Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теоретические аспекты профессионального стресса в управленческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Съешьте здоровую пищу

Находясь дома, съешьте фрукты, молоко и арахис – эти продукты оказывают успокаивающий эффект на наше тело.

6. Используйте специи

Такие специи, как кардамон и корица, также помогают справиться с напряжением и снимают стресс.

7. Пейте травяные чаи

Травяной чай из ромашки, жасмина, или просто зеленый, имеют не только приятный аромат, но и успокаивающе влияют на наш организм.

8. Выполняйте упражнения

Упражнения также помогают вашим психологическим и умственным способностям справиться со стрессом, будь то утренняя зарядка, бег на месте или любые другие умеренные физические нагрузки. Не даром говорят «В здоровом теле – здоровый дух».

9. Встречайтесь с друзьями

В тяжелые минуты встреча старых друзей может здорово поднять настроение и вывести из стресса. Близкие люди всегда поддержат и помогут советом.

10. Будьте позитивны

И наконец, самое главное – правильно питаться, правильно спать и правильно думать! И принять положительное отношение к себе и к своей жизни. Как говорят «чтобы нахмуриться необходимо задействовать аж 72 мышцы, чтобы улыбнуться – всего 14». Улыбайтесь, ведь это так просто!

Завершение (15 – 20 минут)

Упражнение «Мой способ» (4 минуты)

Участникам тренинга предлагается придумать одну позитивную, успокаивающую, оптимистичную фразу – самоприказ, которую они смогут использовать для преодоления некоторых стрессовых ситуаций в своей жизни.

Обсуждение: подросток называет придуманную им фразу и ситуации, в которых она может быть использована.

Игра «Круглый тест»

По команде ведущего все участники выполняют следующее:

1. Рисуют небольшой круг (каждый на своем листке).

2. Делят весь листок на 4 сектора через центр круга. Линии должны выходить за пределы круга.

3. В каждом секторе пишем по одной из букв: П, Р, С, Л.

4. Вокруг первого круга рисуем второй (если все было сделано правильно, то второй круг должен получиться уже разделенным на 4 сектора).

5. В каждом из этих четырех секторов пишем по одной из цифр: 1, 2, 3, 4.

6. Рисуем следующий круг (опять же вокруг предыдущего) и в полученных 4-х секторах пишем по одному зверю (здесь подразумевается, что звери - это и рыбы, и насекомые, и птицы, и т.д.)

7. Рисуем следующий круг (опять же вокруг предыдущего) и в полученных 4-х секторах пишем по одной из черт характера человека. Например: жадность, злость, доброта и т.д.

8. Рисуем последний круг или просто вписываем в оставшиеся секторы четыре пословицы или поговорки (а также это могут быть крылатые фразы, приколы типа «с русского радио»).


Теперь расшифровка!!!

В первом круге: П - постель, Р - работа, С - семья, Л - любовь.

Второй круг вам расскажет о том, что у вас по жизни стоит на 1-ом, 2-м, 3-ем и 4-ом месте. Например, постель - на 1-ом месте, любовь - на 2-ом, семья - на 3-ем, ну а работа...

Третий и четвертый круг надо читать вместе. Т.е. читаете черту характера, затем животное и смотрите, к какому сектору это сочетание относится. Например, жадный кролик в постели, щедрый тигр в любви, справедливая лошадь в семье и честный ежик в работе. Ну, а последний круг характеризует вас в той или иной области одной крылатой фразой или пословицей. Например, постель - один в поле не воин, любовь - баба с возу…

В общем, получается очень смешно!!! Главное - читать в слух!!! Чем больше компания, тем больше смеха!!!

Программа основывается на принципе постепенности: каждое последующее занятие логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, постепенно углубляется в процесс познания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для позитивного общения.[23]

Структуру программы можно определить следующим образом:

- диагностический этап - получение и осмысление учащимися новой информации о себе;

- формирующий этап - выстраивание нового типа отношений с самим собою и окружающими;

- закрепление нового позитивного опыта общения и избавление от негативных способов реагирования.

Данная программа рассчитана на руководителей образовательной организации, и предполагает решение следующих задач:

- вооружить системой понятий и представлений, необходимых для анализа собственного поведения, группового взаимодействия, социально-психологических ситуаций;

- дать возможность познать свои слабые и сильные стороны во взаимодействии с другими людьми;

- формировать умение организовывать оптимальное общение, контролировать эмоциональную и поведенческую реакцию;

- развивать навыки рефлексии и обратной связи.

По завершению второго этапа работы с руководителями образовательной организации была проведена повторная диагностика, которая позволила выявить степень результативности успешного формирования стрессоустойчивости у руководителей ОГКОУ ВШ. (Смотри Таблицу 2)

Таблица 2

Сопоставление уровней стрессоустойчивости у руководителей образовательной организации на начало и конец эксперимента.

Уровни стрессоустойчивости

Шкала профессионального стресса

Экспресс–диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя

Количество руководителей

Количество руководителей

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Высокий

1

33

0

0

2

66

0

0

Средний

2

66

2

66

1

33

2

66

Низкий

0

0

1

33

0

0

1

33


Таким образом, по завершению формирующего этапа данной курсовой работы была выявлена значимость данного исследования.

Из таблицы видно, что созданные условия оказывают положительное влияние по снижению стресса у руководителей образовательной организации.

Для поддержания стрессоустойчивости у руководителей областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя школа» даны рекомендации по управлению стрессом в образовательной организации. (Смотри приложение В)

Заключение

Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры[24].

