Файл: Понятие и виды сделок (Односторонние, двусторонние и многосторонние сделки).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 834
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика сделок
1.1. Понятие и правовая природа сделок
Глава 2. Особенности правовых положений отдельных видов сделок
2.1. Односторонние, двусторонние и многосторонние сделки
2.2. Условные и безусловные сделки
2.3. Фидуциарные и нефидуциарные сделки
Для совершения многосторонней сделки необходимо волеизъявление трех или более сторон (п. 3 ст. 154 ГК РФ). При многосторонней сделке правовой результат возникает при совпадающем волеизъявлении более чем двух сторон (хотя на практике встречаются многосторонние сделки с двумя сторонами). Примером многосторонней сделки служит договор о совместной деятельности (договор простого товарищества), который может выступать средством достижения общей хозяйственной цели, например для финансирования и строительства туристического комплекса несколькими юридическими лицами и т.д. Разновидностью многосторонних сделок являются учредительные договоры о создании хозяйственных товариществ и обществ. Данные договоры являются многосторонними, так как число учредителей в законе не ограничено[36].
Деление сделок на односторонние и двусторонние или многосторонние показывает правомерность утверждения: не всякая сделка - договор, но всякий договор – сделка.
2.2. Условные и безусловные сделки
Традиция обусловливать возникновение прав и обязанностей обстоятельствами, которые вероятно наступят в будущем, берет начало в римском частном праве и продолжает развиваться в отечественном и зарубежном гражданском праве в виде института условных сделок. Появление и востребованность последнего объясняется рядом факторов: во-первых, реализацией начал свободы в ходе гражданско-правового регулирования общественных отношений, а также преобладанием диспозитивного метода регулирования отношений, составляющих предмет гражданского права; во-вторых, стремлением субъектов гражданского оборота индивидуализировать гражданско-правовое регулирование отношений, складывающихся в результате их взаимодействия; в-третьих, потребностью субъектов гражданского оборота выстраивать отношения с учетом возможных изменений, грядущих в будущем, с целью минимизации рисков; в-четвертых, необходимостью создания гражданско-правовых механизмов обеспечительного и стимулирующего характера[37].
В соответствии с данными факторами сделки, совершенные под условием выполняют следующие функции: индивидуализации гражданско-правового регулирования, минимизации рисков, стимулирующую функцию, гарантирующую функцию. Обычно деление сделок на условные и безусловные проводится по критерию «зависимости наступления правовых последствий от определенного обстоятельства». Рассмотрев сделку, совершенную под условием, с позиций особенностей волевых процессов, лежащих в ее основе, а также специфики самого действия, составляющего суть данной разновидности сделок, мы пришли к выводу, что помимо традиционного критерия классификации сделок на условные и безусловные, для этих целей может быть применим и критерий каузы сделки[38].
Правовая цель сделок, совершенных под условием, включает в себя цель получения того хозяйственно-правовой результата, который характерен для сделок данного вида, а также порождение условных прав и обязанностей, создание некоего состояния «подвешенности», которое является благом (гарантией, обеспечивающей защиту стороны, в интересах которой вместо безусловных прав и обязанностей устанавливаются условные права и обязанности) для лица, выговаривающего себе такое условие.
Элементом, определяющим сущность условной сделки, является обстоятельство, от наступления (нанаступления) которого зависит возникновение (прекращение) гражданских прав и обязанностей (условие). В цивилистике преобладающим является взгляд на условие как на добавочную, имеющую второстепенное значение часть сделки. Такой подход не позволяет объяснить правовой эффект условных сделок. Рассмотрев сделку, совершенную под условием, с позиций системного метода, мы пришли к выводу, что условие можно отнести к числу системообразующих элементов состава сделки, совершенной под условием, поскольку, субъекты сделки, изъявив волю на включение в ее состав условия, тем самым изменяют ее содержание, что, в свою очередь, ведет к изменению правовой конструкции, используемой в соответствующем правоотношении[39].
