Файл: Индивидуальное предпринимательство (Малые предприятия).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
Основные достоинства, определяющие экономическое значение малого бизнеса, заключаются в том, что он выполняет следующие функции:
Создает широкий спектр товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса.
Обеспечивает необходимую в условиях рынка мобильность, глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность.
Создает необходимую для рынка атмосферу конкуренции, многообразие форм, быстро возникающих и исчезающих, готовность мгновенно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры.
Осуществляет разработку и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты).
Мобилизует материальные, финансовые и природные ресурсы, которые иначе остались бы невостребованными, в частности, использует местные сырьевые ресурсы и отходы производства.
Наряду с названными экономическими функциями в условиях рыночной экономики сектор малого предпринимательства осуществляет целый ряд важнейших социальных функций:
Увеличивает число собственников, а значит, способствует формированию среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе.
Обеспечивает рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп.
Осуществляет отбор наиболее энергичных, дееспособных личностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации.
Создает новые рабочие места с относительно низкими капиталозатратами, особенно в сфере обслуживания.
Обеспечивает трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (пенсионеров, инвалидов, молодежи, женщин и др.).
Проводит подготовку кадров, в том числе за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию в процессе работы. Функции, которые выполняет малое предпринимательство в рыночной экономике, определяются особыми свойствами его субъектов.
Отличительными особенностями субъектов малого предпринимательства являются:
Минимальные размеры всех видов ресурсов, в том числе собственного капитала, необходимых для создания и функционирования малых предприятий.
Короткие сроки создания и освоения проектных мощностей.
Быстрая окупаемость капиталовложений, высокая скорость оборота капитала.
Прямой контакт с потребителем и способность быстро реагировать на спрос.
Высокая эффективность в использовании малого и местного ресурсного потенциала, в том числе:
незанятых и устаревших основных фондов;
вторичных ресурсов;
отходов производства;
специфических ресурсов городской среды, которые ранее практически не использовались;
отработанных месторождений и т. п.
Упрощенная организационная структура благодаря относительно небольшой численности работников.
Мощная мотивация к труду у членов небольших коллективов, возникающая на основе появления у них чувства хозяина, либо (если это наемные работники) сознание непосредственной зависимости между качеством труда, результатами хозяйственной деятельности и их материальным благополучием.
Простота управления, отсутствие, как правило, элементов бюрократизма, свойственных крупным хозяйственным системам.
Большая, нежели в крупных хозяйственных структурах, восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса.
Высокая гибкость и мобильность, определяющие возможность быстрой адаптации к меняющимся условиям рынка.
Возможность идти на риск благодаря своей гибкости и мобильности.
Создание благоприятной обстановки для ускорения научно-технического прогресса, особенно в области электроники, кибернетики и информатики. Наряду с преимуществами малых форм хозяйствования, которые позволили играть серьезную роль в странах с развитой рыночной экономикой, им присущи определенные слабые стороны. К числу таких слабых сторон относятся следующие:
В условиях стабильного спроса на продукцию малое предприятие не в состоянии конкурировать с большими предприятиями и вынуждено отыскивать свою «нишу» в рыночном спросе, т. е. производить такую продукцию, в которой не заинтересованы крупные предприятия.
Малые предприятия не имеют больших материальных и финансовых ресурсов. Отсюда их повышенная чувствительность к экономическим изменениям (росту цен, спаду производства и т. д.) и большая степень риска, трудности с получением кредита. Поэтому они производят всегда только такую продукцию, которая пользуется спросом и рентабельна. Крупные же предприятия могут выпускать нерентабельную в данный момент или не пользующуюся спросом продукцию, а убытки покрывать за счет производства прибылью.
Трудности привлечения служащих из-за слабой социальной защищенности и отсутствия возможностей для карьеры (мало должностей), невысокого престижа.
Невысокий уровень специализации менеджеров. Один человек не может быть одинаково сильным специалистом в разработке политики фирмы, поставке, сбыте, рекламе, экономическом анализе и т. д. Исследовательская работа, необходимая для любого бизнеса, не под силу малым фирмам из-за дороговизны.
Личностные проблемы, связанные с ведением бизнеса. Поэтому предприниматели без поддержки семьи редко преуспевают. Взаимопонимание между супругами исключительно важно, тем более, что многие небольшие предприятия могут эффективно управляться семейной командой. В финансовых вопросах женщины менее доверчивы и более подозрительны, надежнее в сохранении денег, чем мужчины. Если вы не найдете поддержки в семье, то в конечном итоге это скажется на результатах вашей работы. Как это не парадоксально, но особенно тяжело вести бизнес с родственниками и друзьями. Многие люди психологически не готовы к предпринимательскому риску, к потерям и неуверенности в завтрашнем дне. Поэтому часто распадаются группы, начинавшие дело, а если это была группа родственников или друзей, то разрушаются и отношения.
