Файл: Основы суверенитета государства в современных условиях.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Возникновение и развитие идеи суверенитета
1.2 Понятие суверенитета государства
1.3 Юридические свойства и направления осуществления государственного суверенитета
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Основные характеристики государственного суверенитета Российской Федерации
2.2 Проблемы суверенитета в Российской Федерации и пути их решения
ВВЕДЕНИЕ
Суверенитет государства – это один из главных признаков государства наряду с другими его признаками (публичная власть, территориальная организация власти и территориальные подразделения населения, налоги и сборы, связь с правом), раскрывающий возможность полноправно осуществлять дела государства как внутри, так и за ее пределами, иными словами - возможность государства не допускать вмешательства в свои дела других иностранных государств и других внутригосударственных организаций.
Суверенитет государства в международных отношениях есть реально существующая независимость государства, которая ограничена общепризнанными нормами международного права. Среди всех субъектов международного права именно государства являются единственными безусловными носителями суверенитета [7].
Выбранная тема на современном этапе развития общества является чрезвычайно актуальной, так как суверенитет является основой конституционного строя страны, главным условием существования страны и ее граждан.
Стремительно меняющийся мир, информационное общество, глобальные проблемы современности ставят перед государством проблемы осуществления гарантий государственного суверенитета [8].
Нередки проявления деятельности группировок экстремистов, очевиден рост влияния транснациональных корпораций на международную и внутреннюю политику государств, налицо вызовы международного терроризма на фоне экономической взаимозависимости государств и многие другие процессы [10].
Именно поэтому осмысление сущности суверенитета государства в современных условиях, знание его правового содержания, знание его составляющих элементов и системы обеспечения гарантий суверенитета являются необходимым условием для дальнейших научных разработок в этой области и решения проблем национальной безопасности.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последнее десятилетие, государственный суверенитет слал самой обсуждаемой темой у политологов, юристов, политиков. Проблематика суверенитета, несмотря на обширность исследований в этой области в прошлом, остается весьма сложной и многогранной.
Проблемам поддержания суверенитета государства в современных условиях посвящены работы таких авторов, как: Авакьян С.А., Баглай М.В., Белкин A.A., Бондарь Н.С., Бутусова Н.В., Воеводин Л.Д.,. Грачев Н.И., Дорогин В.А, Зорькин В.Д., Карапетян JI.M., Керимов А.Д., Клюев П.А., Крылов Б.С., Марченко М.Н., Нерсесянц В.С., Пастухова Н.Б , Смоленский М.Б., Хропанюк В. Н. и др.
Объектом исследования в курсовой работе выступает суверенное государство - Российская Федерация. Предметом исследования является суверенитет государства в современных условиях.
Цель курсовой работы - раскрыть основы суверенитета государства в современных условиях, вывить проблемы поддержания суверенитета на примере Российской Федерации, а также предложить пути решения указанных проблем.
Задачи, которые необходимо решить в процессе выполнения курсовой работы:
- раскрыть основы суверенитета государства в современных условиях (понятие, правовое содержание, основные характеристики и юридические свойства);
- проанализировать и вывить проблемы поддержания суверенитета в Российской Федерации;
- разработать конкретные рекомендации по совершенствованию суверенитета Российской Федерации.
При написании данной курсовой работы были выбраны методы исследования: общенаучные (сравнение, классификация, анализ, индукция, дедукция, обобщение), частнонаучные методы исследования, применяемые конкретно в юриспруденции (формально-юридический и сравнительно – правовой).
Научная значимость курсовой работы заключается том, что уточнено понятие «государственный суверенитет», признана первостепенная роль проблемы суверенитета государства, его сущности, признаков.
Практическая значимость курсовой работы заключается том, что выводы и предложения о способах поддержания суверенитета государства в современных условиях в дальнейшем могут быть использованы для написания дипломной работы и магистерской диссертации.
Структура курсовой работы соответствует требованиям методических рекомендаций по ее написанию: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Возникновение и развитие идеи суверенитета
Суверенитет как государственно-правовое явление имеет давнюю историю. В течение многих лет по данному вопросу ведутся многочисленные дискуссии.