К условию предъявляется ряд требований. Условие должно быть вероятным, т. е. не очевидным и не неизбежным; достоверно доступным, т. е. в случае его наступления у участников сделки должна быть возможность узнать об этом; реальным, т.е. относиться к реальной действительности. В отношении условия не должно быть точно известно наступит оно или нет. В цивилистике различают объективную неизвестность (условие обязательно должно произойти в будущем) и субъективную неизвестность (условие могло уже произойти на момент совершения сделки, но стороны об этом не осведомлены). Полагаем, что для действия сделки, совершенной под условием, допустима и субъективная неизвестность, но только если условие является казуальным или смешанным. Условие должно отвечать требованию законности, т. е. не должно противоречить закону или иным правовым актам. При решении спорного вопроса о допустимости в качестве условия факта неисполнения одной из сторон своих обязанностей по договору, нами разделяется позиция тех авторов, которые считают, что включенное в сделку неправомерное или безнравственное условие не должно при наступлении порождать какие-либо благоприятные последствия для контрагента, допустившего такие действия. Целью включения такого условия является достижение иного эффекта: стимулирование должника к осуществлению правомерных действий и надлежащему исполнению договорных обязательств. Обстоятельство, от наступления которого зависят правовые последствия заключенной сделки, нельзя рассматривать изолировано от всей конструкции сделки, совершенной под условием[40].
Гражданское законодательство не содержит каких-либо ограничений, относящихся к условию. Из ст. 157 ГК РФ можно только усмотреть дифференциацию условий на отлагательные (наступление либо ненаступление условия влечет возникновение прав и обязанностей) отменительные (наступление либо ненаступление условия влечет прекращение прав и обязанностей), а также на положительные (условие наступает, когда совершается тот факт, который составляет содержание условия) и отрицательные (условие наступает, когда не совершается тот факт, который составляет содержание условия).
К сожалению, ст. 157 ГК РФ не упоминает о делении условий на казуальные (условия, наступление которых не зависит от воли участников сделки и третьих лиц), потестативные (условия, наступление которых находится исключительно во власти одной из сторон сделки и зависит от совершения этой сторон действий или волеизъявления) и смешанные (условия, наступление которых частично зависит от одной из сторон договора, а частично от действий третьих лиц или внешних событий), известном еще римскому праву.
Вместе с тем, специфика конструкции условной сделки определяется именно правовой природой самого условия. Анализ ст. 157 ГК РФ позволяет заключить, что условие представляет собой юридический факт - событие или действие. Возможность обусловливать возникновение или прекращение прав и обязанностей событием не вызывает сомнений, в то время как причисление к условию действий участников сделки или третьих лиц не так очевидно. По данной проблеме ни в теории гражданского права, ни в судебной практике не сложилось единого мнения. Представляется, что с учетом функциональных особенностей условных сделок, должен быть положительно-решен вопрос об изменении ст. 157 ГК РФ путем признания юридической силы смешанного условия. Возможность обусловливать права и обязанности участников сделки потестативным условием может быть допустима законодательно в качестве исключения в случаях, если это соответствует природе обуславливаемых прав и обязанностей.
Не только условие является юридическим фактом, но и сама условная сделка в период до наступления условия также может быть признана таковым, поскольку еще до наступления условия возникают обязательные для участников сделки последствия. Согласно ст. 157 ГК РФ допускается возможность возникновения или прекращения прав и обязанностей в результате реального наступления как минимум двух обстоятельств, причем не совпадающих во времени: заключения самой условной сделки и наступления либо ненаступления обстоятельств, определенных сторонами в качестве условия. Таким образом, ст. 157 ГК РФ связывает возникновение прав и обязанностей не с одним юридическим фактом, а с их совокупностью, т.е. составом юридических фактов.
Сделка, совершенная под условием - это юридическая конструкция, сложный юридический состав, состоящий из двух юридических фактов: сделки, влекущей возникновение условных прав и обязанностей, и выступающего в форме юридического действия или юридического события факта наступления либо ненаступления условия[41].
В результате совершения условной сделки возникает два вида последствий. Первые проявляются в том, что такие сделки служат основанием возникновения прав и обязанностей, но не в их классическом варианте, а условных прав и обязанностей. Вторые - в том, что с момента совершения сделки и до наступления условия стороны должны поддерживать возможность наступления последствий, которые будут влечь динамику правоотношений: не совершать действий, делающих невозможным наступление юридических последствий, принимать меры для обеспечения сохранности имущества и его качества, информировать контрагента о существенных изменениях в состоянии имущества и т.д.