Единоличная ответственность предпринимателей за бизнес и необходимость постоянно контролировать выполнение обязательств перед своими служащими, кредиторами, владельцами арендуемых помещений, банками, налоговыми службами и т. д. Учитывая ограниченность финансовых ресурсов, предприниматель должен постоянно уделять внимание управлению финансами, что является выматывающим и нервным занятием. Перечисленные недостатки малого предпринимательства являются причиной недолговечности предприятий. В США, например, почти каждая четвертая малая фирма терпит крах на первом году жизни, а средний срок существования таких фирм колеблется от 3 до 5 лет.
Малое предприятие, по утверждению авторов — это не уменьшенный вариант крупного или среднего предприятия, а организация со специфическими характеристиками деятельности. Сложности, связанные с функционированием субъектов малого бизнеса, с одной стороны, и значимость тех функций, которые этот сектор хозяйственной деятельности выполняет в рыночной экономике, с другой, определяют необходимость создания благоприятных условий для становления, развития и выживания субъектов малого предпринимательства. С этой целью во всех странах с развитой рыночной экономикой созданы и действуют системы поддержки малого бизнеса.
Малые предприятия, как правило, имеют статус юридического лица. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды и т. п.).
Как отмечалось выше, малое предпринимательство может вестись как небольшими по численности работающими предпринимателями, так и индивидуальными предпринимателями.
Индивидуальные предприниматели — это люди, которые обладают определенной профессиональной квалификацией, самостоятельно организуют и непосредственно выполняют конкретную работу. Главный мотив деятельности индивидуальных предпринимателей — обеспечить свой достаток, ни от кого не зависеть, быть хозяином самому себе. В данном случае не происходит отделения собственности от труда.
Индивидуальный бизнес осуществляется одним физическим лицом, которое является собственником имущества. Все доходы от предпринимательской деятельности принадлежат единоличному владельцу бизнеса. Его труд отличается высокой интенсивностью и связан, с необходимостью принимать решения, требующие специальных знаний по широкому кругу
вопросов. Он несет единоличную ответственность за успех бизнеса всем своим имуществом. Высокая ответственность по принимаемым обязательствам сочетается с высоким риском финансовых потерь, связанных с возможными убытками.
Индивидуальный предприниматель имеет право:
создавать предприятия;
приобретать какое-либо имущество или имущественные права;
использовать имущество других лиц и даже предприятий, если это оговорено соглашением;
заключать сделки;
нанимать или увольнять работников;
получать кредит и открывать счет в банке;
самостоятельно распределять прибыль от предпринимательской деятельности, оставшуюся после уплаты налога;
осуществлять операции с валютой и т. д.
Индивидуальный предприниматель имеет право привлекать наемных работников на основе договоров гражданско-правового характера (договора подряда и т. д.). В этом случае он может продолжать свой бизнес в качестве индивидуального предпринимателя и вести учет доходов и расходов по упрощенной схеме (в книге учета). В то же время он может образовать предприятие с правом юридического лица. В этом случае он обязан иметь бухгалтера и вести бухучет по полной программе, вплоть до составления бухгалтерского баланса, отчетов о прибылях и убытках и т. д..
Учредителем и собственником такого предприятия является одно физическое лицо. Учредитель самостоятельно осуществляет руководство таким предприятием, в то же время он может заключить контракт с другим физическим лицом на должность директора предприятия и с бухгалтером. Таким образом, учредитель может не принимать никакого участия в деятельности предприятия, но участвовать в доле предприятия.
Уставный фонд предприятия образуется из средств, внесенных учредителем на расчетный счет в банке в сроки, установленные действующим законодательством. Имущество предприятия формируется за счет вклада учредителя. Трудовая деятельность осуществляется как самим учредителем, так и гражданами на основе трудовых договоров. При этом наемным работникам обеспечивается оплата и условия труда, а также другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством. Предприятие является юридическим лицом, учреждается и осуществляет свою деятельность на основе действующего законодательства, имеет свой расчетный счет, самостоятельный баланс, открывает валютный счет. Имущество предприятия учитывается на балансе в размере, определяемом по действующим и договорным ценам. Предприятие несет ответственность всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание.
Если к индивидуальному предпринимателю применены меры, затрагивающие его интересы, он имеет право обжаловать действия органов, допустивших ущемление его прав. При найме работников индивидуальный предприниматель обязан заключить с каждым из них контракт и в соответствии с условиями договора осуществлять оплату их труда.
Индивидуальная предпринимательская деятельность прекращается по решению самого предпринимателя или суда. Суд вправе прекратить индивидуальную деятельность в случае признания предпринимателя банкротом или из-за нарушения действующего законодательства.
Каждое физическое лицо может использовать имеющееся у него в собственности имущество по своему усмотрению. Индивидуальный предприниматель имеет право, как создавать предприятия, так и вкладывать свой капитал в другие сферы деятельности, извлекая из этого прибыль.
Преимущества единоличной формы предпринимательства:
Простота в организации.
Полная самостоятельность, свобода и оперативность.
Максимум побудительных мотивов.
Конфиденциальность деятельности, т. е. возможность сохранить секреты фирмы в тайне.
Низкие организационные издержки.