В управленческой деятельности число стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести факторы информационной нагрузки; информационной неопределенности; ответственности; фактор дефицита времени; межличностных конфликтов; факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов; фактор полифокусности управленческой деятельности;

В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее, компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором. И важную роль для сохранения высоких показателей психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках играет стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость - это сопротивляемость человека стрессовым воздействиям. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности деятельности при стрессовом усложнении условий.

Со стрессовыми состояниями тесно взаимосвязаны, а часто являются их причинами состояния иного типа - фрустрационные, а так же эмоциональная устойчивость. Фрустрационные состояния возникают в случае блокады невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Фрустрации наиболее специфичны именно для управленческой деятельности.

Эмоциональная устойчивость значимо возрастает в зависимости от управленческого стажа. В ходе профессионализации происходит как бы повышение порога эмоциональной возбудимости, снижается чувствительность к эмоциональным факторам и ситуациям. Это связано с увеличением профессиональной компетентности и с общей адаптацией к постоянным стрессовым факторам.


Частые и по существу хронические стрессы в управленческой деятельности, высокая эмоциональная напряженность в ней, неожиданно возникающие и непредсказуемо чередующиеся сложные, критические ситуации - все это выступает мощным источником для развития негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления. Факторы эмоциональной напряженности действуют совместно с факторами, обусловленными высокой сложностью, трудоемкостью управленческой деятельности, и поэтому усугубляются ими.

И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне - в его поведении, речи, мимике и т.д. Эти проявления могут и должны контролироваться - усиливаться или подавляться. Они могут использоваться руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих мыслях, намерениях, позициях.

В результате проведения эмпирического исследования курсовой работы было выявлено, что степень сопротивляемости стрессу руководителей во зависит от их стажа работы в управленческой деятельности, то есть можно сказать, что чем больше у руководителей стаж работы в управленческой деятельности, тем выше у них стрессоустойчивость. Таким образом, следует отметить, что наша гипотеза подтвердилась.

Библиография

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии – М.: Речь, 2004.-165 с.

2. Ансофф И. Стратегическое управление – М.: Речь, 1989.- 358 с.

3. Бодров В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности – М: ПЕР СЭ, 2001.- 511 с.

4. Вендров Е.Е. Психилогические проблемы управления – М: ПЕР СЭ, 2000. – 239 с.

5. Генов Ф. Психология управления – М.: Речь, 1982. -422 с.

6. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – М.: БАХРАХ, 2003. – 272 с.

7. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов – М.: Флинт, 2003. - 336 с.

8. Кордуэлл М.Психология. А-Я: Словарь-справочник /пер. с анг. К.С.Ткаченко. –М.: ФАЙР- ПРЕСС.-М, 2000.- 448с.

9. Лебедев В. И. Психология и управление – М: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.

10. Лэйн Ю. Р. Как преодолеть стресс – М.: Питер. 2004.- 234 с.

11. Митеева Р. С. Курс управления стрессом. – М.: Питер. 2004. - 240с.

12. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – М.: Проспект .2004. – 336 с.


Приложения

Приложение А

Шкала профессионального стресса

Тест

1. Два человека, хорошо Вас знающие, обсуждают Вас (Х – это вы). Какие из следующих утверждений они вероятнее всего стали бы использовать?

X – очень замкнутый человек. Кажется, что ничего сильно его (ее) не беспокоит.

X – великолепный человек, но Вы должны быть осторожны, когда говорите ему (ей) что-то время от времени.

Кажется, что в жизни X все всегда происходит не так, как надо.

Я неизменно нахожу X очень скучным и непредсказуемым.

Чем меньше я вижу X, тем лучше.

2. Присущи ли Вам в жизни некоторые из следующих, наиболее распространенных особенностей?

чувство, что Вам редко удается что-либо сделать правильно;

чувство, что Вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку;

плохое пищеварение;

плохой аппетит;

бессонница по ночам;

кратковременные головокружения и учащенные сердцебиения;

чрезмерная потливость в отсутствие физических нагрузок и жары;

панические ощущения в толпе или в закрытом помещении;

усталость и недостаток энергии;

чувство безнадежности (какая польза во всем этом?)

слабость или тошнота без каких-либо внешних причин;

очень сильное раздражение по поводу мелких событий;

неспособность расслабиться по вечерам;

регулярные пробуждения среди ночи или ранним утром;

трудности в принятии решений;

невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня;

слезливость;

убеждение, что Вы ни с чем толком не можете справиться;

недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненным делам;

нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт;

неспособность сказать «нет», когда Вас просят что-то сделать;

ответственность большая, чем та, с которой Вы можете справиться.

3. Насколько Вы оптимистичны в настоящее время?

больше, чем обычно;

меньше, чем обычно;

как обычно.

4. Нравится ли Вам смотреть спортивные состязания?

да;

нет.

5. Можете ли Вы позволить себе подольше понежиться в постели в выходные дни, не испытывая при этом чувства вины?

да;

нет.

6. Можете ли Вы в разумных пределах (профессионально и личностно) говорить откровенно?

с начальником;

с коллегами;

с членами семьи.

7. Кто обычно несет ответственность за наиболее важные решения в Вашей жизни?

Вы сами;

кто-то другой.

8. Когда Вас критикуют на работе руководители, как Вы обычно чувствуете себя?