Файл: Основы суверенитета государства в современных условиях.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Возникновение и развитие идеи суверенитета
1.2 Понятие суверенитета государства
1.3 Юридические свойства и направления осуществления государственного суверенитета
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Основные характеристики государственного суверенитета Российской Федерации
2.2 Проблемы суверенитета в Российской Федерации и пути их решения
В то же время, единство государственной власти заключаются в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все необходимые для осуществления функций государства полномочия, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам, при одних и тех же обстоятельствах, взаимоисключающие правила поведения [18].
3. Третьим важнейшим свойством суверенной государственной власти является ее независимость, т.е. самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Кроме того, независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок.
Независимость и верховенство государственной власти выражаются в таких моментах, как:
- прерогатива, т.е. возможность отмены и признания любого незаконного проявления другой общественной власти ничтожным, а также возможности закрепления государственной властью любого проявления общественной власти;
- универсальность, т.е. обязательность решений государственной власти для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране;
- наличие специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
Такая самостоятельность государственной власти должна обеспечиваться отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.
Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции.
Следует обратить особое внимание на то, что все вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера.
В работах современных авторов стали появляться суждения, что власть каждого государства ограничена и обусловлена извне – зависимостью его от международного общения, изнутри – от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться [22].
Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства, которые позволяют отличить страну от других публично-правовых союзов.
В юридической литературе выделяют также основные направления осуществления государственного суверенитета (согласно нормам конституционного права) [12]:
- обеспечение верховенства закона на всей территории государства;
- обеспечение нормального функционирования налоговой и финансовой системы;
- сохранение территориальной целостности;
- защита экономической системы;
- обеспечение эффективной работы аппарата управления.
Осуществление государственного суверенитета происходит на всей территории государства, на основе действующего законодательства посредством деятельности исполнительно-распорядительных и правоприменительных органов.
Итак, подводя итог первой главы, можно сделать вывод, что государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Основные характеристики государственного суверенитета Российской Федерации
Конституция РФ 1993 г.содержит новые подходы к суверенитету государства [1]. В Конституции РФ закреплен принцип суверенности Российской Федерации, выступающей в государственно-правовом и международно-правовом отношениях в качестве единственного носителя верховной власти Российского государства.
Основные характеристики государственного суверенитета согласно ст. 4 Конституции РФ [1]:
- государственный суверенитет, согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, находит свое выражение в верховенстве на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и в том числе федеральных законов [1];
- верховенство государственной власти на территории РФ выражается в том, что в рамках ее территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;
- международно-правовыми аспектами суверенитета РФ являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях. Часть 3 ст. 4 Конституции РФ возлагает на Федерацию обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории [1]. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН;
- независимость РФ в международных отношениях означает, что государство выступает в международных отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта. В отношении Российской Федерации никакое другое государство не может издавать обязательные распоряжения, а также распространять свою власть на территорию Российской Федерации;
- суверенитет Российской Федерации не является неограниченным. Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий международным организациям, так как верховенство власти ограничивается нахождением Российской Федерации в различных международных организациях: Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств. Статья 79 предусматривает, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами [1].
Такая передача разрешается Конституцией РФ, которая ограничивает это право государства двумя условиями: участие в межгосударственных объединениях возможно, если оно не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации [1];
- государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту - Российской Федерации. На единство суверенитета РФ не влияет федеративное устройство России. В федеративном государстве суверенитет не делится между Федерацией и ее субъектами, а происходит разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и государственными органами субъекта Федерации. Субъекты Российской Федерации - республики - хотя и называются в Конституции РФ (ст. 5) государствами, не могут быть ими признаны, так как не обладают суверенитетом: на своей территории по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения органы исполнительной власти республики подчиняются федеральным органам исполнительной власти[1]. Республики не являются субъектами международного права, то есть не могут самостоятельно (от своего имени) вступать в отношения с иностранными государствами;
Иными словами, суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях:
– Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории;
– Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;
– суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию.
Все субъекты Российской Федерации в равной мере обладают правом заключать внутрифедеративные договоры, в том числе о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти, а также участвовать в международных и внешнеэкономических связях, как это установлено федеральным законом.
На всех субъектов Федерации в равной мере распространяется обязывающая сила принципа территориальной целостности. Границы между субъектами могут быть изменены лишь с их взаимного согласия, а утверждение такого изменения возложено на Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
Все субъекты Федерации в равной степени обладают конституционными гарантиями своего статуса. Статус любого субъекта может быть изменен лишь по взаимному согласию Российской Федерации и конкретного субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.
2.2 Проблемы суверенитета в Российской Федерации и пути их решения
В первой главе курсовой работы были рассмотрены различные интерпретации понятия суверенитет. Несмотря на различные интерпретации понятия суверенитета как свойства или признака государства, в основных чертах все они сводятся к следующему [25]:
- суверенитет — это свойство государства, выражающееся в верховенстве и независимости государственной власти, не признающей над собой высшей или конкурирующей на территории данного государства другой власти;
- суверенитет не отчуждается, ибо отчуждение суверенитета означает исчезновение самого государства;
- суверенитет неделим, ибо никакая структура государства не может быть отмечена какой-либо долей суверенитета;
- суверенитет един, ибо на одной и той же территории не могут сосуществовать две или несколько независимых властей.
Ситуация с определением роли и значения суверенитета и его составляющих осложняется усиливающимися процессами глобализации. В частности, нарастает тенденция к пересмотру базовых принципов категории суверенитет как неотъемлемого атрибута государства. В свете подобных тревожных тенденций, пожалуй, федеральному центру стоит больше внимания уделять проблемам укрепления внешнего суверенитета России.
В современной российской юридической науке проблеме суверенитета уделено значительное внимание. Субъектами федерации ставится вопрос: может ли суверенитет Российской Федерации быть разделен между федерацией и ее субъектами, и могут ли быть признаны республики в составе Федерации суверенными [3].
В Конституции Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 3 носителем и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ [1]. Эта норма позволила официальным властям занять позицию, согласно которой суверенитет РФ един и неделим. Считается, что Конституция РФ не допускает какого-либо другого носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо другого суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет изначально, исторически принадлежит федерации в целом [2].
Таким образом, на вопрос о том, кому принадлежит суверенитет в Российской Федерации, кто же обладает свойством суверенитета как независимого, верховного, неделимого института, свободного в использовании всей совокупности властных полномочий внутри Федерации и вне ее границ, ответ может быть только один — единое, суверенное Российское федеративное государство.
Государственно-правовые отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на основе Конституции России, которая устанавливает федеративное устройство страны, ее состав и статус ее субъектов (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов). Выражением суверенитета Российской Федерации является единое конституционное пространство, в рамках которого сосуществуют конституционно-уставные и правовые системы всех частей государства.
В то же время, официальная позиция субъектов РФ отражает теорию разделенного суверенитета, на которой основаны передовые федерации в мире, такие как США и Швейцария. Идея и практика признания за республиками суверенитета и «неограниченности суверенитета союзных республик» имеет корни в советской теоретической и официальной доктрине сочетания суверенитета СССР и суверенитета союзных республик [4].
Несмотря на однозначное установление единства суверенитета на всей территории России и международно-правовое признание суверенитета только за единым федеративным государством и отказ от признания суверенитета субъектов Федерации, независимо от того, признают ли себя суверенными в своих конституциях субъекты Федерации, в российской юридической литературе и государственно-правовой практике ряда субъектов Федерации идея суверенитета республик имеет идеологических сторонников, а в ряде республик она зафиксирована на конституционном уровне (в конституциях республик, основанных на Декларациях о государственном суверенитете, провозглашалось, что они — суверенные государства).