Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Методы наблюдения).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
§3. Электрофизиологические методы
§4. Моделирование и эксперимент в психофизиологии
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПСИОФИЗИОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1. Методы оценки функционирования анализаторных систем
§2. Методы оценки исполнительных механизмов деятельности
§3. Методы комплексной оценки психофизиологического состояния работника
2) величина реакции потовых желез закономерным образом связана с интенсивностью осознаваемых переживаний.
В психофизиологии профессиональной деятельности КГР используется для оценки эмоционального реагирования в ответ на профессиональную задачу, уровня сформированноси трудового навыка и других задач. Кроме того, регистрация КГР лежит в основе так называемой детекции лжи, то есть определения степени искренности при ответах на интересующие исследователя вопросы. Процедура детекции лжи построена на анализе сигналов КГР и других психофизиологических показателей, снимаемых с испытуемого во время обследования. В качестве вопросов (стимулов) могут использоваться текстовые, графические или звуковые образы.
Электромиография (ЭМГ). Электромиография - это регистрация потенциалов действия, возникающих в мышце при ее возбуждении. При использовании накожных электродов с большой поверхностью, отводимая от мышц биоэлектрическая активность представляет собой результат сложения, интерференции потенциалов большого количества двигательных единиц, большинство или многие из которых работают независимо друг от друга, то есть синхронно. Поэтому электромиограмма имеет вид нерегулярной, а периодической, состоящей из перемежающихся крупных и мелких зубцов (интерференционная электромиограмма). Крупные зубцы интерференционной электромиограммы носят название основных колебаний электромиограммы.
При изучении интерференционной электромиограммы было замечено, что при увеличении силы сокращения мышцы амплитуда основных колебаний электромиограммы увеличивается. Мерой оценки электрической активности мышц является средняя амплитуда колебаний за единицу времени, которая может быть определена методом интегрирования - суммации биоэлектрической активности за единицу времени.
Электромиография также является эффективным методом изучения степени участия отдельных мышц в двигательных актах и распределения электрической активности мышц во времени.
Электроокулография. Окулография - это хорошо известный метод оценки двигательных реакций глаз. Глаза являются наибольшими магнитами в человеческом теле. Если возле глаз поставить электроды и подключить их к усилителю, можно регистрировать движения глаз с большой точностью. Но они никогда нс движутся сами по себе, а только в ответ на то, что мы слышим, видим и т. д. Таким образом, можно записывать не просто движения глаз, а рефлексы системы их движения. По этим рефлексам с помощью специально разработанных атласов можно уточнить, в каком месте имеется нарушение, выявить гиперактивность (повышенную или, наоборот, пониженную функцию) тех или иных структур центральной нервной системы. Располагая набором таких методик, мы строим что-то вроде карты мозга, но нс с точки зрения формы, как в ядерно-магнитном резонансе (ЯМР), УЗИ и томографии, а с точки зрения его электрического состояния, его электрических реакций. В результате этого можно судить о том, насколько правильно работают структуры мозга.
§4. Моделирование и эксперимент в психофизиологии
Данная группа методов основана на установленных закономерностях протекания психических процессов, формирования состояний, проявлений свойств индивидуальности в процессе деятельности. Найденные закономерности устанавливают зависимость показателей функционирования психики от различных переменных. Показателями функционирования психики выступают, например, время или вероятность правильного решения задачи, объем памяти (выраженный в количестве зафиксированных стимулов) и др. В частности известны законы Хика-Хаймена (зависимость времени поиска стимула в памяти от длины алфавита стимулов), Миллера (объем памяти), Эббингауза (зависимость объема сохраненного материала от времени, прошедшего с момента запоминания). Установлены основные усредненные характеристики времени реакции на простой и сложный зрительные стимулы (так называемые простая и сложная зрительно-моторная реакции), флюктуации внимания и другие закономерности. Наличие установленных параметров времени и вероятности выполнения основных этапов деятельности позволяет выделять операционные блоки с известными характеристиками и описывать с помощью моделей эту деятельность в целом.
В настоящее время в связи с развитием микропроцессорной техники широко реализуется возможность создания моделей деятельности специалистов, прежде всего операторского профиля. В процессе выполнения моделируемой деятельности возможно осуществление широкого спектра психофизиологических исследований с использованием полиэффекторных методов регистрации параметров функционирования различных систем организма.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПСИОФИЗИОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1. Методы оценки функционирования анализаторных систем
На зрительный анализатор приходится поступление около 90 % информации из окружающего мира. Оценка его функционирования в процессе выполнения профессиональной деятельности может дать значительный объем информации о структуре работы. Вследствие этого оценке состояния и особенностей функционирования зрительного анализатора в психофизиологических исследованиях придается существенное значение. Выделяют, как правило, следующие методы изучения зрительного анализатора: тесты определения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности (в первую очередь, измерение критической частоты слияния мельканий - КЧСМ), пупиллометрия, оценка мигания, регистрация движения глаз посредством кинокамеры, электроокулография.
Пупиллометрия (от лат papilla - зрачок) - это измерение диаметра зрачка. Зрачок, являясь своего рода диафрагмой глаза, регулирует световой поток, который падает на сетчатку. При ярком освещении он сужается, при снижении интенсивности освещения - расширяется. Также, он реагирует на ряд других воздействий (в том числе на поступление в организм психоактивных веществ), отражая, главным образом, эмоциональное состояние человека. Диаметр зрачка, как правило, измеряют путем простого фотографирования глаза. Существуют также различные устройства, которые преобразуют величину зрачка в постоянно варьирующий уровень потенциала для записи на полиграфе.
