Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Методы наблюдения).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
§3. Электрофизиологические методы
§4. Моделирование и эксперимент в психофизиологии
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПСИОФИЗИОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1. Методы оценки функционирования анализаторных систем
§2. Методы оценки исполнительных механизмов деятельности
§3. Методы комплексной оценки психофизиологического состояния работника
ВВЕДЕНИЕ
Психофизиология профессиональной деятельности - это научно-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний системный анализ характеристик работающего человека и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда.
В распоряжении психофизиологии профессиональной деятельности имеется специальный инструментарий (наблюдение, тесты, электрофизиологические методы, моделирование и эксперимент), который позволяет оценивать работу анализаторных систем человека в процессе труда, исполнительных механизмов деятельности, осуществлять комплексную оценку психофизиологического состояния работника.
Специфика применения методов психофизиологии при изучении профессиональной деятельности состоит в том, что исследователь нацелен на решение приоритетной задачи оценки тех изменений в организме человека, которые обусловлены его работой.
Целью написания курсовой работы является изучение методов психофизиологического исследования: возможностей и ограничений в практике управления персоналом.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
1) рассмотреть методы психофизиологии;
2) изучить особенности применения методов психофизиологии профессиональной.
Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений.
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
§1. Методы наблюдения
Наблюдение является традиционным и старейшим в психологии методом, который, на первый взгляд, трудно отнести исключительно к какой-либо отрасли психологии. Однако есть все основания выделить группу методов наблюдения, которые можно считать исключительно психофизиологическими. Это те методы, где удается фиксировать не просто поведенческие акты, но те признаки, которые отражают особенности протекания физиологических процессов при определенных психических состояниях или ситуациях поведения. По легенде, Александр Македонский набирал солдат, в свои фаланги, наблюдая за реакцией кандидата в ситуации испуга. Принимали в войско тех, кто при испуге краснел, что, как свидетельствовал опыт полководца, было признаком стойкости новобранца. Говоря языком науки, отбор позволял выделить симпатикотоников, иными словами лиц с преобладанием тонуса симпатической нервной системы. Покраснение кожных покровов в ситуации нервно-эмоционального напряжения - это один из признаков преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим. Аналогичные реакции можно наблюдать, например, у претендента на вакансию, проходящего собеседование при приеме на работу.
§2. Тесты
Среди огромного числа психологических тестов (испытаний), разработанных и применяющихся в настоящее время (А. Анастази, С.Урбина), основным средством, используемым в психофизиологии профессиональной деятельности, являются так называемые батареи (то есть специальные наборы) коротких тестовых испытаний, которые характеризуют психические процессы при решении соответствующих профессиональных задач. Основой для выделения этих психических процессов выступает профессиографический анализ деятельности, а тесты направлены на выявление и количественною оценку произошедших под влиянием определенных причин (факторов, влияющих на состояние субъекта трудовой деятельности) сдвигов исследуемых психических процессов. Поэтому в данном случае может быть использована практически любая из разработанных в экспериментальной психологии методик, оценивающая эффективность процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. (корректурная проб; Бурдона, таблицы Шульте, метод парных ассоциаций и многие другие).
В практическом использовании перечисленных выше методик имеются два серьезных недостатка. Первый состоит в том, что тестовые нагрузки не всегда повторяют структуру основной деятельности работника, что может приводить к неудачам в тестировании (например, ряд психофизиологических характеристик оставались неизменными у человека после непрерывной работы на конвейере в течение 56 часов). Другой принципиальный недостаток заключается в том, что с их помощью можно оценивать лишь внешнюю результативность анализируемых функций, но весьма затруднительно сказать о причинах наблюдаемых явлений.
Одним из существенных условий успешности использования психометрических методик является надлежащее техническое обеспечение обследования. Возможностей традиционных бланковых метода (типа «карандаш - бумага») недостаточно для исследования структуры исследуемых процессов. Вследствие этого автоматизация психодиагностических процедур с широким использованием возможностей ЭВМ является необходимым условием реализации данного подхода. В практических целях (например, для проведения профессионального психологического отбора) разрабатываются специальные автоматизированные рабочие места.
