Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Методы наблюдения).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
§3. Электрофизиологические методы
§4. Моделирование и эксперимент в психофизиологии
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПСИОФИЗИОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1. Методы оценки функционирования анализаторных систем
§2. Методы оценки исполнительных механизмов деятельности
§3. Методы комплексной оценки психофизиологического состояния работника
При анализе речи используются следующие показатели и критерии.
1. Физиолого-акустические показатели:
- латентное время речевого ответа, то есть время от получения сообщения до выдачи ответа);
- время начала артикуляции, то есть время от момента включения канала связи до начала речи);
- темп речи, то есть скорость произнесения слов;
- показатель паузации, то есть длительность и частота встречаемости пауз при передаче сообщения;
- интенсивность, то есть громкость произносимых фраз, слов;
- частота основного тона речевого сигнала, то есть базовая характеристика голосового сигнала.
2. Психолингвистические показатели:
- адекватность сообщения по содержанию и логике изложения, то есть логико-семантическая характеристика);
- грамматическая правильность произнесения слов;
- стилистическая и пунктуативная правильность произнесения фразы:
- просодические характеристики речи, то есть интонация и мелодика.
Несоответствие сообщения по своему содержанию развивающейся ситуации или запросу, изложение его с нарушением логической последовательности передаваемой информации, появление немотивированных, нейтральных сообщений свидетельствуют, как правило, о развитии нарушений психических процессов и работоспособности в целом. Отсутствие квитанций, иными словами подтверждений полученной информации, долгое молчание без ответа на запросы, «холостые» нажатия включения канала связи (переговорного устройства) - это признаки нарушений работоспособности или высокого нервноэмоционального напряжения, обусловленного текущей деятельностью. Имели место случаи, когда оператор системы управления полетами передавал в эфир команду, от волнения забыв включить канал связи (нажать так называемую тангету). О высоком уровне нервно-эмоционального напряжения говорят также изменения просодических характеристик речи. Изучение и систематизация происходящих нарушений в конкретной профессиональной сфере позволяют накопить данные для глубокого анализа психофизиологического состояния работника по характеристикам его речи.
Анализ двигательных операций. Арсенал приемов и методов анализа исполнительского действия довольно широк. В частности, в интересах психофизиологических исследований используются кинорегистрация движений работающего человека, микроструктурный анализ исполнительной деятельности, анализ кинематических характеристик движений рук в процессе работы. В современных условиях существуют различные виды устройств, которые позволяют осуществлять регистрацию и анализ кинематических характеристик движений человека в процессе реальной деятельности. Наиболее распространенные являются магнитные и оптические системы регистрации движений («motion mocking system»).
Оптический метод регистрации движений заключается в том, что при помощи нескольких видеокамер осуществляется съемка динамики маркеров-отражателей, которые закреплены на запястьях и других участках тела человека. Специализированное программное обеспечение вычисляет координаты каждого маркера в пространстве в каждый момент времени, соотнося данные с каждой камеры, на основе чего производится анализ основных кинематических характеристик двигательных реакций человека-оператора в трехмерном пространстве.
При магнитном методе регистрации движений роль маркеров-отражателей играют магниты. Вычисляются положение и ориентация маркеров с помощью магнитных полей трех ортогональных катушек на передатчике и на каждом приемнике.
С целью оценки пространственно-временных характеристик движений рук обучаемого в процессе выполнения тренажерных заданий может быть использована относительно простая система, включающая датчик, закрепляемый на запястье обучаемого, приемник, отслеживающий его перемещение в трехмерном пространстве, а также специальное программное обеспечение, производящее все необходимые вычисления. Далее осуществляется анализ амплитудных и частотных параметров движений рук работника в процессе профессиональной деятельности.
Сегодня в психофизиологии профессиональной деятельности стали применять метод оценки позно-тонических реакций работающего человека (например, шлем записи стабилограммы - количества, направлений и амплитуды отклонений тела работника в процессе деятельности, размещенного на стабилоплатформе). Анализ управляющих движений операторов производят по записям средств объективного контроля, применяемым в ряде высокотехнологичных отраслей промышленности и на транспорте.
§3. Методы комплексной оценки психофизиологического состояния работника
Методы изучения психофизиологических состояний (ПС) имеют давнюю историю, которая начиналась с исследований, главным образом, психиатров, направленных на выяснение особенностей текущего состояния человека. К числу первых методов определения неблагоприятных состояний в трудовой деятельности (стресса, напряженности) относится вариант ассоциативного эксперимента, предложенный немецким психиатром Э. Крепелином. Он установил, что свободные ассоциации (первое пришедшее на ум слово) в ответ на специально подобранные тестовые слова у таких людей существенно отличаются от нормы. Первое массовое использование тестов выявления особых неблагоприятных состояний относится к периоду Первой мировой войны, в ходе которой солдаты американской армии заполняли опросник Вулвортса. Опросник содержал перечень вопросов, направленных на выявление признаков военного невроза.
