной самобытности во всех ее проявлениях.

Согласно нормам общего конституционного права, основными направлениями осуществления государственного суверенитета являются [18]:

- обеспечение верховенства государственного закона на всей территории государства;

- обеспечение территориальной целостности;

- защита экономической системы;

- обеспечение нормального функционирования системы налогов и финансов;

- обеспечение нормального функционирования аппарата управления.

Осуществление государственного суверенитета происходит посредством деятельности исполнительно-распорядительных и судебных органов на всей территории государства [16].

Модернизация России невозможна без учета составляющих ее регионов. В модели безопасности региона, безусловно, важной является проблема расширенной самостоятельности административно-территориальных образований в решении местных вопросов при разумном сочетании интересов региона и государства.

Установление степени государственного контроля над регионами является необходимостью для функционирования стабильного, относительно однородного государства.

Подводя итог второй главы, можно сделать вывод, что несмотря на многовековую разработку юристами категории «суверенитет», теория суверенитета продолжает нуждаться в осмыслении и конкретизации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог курсовой работы, можно сказать, что ее цель достигнута.

Раскрыты основы суверенитета государства в современных условиях, выявлены проблемы поддержания суверенитета на примере Российской Федерации, а также предложены пути решения указанных проблем.

Решены задачи курсовой работы:

- раскрыта основы суверенитета государства в современных условиях (понятие, правовое содержание, основные характеристики и юридические свойства);

- по результатам анализа выявлены проблемы поддержания суверенитета в Российской Федерации;

- разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию суверенитета Российской Федерации.

Завершая анализ проблем суверенитета в Российской Федерации, необходимо перейти к выводам:

1. Сегодня стоит целый ряд проблем, требующих дальнейшей разработки теории суверенитета и практических вопросов его реализации, среди которых осмысление процесса перехода от концепции суверенитета в условиях СССР к теории суверенитета в условиях Российской Федерации, перспектив интеграции в рамках Содружества Независимых Государств, прежде всего, в рамках Союза Беларуси и России, укрепление единства государства Российского.

2. В России, переживающей период внутренней трансформации, глубоких изменений как в структуре государства, так и в конструкции государственного управления, избираемая концепция суверенитета характеризует глубинные процессы, анализ которых позволяет выделить наиболее существенное и определяющее дальнейшее развитие государства.

3. В настоящее время в России происходит столкновение двух разнонаправленных тенденций государственного развития, обусловленных объективными потребностями обеспечения государственного единства, однородности правового пространства Российской Федерации, с одной стороны, и сохранения этнической, культурной, экономической самобытности ее субъектов — с другой.

4. Конституция Российской Федерации закрепила достаточно строгую концепцию единого суверенитета Российской Федерации, который распространяется на всю территорию страны. Однако противоречие, имеющее место при сочетании суверенитета РФ с декларируемым суверенитетом входящей в состав России республики, не нашло своего конституционного разрешения.

В рамках представленной концепции суверенитета оказывается теоретически совместимыми и практически реализуемыми необходимая степень централизации при осуществлении федеральной государственной власти и достаточная автономия региональных властей.


5. В России существует опасность открытого противоречия между нормами Конституции России и положениями конституций республик, что может послужить основанием для углубления сепаратистских тенденций в стране.

6. К возникновению противоречий в конкретных правоприменительных вопросах, таких, как вопросы приватизации и разгосударствления, правового закрепления отношений собственности приводят расхождения в понимании статуса субъектов федерации. Самостоятельность субъектов федерации находит свое наиболее яркое и полное проявление при характеристике двух основополагающих моментов: закрепления системы органов власти и правового статуса собственности.

7. Различия в регулировании права собственности в республиках приводят к усугублению нестабильности. Некоторые республики, как показал опыт, не в состоянии управлять собственностью, которую закрепили за собой.

8. Республики как субъекты Федерации не имеют статуса суверенного государства и не могут иным образом решить этот вопрос в своих конституциях, наделив себя свойствами суверенного государства - даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.

9. Конституция Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации».

10. Развитие подлинного федерализма требует формирования таких правовых систем в субъектах Российской Федерации, которые позволили бы создать конституционно-правовое обеспечение взаимоотношений федерального центра с субъектами Российской Федерации, а также отношений между самими субъектами. Это должно стать важнейшей предпосылкой сохранения России как единого государства, обеспечить эффективность экономических и политических преобразований, создать гарантии для духовного развития граждан, обеспечения их прав и свобод.

В полном преодолении децентрализации, упрочении единства государственного суверенитета страны, ее управляемости видится перспектива и залог эффективного развития России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)


2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

Научная литература

Абдулаев М. И. Теория государства и права: Учебник. — М.: Магистр-Пресс, 2015.-450с.

Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. — М.: Статут, 2016.-670с.

Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2014.- 320с.

Васильев, А. В. 101 вопрос и ответ по теории права и государства [Текст] : учеб. пособие / А. В. Васильев. – М. : РАГС, 2016. - 740с.

Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: Вопросы теории и практики: автореф. дис.. докт. юрид. наук. - М., 2015.- 560с.

Ереклинцева Е.В. Проблемы определения суверенитета в России / Е.В. Ереклинцева // Конституционное и муниципальное право. 2015. – 320с.

Керимов, Д.А. Основы учения о праве и государстве [Текст] : учебник / Д.А. Керимов, Д.В. Шумков. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2016.- 678с.

Клюев П.А. Суверенное государство и современный мир / П. А. Клюев // Вестник Башкирского университета. 2014. - N4.- С.30

Кузнецова Е. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? Суверенитет государства может быть ограничен, если оно им злоупотребляет // Международная жизнь. — 2012.- 500с.

Крылов Б.С. Государственный суверенитет: современные проблемы // Конституционное и муниципальное право. — 2013. – 600с.

Малько А. В. Теория государства и права [Текст] : учебник / А. В. Малько.- 4-е изд.  М. : КноРус, 2016.- 400с.

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права [Текст] : учебник / М. Н. Марченко. – М. : Проспект, 2016.- 200с.

Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. – 2016.- 700с.

Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. — Саратов, 2014.-800с.

Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Маркет ДС, 2015.-900с.

Моисеев А. А. Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты. — М.: Научная книга, 2014.- 340с.

Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2015.- 400с.

Пастухова Н.Б. Проблемы государственного суверенитета. М.: Норма, 2014.-500с.

Сергунин А.А. Суверенитет: современные дискуссии в теории международных отношений // Научные ведомости Белгородского госуниверситета. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. № 19 (90). Выпуск 16

Смоленский М.Б. Теория государства и права [Текст]: учебник / М. Б. Смоленский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.- 700с.