Методики субъективной оценки. Перспективность применения в диагностических целях субъективных методик объясняется многообразием проявлении симптоматики различных состоянии человека, целесообразностью соотнесения этих изменений с показателями функционирования организма. При использовании этих методов необходимо помнить ряд обстоятельств, оказывающих влияние на субъективные переживания человека, которые фиксируются данной группой методов (А.Б.Леонова):
1) установка субъекта и его навыки саморефлексии, то есть способность «взглянуть» на себя со стороны;
2) степень осознаваемости симптомов и время их проявления;
3) уровень мотивации и значимость деятельности;
4) личностные особенности человека.
Разработка тестов этой группы шла по пути изучения симптоматики исследуемых состояний и выделения основных методических направлений - методов опроса и шкалирования субъективных переживаний. Итогом стала разработка двух типов тестов, измеряющих субъективные переживания, - опросников и методов субъективного шкалирования.
Опросники. Рассматриваемая группа методов направлена на выявление качественно разнообразных переживаний состояния, которые могут быть осознаны и охарактеризованы человеком. Выделенные признаки: симптомы входят в состав опросника в виде развернутых словесных формулировок. Характеристика состояния человека строится на основании общего числа отмеченных симптомов и анализе их качественного своеобразия. Выбор информативных симптомов и их группировка являются основными путями создания более компактных и надежных опросников. При проведении такой работы нередко применяются средства многофакторного статистического анализа.
Методики субъективного шкалирования состояния. В рамках данного подхода испытуемого просят соотнести свои ощущения с рядом признаков, формулировка каждого из которых максимально сжата. Они представлены либо парой полярных признаков («бодрый» - «вялый», «устал» - «не устал»), либо отдельным коротким утверждением («устал», «отдохнул»). Предполагается, что человек способен оценить степень выраженности каждого симптома, соотнеся интенсивность внутреннего переживания с заданной оценочной шкалой. В зависимости от формы представления симптома выделяют моно- или биполярные шкалы. По сути дела, эти методики являются модификациями метода семантического дифференциала Ч. Остуда. Серьезной технической проблемой выступает конструирование шкал, которые могут различаться по многим признакам - количеству градаций, быть градуированными или графическими и др. В современных условиях считается, что оптимальное количество градаций состояния должно находиться в пределах от 5 до 9.
На практике широко применяется так называемый тест оценки самочувствия, активности, настроения (САН), предложенный В. А. Доскиным с соавторами. Он основан на принципе предварительного выделения основных компонентов психического состояния. В оригинальной версии методики каждый компонент представлен десятью полярными признаками, степень выраженности которых устанавливается по семибальной шкале. При этом оценка состояния основывается на динамике соотношения показателей компонентов САН. Такой подход позволяет проводить более дифференцированною оценку состояния. Однако и для методов шкалирования характерны недостатки, указанные для опросников (например, для шкал оценки тревожности Тейлора, Спилбергера-Ханина и других методик).
Таким образом, развитое методик субъективной оценки связано с созданием сложных многофакторных тестов, основанных на использовании теоретических положений психометрики и современного математического аппарата.
§3. Электрофизиологические методы
Электрофизиологические методы можно считать специфичными для психофизиологии (кроме того, их широкое медицинское применение очевидно). В основе этих методов лежит то обстоятельство, что жизнедеятельность любой ткани есть электрохимические по своей сути явления. Возбуждение клетки представляет собой изменение проницаемости клеточных мембран, формирование встречных ионных потоков калия и натрия и, как следствие, возникновение потенциала действия. Последующая реполяризация клеточной мембраны сопровождается возникновением потенциала покоя. Современные технические возможности позволяют использовать микроэлектродную регистрацию импульсной активности нервных клеток у животных в свободном поведении. У человека это можно сделать лишь в исключительных случаях в условиях оперативного вмешательства в структуры мозга. Именно поэтому далеко не все методы «классической» психофизиологии применимы в психофизиологии профессиональной деятельности.
