Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Конституционные основы местного самоуправления ).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
§1. Понятие и истоки местного самоуправления
§2. Принципы и функции местного самоуправления
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Понятие современной системы местного самоуправления в России
§2. Общая характеристика организационных форм осуществления местного самоуправления
Общественное самоуправление населения обеспечивается также посредством форм корпоративной демократии: негосударственных (немуниципальных) коммерческих и некоммерческих объединений. Среди некоммерческих объединений необходимо выделить общественные, религиозные объединения, средства массовой информации. Еще одним каналом проявления самоуправления населения являются митинги, демонстрации, уличные шествия, пикеты, тому подобные разовые публичные акции.
II. Органы и должностные лица местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, глава местной администрации и местная администрация.
Представительный орган муниципального образования - это орган, который создается во всех муниципальных образованиях, за исключением тех поселений, где число жителей, которые обладают избирательным правом, составляет менее 100 человек. Представительный орган состоит из депутатов, которые избираются в соответствии с принципами избирательного права. Исключение из принципов равного и прямого избирательного права допускается при формировании представительного органа муниципального района, где представительный орган может включать глав поселений и депутатов представительного органа поселений, которые входят в состав района. Срок полномочий представительного органа муниципального образования составляет от двух до пяти лет и определяется уставом муниципального образования.
Глава муниципального образования - это высшее должностное лицо муниципального образования, которое избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом из числа депутатов . В последнем случае является председателем представительного органа и не может быть одновременно главой администрации. При избрании населением глава муниципального образования либо возглавляет местную администрацию, либо руководит представительным органом, однако не может одновременно занимать эти две должности. Исключение сделано для муниципального образования с численностью населения не более 1000 человек. В муниципальных районах, где представительный орган формируется в порядке делегирования, глава муниципального образования является его председателем.
Глава местной администрации. Им может быть избираемый населением глава муниципального образования либо лицо, которое назначается по контракту по итогам прохождения конкурса, который проводится конкурсной комиссией в соответствии в порядком, устанавливаемым представительным органом муниципального образования. После прохождения конкурса претендент назначается на должность представительным органом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключает глава муниципального образования. Условия контракта с главой местной администрации поселения утверждаются представительным органом муниципального образования, а в городских округах и муниципальных районах в части, которая касается исполнения отдельных государственных полномочий, - законом субъекта Российской Федерации. Срок действия контракта определяется в уставе муниципального образования.
Местная администрация. В соответствии со статьей 37 Федерального закона 2003 года местная администрация - это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, которым руководит ее глава на принципах единоначалия. Структуру местной администрации утверждает представительный орган муниципального образования по представлению ее главы. В состав местной администрации входят отраслевые, функциональные, а также территориальные органы. Местная администрация является юридическим лицом.
III. Территориальное общественное самоуправление.
Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения . Такое самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, который не является поселением; иные территории проживания граждан. Границы указанных территорий устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на этой территории.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний, конференций граждан, а также создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях, конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
Территориальное общественное самоуправление числится учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Такая регистрация осуществляется налоговыми органами. Собрание граждан по вопросам организации, а также осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не более половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации, а также осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, которое проживает на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, которые приняты на собраниях и конференциях населения;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, которая направлена на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления, а также органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению этими органами, а также должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
IV. Межмуниципальное сотрудничество.
Межмуниципальное сотрудничество своей главной целью имеет взаимодействие и сотрудничество муниципальных образований с тем, чтобы повысить эффективность осуществления местного самоуправления. Помимо этого, межмуниципальное сотрудничество укрепляет связи между муниципальными образованиями различных уровней и регионов страны. Тем самым не только по Конституции Российской Федерации и законодательству, но и посредством межмуниципального сотрудничества местное самоуправление из локальных параметров перерастает в общегосударственную систему организации публичной власти на местном уровне, реализации интересов населения, осуществления и содействия осуществлению политических, народнохозяйственных, а также социально-культурных задач.
В Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включена специальная глава 9 о межмуниципальном сотрудничестве. Закон предписывает обязательное создание совета муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации. Надо полагать, такой совет призван обобщать и распространять передовой опыт муниципальной деятельности, а также содействовать отдельным муниципальным образованиям в лучшем достижении их задач и решении вопросов местного значения. В тоже время совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований и ограничивать их деятельность.
Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований.
Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ, а также обществ с ограниченной ответственностью. Перечисленные органы могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.
На основании изложенного в данной главе материала, можно сделать следующий вывод, что, не являясь частью системы государственных органов России, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, – это не только форма самоорганизации населения для решения своих задач, а также и способ осуществления публичной власти, власти народа. Вследствие этого, деятельность органов местного самоуправления обладает такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, которые находятся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является признание и гарантирование местного самоуправления. Возведение местного самоуправления на конституционный уровень в нашей стране осуществлено впервые действующим базовым законом страны, в котором определены основные принципы реализации местного самоуправления. Они явились результатом осмысления отечественного опыта организации местной власти с учетом сформулированных в Европейской хартии Местного самоуправления общих для демократических государств принципов децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, а также осуществления публично-властных полномочий на уровне, который позволяет наиболее эффективно их реализовывать.
Местное самоуправление - это система организации и деятельности граждан, которая обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения под свою ответственность, управление муниципальной собственностью с учетом интересов всех жителей этой территории.
Такая система представляет собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, выборных и других органов местного самоуправления, с помощью которых реализуются принципы и функции местного самоуправления. Органы государственной власти России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают своей компетенцией.
В качестве публичной власти, которая наиболее приближена к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на той или иной территории, на неизбежном взаимодействии жителей данной территории.
Для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных (России и субъектов Российской Федерации) и интересов местных, иными словами общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление.
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности, которые обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, а также целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.
Местное самоуправление должно обеспечить: потребности населения в различного рода услугах (в социально-культурной и иных сферах местной жизни); реализацию социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц; оптимальное сочетание местных и общегосударственных интересов и т.д.
Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, которые лежат в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.
Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел обширную палитру возможностей для объединения усилий муниципальных образований, их населения, органов местного самоуправления в масштабах субъекта Российской Федерации, всей России. Нормы Закона должны содействовать рождению общегосударственной системы местного самоуправления, построенной на единстве конституционных и законодательных основ местного самоуправления и богатстве региональных инициатив в его осуществлении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Российская газета» от 25.12.1993. № 237.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2012) / http://www.pravo.gov.ru