Одним из первых на зависимость диаметра зрачка от эмоционального состояния обратил внимание Э. Хесс из Чикагского университета, который ввел понятие «пупиллометрия». Исследования привели его к выводу, что положительные эмоции сопровождаются расширением зрачка, а отрицательные - его сужением. Многие виды раздражителей вызывают расширение зрачков, степень их расширения зависит от интенсивности переживания. Расширение зрачков было отмечено даже при умственном усилии (например, умножении двузначных чисел). Однако крайне существенные ограничения применения метода связаны с невозможностью стандартизации точки фиксации и освещенности зрачка. Это является значимым препятствием широкого внедрения метода в исследовательскую практику.
Диагностическая значимость мигания для психофизиологии изучена сравнительно мало, что обусловлено, как правило, отсутствием стандартной методики регистрации. Многие исследователи используют разные варианты метода простого наблюдения. Существует несколько типов мигания. Первый тип - это произвольное смыкание век на короткое время, необходимое для увлажнения глазного яблока. Второй - это рефлекторное мигание (так называемый корнеальный рефлекс), который может вызываться многими раздражителями, начиная от пылинки, попавшей в глаз, и заканчивая внезапным громким звуком, и является врожденным. Мигание третьего типа - это периодическое, которое представляет наибольший интерес для психофизиологии профессиональной деятельности.
Время мигания (смыкания век) составляет примерно 0,35 с. Частота периодических миганий у разных людей может меняться в широких пределах, но у каждого отдельного человека она при постоянных условиях достаточно стабильна. При средней частоте мигания 7,5 раз в 1 мин у разных людей она варьирует в пределах от 1 до 46 в 1 мин. Индивидуальные различия в частоте миганий представляет собой потенциальный источник данных для психофизиологии, поскольку у человека данный показатель зависит от состояния психики, а именно от «уровня психического напряжения»: крайняя скука и сильные эмоции снижают частоту мигания, тогда как при оптимальном уровне напряжения данная величина умеренно возрастает.
Движениями глаз управляют три пары черепно-мозговых нервов (из 12), что в свою очередь уже говорит о сложнейшей организации этого процесса. Зрительное восприятие обеспечивается непрерывной мышечной подстройкой глаз. Процесс разглядывания постоянно сопровождается «перескакиванием» взора от одной детали объекта к другой. Незначительные движения глаз обеспечивают непрерывное смещение изображений, что необходимо для стабильного восприятия неподвижных предметов. Экспериментально эти заключения были подтверждены с помощью интересных методических приемов, один из которых предложил наш соотечественник А.Л. Ярбус, который сконструировал специальное приспособление (присоску, названную его именем), которое позволяло регистрировать направление взора, записывая свет маленькой встроенной лампочки на чувствительную ленту. Использование рассматриваемого методического приема позволило существенно продвинуться в деле изучения механизмов зрительного восприятия.
Все рассмотренные выше типы движений глаз относятся к содружественным, иными словами оба глаза движутся в одном направлении и одновременно. Существуют еще конвергентные и дивергентные движения глаз, при которых оптические оси глаз устанавливаются под нужным углом друг к другу для фиксации предметов, которые находятся на разных расстояниях. Это один из механизмов оценки расстояния до предмета.
Сегодня в экспериментальных исследованиях, проводимых в области психофизиологии профессиональной деятельности, используется современная аппаратура, которая позволяет регистрировать направление взора в процессе деятельности человека с точностью до нескольких градусов. Важные результаты были получены при изучении траектории перемещения взгляда при информационной подготовке принятия решения оператором, в частности, летчиком (Г.В.Анисимов, В.В. Лапа, А.М. Сафонов).
Для других анализаторных систем человека также разработано огромное число диагностических методов, которые используются5 при изучении профессиональной деятельности.
§2. Методы оценки исполнительных механизмов деятельности
Исполнительная деятельность любого работника реализуется в механических актах (манипуляции с органами управления, работа на клавиатуре) либо речевых командах. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве предмета анализа исполнительной деятельности речь и движение человека.
Анализ речи. Речь, являясь сложнейшей психической функцией, может претерпевать существенные изменения в процессе выполнения профессиональной деятельности под влиянием факторов этой деятельности. Анализ таких изменений, как правило, дает весьма полезную информацию о субъекте деятельности. Использование параметров речи в качестве психодиагностической процедуры в психофизиологии профессиональной деятельности обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствам. Во-первых, тем, что речь (вернее, радиообмен между участниками производственного процесса, например, между штурманом и пилотом самолета, диспетчером и машинистом) регистрируется на различных устройствах (магнитные ленты, цифровые накопители) в рамках организации обычного технологического процесса. Это дает возможность в случае развития чрезвычайных ситуаций, совершения аварий и катастроф или в рамках штатного контроля воссоздать полную картину случившегося с установлением той роли, которую играл в данной ситуации работник, его состояния. Во-вторых, при регистрации речи не создается помех работнику, а это, как было сказано ранее, одно из основных требований к методикам психофизиологических исследований профессиональной деятельности. Речь - это сложнейшее психическое явление. В порождении речи участвуют многочисленные нервные образования: лобные доли (планирование высказывания), премоторные и моторные зоны коры головного мозга (артикуляция), сенсорные отделы теменной области (контроль правильности речепорождения), височные доли (слух). Следует отметить, что первые опыты создания тестов интеллекта, которые предпринял еще в начале XIX в. французский психиатр Эскироль, показали, что наиболее верным индикатором интеллектуального развития человека являются именно его вербальные способности, которые проявляются в речи (А. Анастази, С. Урбина.). Речь (радиообмен) работников операторского профиля, как правило, строго формализована и задана рамками соответствующих регламентов переговоров.