Специфика условных прав и обязанностей, возникших на основании суспензивно-условной сделки, заключается в том, что они 1) уже в момент заключения такой сделки должны быть достаточно определены и по субъектам, и по содержанию; 2) не предполагают реального исполнения, а являются уникальной моделью тех прав и обязанностей, которые возникнут с наступлением (ненаступлением) отлагательного условия. При этом правоотношение, возникшее на основании такой сделки, еще не будет ни обязательственным, ни вещным, ни корпоративным, а особым относительным правоотношением[42].
Специфика условных прав и обязанностей, возникающих на основании резолютивно-условной сделки, заключаются в том, что стороны приступают к их исполнению с момента, когда сделка считается заключенной. Условным будет считаться не все правоотношение, а продолжение его существования.
Для динамики состава юридических фактов необходимо разрешение условия, которое представляет собой ситуацию, при которой обстоятельство, обусловливающее действие сделки, наступает, либо ситуацию, при которой, оно отпадает (осуществляется не так, как было предусмотрено в сделке или становится очевидным, что такое обстоятельство уже не сможет наступить). Последствия наступления условия следует различать в зависимости от того идет ли речь о сделках, совершенных под отлагательным условием, или о сделках, совершенных под отменительным условием. В первом случае наступление условия приводит к началу исполнения прав и обязанностей, характерных для данного вида сделок. Во втором случае наступление условия приводит к прекращению прав и обязанностей и, как следствие, самого сделочного правоотношения. Наступление отменительного условия прекращает действие сделки на будущее время. Предыдущие отношения, как они сложились в ожидании условия, не колеблются. Наступление условие не имеет обратного действия[43].
Совершая условную сделку, ее участники должны предусмотреть предельный срок, по истечении которого, условие будет считаться отпавшим, исходя из конкретных обстоятельств и принципов разумности, добросовестности и справедливости. Данное условие должно быть признано существенным для условных сделок.
Под условием могут быть совершены как договоры, так и односторонние сделки. Именно в отношении последних предусмотрено наибольшее число легальных ограничений на включение условия. В целом, законодатель может ограничить использование условных сделок в публичных интересах, интересах контрагента, если применение условной сделки, поставит его в дискриминационное положение, а также в случаях, когда применение конструкции условной сделки идет вразрез с сущностью обусловливаемого правоотношения. В случае включения в сделку условия, не соответствующего предъявляемым к ней требованиям, она должна быть признана недействительной[44].
К условным сделкам не должно применяться правило, предусмотренное ст. 180 ГК РФ, в силу которого недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей. Единство конструкции условной сделки позволяет в данном случае предположить, что без такого условия сделка не может продолжать существовать и не могла быть совершена изначально, следовательно, можно признать недействительной-условную сделку, но не отдельно условие.
Основными способами защиты гражданских прав участников условной сделки до наступления условия являются возмещение убытков, признание наличия условного права, применения последствий недействительности ничтожной сделки, предъявление требования о возврате имущества, составляющего неосновательное обогащение, предъявление требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признание наличия условного права. Условно обязанное лицо не должно своими действиями вызывать положение вещей, которое ухудшало или уничтожало бы зависящее от условия право. В противном случае при наступлении условия, оно обязано возместить причиненные убытки.
2.3. Фидуциарные и нефидуциарные сделки
Проводя анализ правовой природы фидуциарных соглашений, отметим, что они исторически формировались, в качестве сделок, направленных, в первую очередь, на осуществление услуг по представительству. Предметом представительства становятся фактические действия, например, управление имуществом доверителя и действия юридические, например, совершение сделок или участие в судебной защите интересов доверителя. Немаловажным свойством фидуциарных сделок является не императивность условия, о вознаграждении представителя, что вполне соответствует генезису их возникновения и развития в гражданском праве[45]. В связи с наличием вышеперечисленных свойств к гонорарным фидуциарным» сделкам нами были отнесены, договор поручения и договор доверительного управления имуществом.