По своей сути эти методы оценивают запас функциональных резервов работника (так называемые адаптационные возможности), которые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и средой в процессе осуществления профессиональной деятельности. Адаптационные возможности представляют собой одно из фундаментальных свойств организма. В каждый момент времени существует некоторый положительный или отрицательный баланс функциональных резервов по отношению к некоторому среднему уровню. Оценка адаптационных возможностей организма работника осуществляется путем определения соотношения между нагрузками, которым подвергается работник в процессе трудовой деятельности, и диапазоном компенсаторных реакций на них со стороны различных систем и организма в целом. Нарушение этих соотношений приводит к дезадаптационным явлениям, иными словами состояниям утомления и переутомления, ошибкам и бракам в работе.
К числу наиболее информативных показателей динамики состояния, как правило, относят различные параметры сердечно-сосудистой (в частности, анализ вариабельности сердечного ритма), дыхательной систем (частота дыхания, пробы Штанге (время задержки дыхания на вдохе), Генча (время задержки дыхания на выдохе)), другие показатели: тремометрия (оценка степени дрожания); простая и сложная зрительно-моторные реакции; стабилографическая проба.
Другая группа методов изучения состояний работника основана на регистрации КГР, используемой как один из наиболее четких критериев уровня активации. К перспективным направлениям исследований относят оценку суточных и нагрузочных колебаний гормональных сдвигов. В качестве типичных коррелятов повышенной напряженности и стресса обычно указывают на увеличение содержания в крови и моче работающего человека 17-оксикортикостероидов. «гормонов стресса» - адреналина и норадреналина. Широкое применение находят так называемые нагрузочные пробы, направленные на выявление резервных возможностей организма.
При очевидных достоинствах методы регистрации физиологических показателей имеют и серьезные ограничения. Например, такой широко используемый показатель, как ЭЭГ, характеризуется высокой вариабельностью у одного и того же лица в стандартных условиях измерения, с одной стороны, и одинаковыми тенденциями изменения при развитии различных состояний - с другой. В связи с этим одной из центральных задач такого рода измерений становится решение проблемы индивидуальных различий, что применительно к конкретной ситуации тестирования приобретает характер создания «физиологического профиля личности».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специфика применения методов психофизиологии при изучении профессиональной деятельности состоит в том, что исследователь нацелен на решение приоритетной задачи оценки тех изменений в организме человека, которые обусловлены его работой. Учитывая это обстоятельство, как правило, используют два основных методических приема.
Первый прием, применение набора психофизиологических тестов до рабочей нагрузки и после ее окончания. Такой прием, предполагающий оценку состояния до и после трудовой нагрузки, необходим в силу чрезвычайно высокой вариабельности отдельных показателей состояния у разных людей. Абсолютные значения многих психофизиологических показателей, взятые сами по себе, имеют низкую диагностическую значимость. Некоторые из них достигают 800 % вариабельности (для концентрации некоторых аминокислот в крови) и даже 5 000 % (для уровня ряда ферментов в крови). Иными словами одни и те же показатели разных людей будут отражать нормальное функционирование организма человека и при этом различаться от 8 до 50 раз. Существует незначительное число показателей, которые относительно постоянны у подавляющего большинства здоровых людей (показатели артериального давления, значение pH (кислотно-щелочного баланса) крови, артерио-венозная разница по содержанию кислорода и др.). Это свидетельствует о высокой индивидуальной специфичности психофизиологических параметров, которые, взятые сами по себе, «в чистом виде», ни о чем не говорят. И только сопоставление данных одного человека до и после трудовой нагрузки может дать основание для научного анализа. Этот подход позволяет утверждать, что изучаемая рабочая нагрузка вызывает комплекс определенных изменений психофизиологического функционирования работника. В рамках данного методического направления можно применять достаточно широкий арсенал методик.
Второй прием: оценка психофизиологических параметров в процессе выполнения самой деятельности или ее моделирования. Психофизиологические параметры в данном случае регистрируются непосредственно у работающего человека. К этой группе методов предъявляется ряд требований: невмешательство в процесс профессиональной деятельности и небольшой (измеряемый минутами) латентный период фиксации изменения показателя в ответ на тестовую (рабочую) нагрузку. В рамках этого направления, как правило, используются запись показателей кардиоинтервалометрии на магнитный накопитель в процессе трудовой деятельности, регистрация характеристик речевого сигнала, видеосъемка работника на камеру (в данном случае применяются специальные камеры, имеющие высокое разрешение), стабилографические исследования (регистрация изменения позы в процессе профессиональной деятельности). Эти методы регистрации можно использовать непосредственно в рабочей обстановке.