Клеточные ансамбли, образующие отдельные органы (сердце, головной мозг, мышцы, желудок, глазные яблоки), являют собой с точки зрения физики диполь, то есть образование, имеющее электрический заряд, отрицательный и положительный полюса. Работа перечисленных органов есть перемещение этих диполей в пространстве, которое можно регистрировать, измеряя разность потенциалов. Эта измеренная и зафиксированная разность потенциалов и образует графическую картину электрической активности мозга, сердца, мускулатуры и др. Анализ этих показателей, регистрируемых в процессе трудового процесса, позволяет раскрывать механизмы функционирования человека, те психические функции, которые участвуют в трудовом процессе.
Электроэнцефалограмма. Впервые регистрацию биоэлектрической активности мозга у человека осуществил австрийский психиатр Ганс Бергер, показав, что биотоки мозга представляют электрические колебания, основными из которых являются колебания частотой 8-10 в секунду, названные им альфа ритмом. Ему же принадлежит и термин «электроэнцефалограмма» (ЭЭГ), который используется до настоящего времени. Клиническая электроэнцефалография - это раздел электрофизиологии центральной нервной системы, предметом которого является исследование электрических явлений в мозге человека преимущественно в диапазоне частот от 0,5 до 35 Гц, в то же время это метод исследования деятельности головного мозга человека, в основе которого лежит регистрация электрических потенциалов, спонтанно возникающих в мозге.
Спонтанную биоэлектрическую активность мозга можно регистрировать со скальпа, увеличивая се приблизительно в 1 миллион раз. Для этого используют хлорсеребряные электроды-мостики, крепящиеся на голове специальными шлемами, либо чашечные электроды, фиксируемые к предварительно обработанной, обезжиренной коже головы специальной электролитной пастой или коллодием. ЭЭГ кроме активности коры косвенно отражает состояние срединных структур (ствол мозга, таламус и др.), оказывающих регулирующее влияние на электрическую активность коры.
Очень крупный этап обработки сигналов ЭЭГ связан с топографическим картированием электрической активности мозга, позволяющим представить исходные данные в более наглядном виде, а в некоторых случаях, позволяющим увидеть то, что принципиально не наблюдаемо в исходных записях.
В большинстве существующих сегодня программах компьютерного анализа ЭЭГ данных имеется возможность построения карт распределения мощности регистрируемых на поверхности скальпа ЭЭГ сигналов определенного частотного диапазона, потенциальных карт, отражающих пространственное распределение мгновенных значений потенциалов, и частотных карт, позволяющих увидеть пространственное распределение значений частот наиболее мощных спектральных составляющих сигналов ЭЭГ отведений.
Кожно-гальваническая реакция (КГР). Изменения электрической активности кожи (ЭАК) регистрируются посредством полиграфа (специального аппарата, аналогичного электрокардиографу). Одним из первых исследователей КГР был Карл Юнг, который рассматривал КГР как объективное физиологическое «окно» в бессознательные процессы. Он впервые предположил, что величина электрической реакции кожи отражает, по-видимому, степень эмоционального переживания. Чем сильнее переживания человека, связанные с каким-либо событием, тем выше амплитуда колебаний разности потенциалов между участками кожи.
Существуют два способа исследования электрической активности кожи, которые были открыты еще в конце XIX в.: метод Фере, в котором используется внешний источник тока, и метод Тарханова, в котором внешний источник тока не применяется. В настоящее время считается, что существуют некоторые различия в физиологической основе показателей, измеряемых этими методами. Многочисленные исследования этого вопроса позволили выдвинуть два главных положения:
1) активность потовых желез отражает определенные события, происходящие в головном мозге. Ключевым элементом для предсказания реакции потовых желез оказалась «психологическая значимость» события для человека;