Возникновение и развитие категории «суверенитет» происходило одновременно с появлением и развитием международного права и системы национальных государств [10].
Начиная с глубокой древности, идея суверенитета и понимание его сущности выкристаллизовывались постепенно, впитывая в себя достижения передовой практики и правовой мысли государственно-правового развития различных стран мира. Еще 300 лет до н.э. Аристотель в качестве специфического признака государства, отличающего его от всех других видов человеческого сообщества, выделяет автаркию (самодостаточность), что означает способность государства существовать независимо от других уний, полностью удовлетворяя свои потребности собственными силами.
Марсилий Падуанский (1275-1343) идеологически обосновывал и активно защищал идею главенства государства в обществе, признавал необходимость существования в обществе воли, которая должна участвовать в принятии общих решений и контролировать исполнение принятых решений.
Теория суверенитета государственной власти берет свое начало из идеи о суверенитете верховного правителя как носителя государственной власти, высказанной и обоснованной французским мыслителем XVI века Жаном Бодуном, которого поэтому и считают основоположником этой теории.
Понятие государственного суверенитета, обозначало, прежде всего, неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей.
Одним из наиболее известных авторов, изучающих проблемы суверенитета, является американский ученый Стивен Д. Краснер. Краснер С., выражая свою точку зрения, доказывает, что суверенитет - это не главный принцип международного устройства, а некий «когнитивный скрип», имеющий всего лишь роль инструмента в руках глав государств.
В XVІІ-XІX в.в. проблема поиска критериев суверенной государственной власти активно исследовалась большинством юристов-международников.
Кроме того, специальные работы, посвященные суверенитету: монографии Живаго С.И., Нольде Б.Е., Палиенко Н.И., а также статьи Саблера С.К. и Корфа С.А. указывают на то, что суверенитет применяется только в пределах государства, а в международных отношениях, где государства коллективно признают обязательность международно-правовых норм и действуют по согласованию с ними, они не упражняют прав суверенитета [25].
В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка [21].
В последние годы в отечественной юридической литературе вопросу о правовом и политическом значении государственного суверенитета также уделяется достаточного много внимания.
Таким образом, анализ процесса возникновения и становления идеи суверенитета государственной власти позволяет определить закономерности и особенности развития этой идеи в разные периоды развития государства и права, установить зависимость этого процесса от конкретных общественно-политических обстоятельств.
1.2 Понятие суверенитета государства
В литературных источниках понятие государственного суверенитета имеет политико-правовую, а точнее, государственно-правовую окраску, охватывающую различные сферы жизни общества - экономическую, идеологическую, правовую, социальную и др.
Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам [9].
Суверенитет (от французского souverainete и английского sovereignty) – это верховная власть [16].
Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри - и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций) [11].
Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства.
Государственный суверенитет - признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей своей территории, а также в международных отношениях [13].
Моисеев А.А. в своем труде «Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты» дает такое определение «Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права» [18]. В современной политологии термин суверенитет государства употребляется почти как синоним слова «независимость». При этом у политологов распространено мнение, что субъекты федерации в федеративном государстве могут иметь ограниченный суверенитет, который в совокупности с суверенитетом федеральной власти образует полный суверенитет.
Авторы учебников выделяют две стороны государственного суверенитета [4]:
- внешнюю сторону, которая по своей сути выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне;
- внутреннюю сторону, которая выражает верховенство и полноту государственной власти в отношении всех других организаций в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории.
Таким образом, суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности.
1.3 Юридические свойства и направления осуществления государственного суверенитета
Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества. В юридической литературе выделяют неотъемлемые юридические свойства суверенитета: верховенство, единство, независимость государственной власти [15] (см.Приложение А).
1. Первое юридическое свойство государственного суверенитета - верховенство государственной власти, т.е. ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов [5]. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов.
Кроме всего прочего, сущность верховенства государственной власти выражается в том, что оно определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает правоспособность, общий правопорядок, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан [15].
2. Второе юридическое свойство государственного суверенитета - единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.
Иными словами исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан.