Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Конституционные основы местного самоуправления ).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
§1. Понятие и истоки местного самоуправления
§2. Принципы и функции местного самоуправления
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Понятие современной системы местного самоуправления в России
§2. Общая характеристика организационных форм осуществления местного самоуправления
В целях обеспечения единообразных правовых рамок организации и функционирования местного самоуправления в Российской Федерации как федеративном государстве устанавливаются общие принципы организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. Эти принципы закреплены в Конституции России, в которой на «принципиальном» – сущностном – уровне закрепляется местное самоуправление, а также в Федеральном законе от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Само название этого закона предопределяет количество и содержание общих принципов местного самоуправления, иными словами все нормы Федерального закона, которые содержат правила организации местного самоуправления, являются общими принципами местного самоуправления.
Многие общие принципы местного самоуправления конкретизируются в специальных нормативных правовых актах – федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, уставах и иных нормативно-правовых актах местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления также развиваются в комплексных нормативно-правовых актах, которые регулируют кроме местного самоуправления и другие общественные отношения. К ним относятся следующие акты: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Бюджетный, Налоговый, Градостроительный, Земельный кодексы и ряд других федеральных нормативных правовых актов, Закон Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия».
Однако существует необходимость выделения группы основных принципов местного самоуправления, которые выражают его главные сущностные характеристики и обеспечивают сохранение местного самоуправления в качестве самостоятельной формы народовластия.
К числу основных принципов местного самоуправления относят следующие:
1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
2) самостоятельность местного самоуправления в пределах собственных полномочий; организационная обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления Государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
3) формирование органов местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
4) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным сообществом;
5) соответствие материальных и финансовых ресурсов муниципального образования полномочиям органов местного самоуправления; экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления;
6) многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления;
7) государственная гарантия местного самоуправления .
Функции местного самоуправления - это основные направления деятельности населения, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения .
Функции местного самоуправления реализуются различными субъектами Российской Федерации – населением в целом (местный референдум, муниципальные выборы), группой граждан (правотворческая инициатива), отдельными гражданами (обращения), органами и должностными лицами местного самоуправления.
Основной целью местного самоуправления является решение населением вопросов местного значения в интересах населения городских, сельских поселений и на других территориях. Достижение данной цели осуществляется в рамках следующих функций местного самоуправления:
1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования в целях обеспечения удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
4) охрана общественного порядка;
5) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами .
На основании изложенного в данной главе материала, можно сделать следующий вывод, местное самоуправление представляет собой способ организации и осуществление власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения через представительные (выборные) органы власти (муниципальные комитеты, думы, советы и т.п.), местную администрацию (глав администрации, старост и т.п. и исполнительные органы местного самоуправления), местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, а также обеспечивает организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Понятие современной системы местного самоуправления в России
Система местного самоуправления в Российской Федерации - это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и способов решения населением самостоятельно и непосредственно, а также через органы местного самоуправления вопросов местного значения . Эта система включает в себя упорядоченные элементы, и применительно к определенному виду и уровню муниципального образования число таких элементов может отличаться.
Если отвлечься от особенностей, которые связанны с многообразием муниципальных образований, в системе местного самоуправления России можно выделить несколько подсистем и элементов. В эту систему входят:
- формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления;
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- глава местной администрации;
- местная администрация;
- территориальное общественное самоуправление;
- межмуниципальное сотрудничество.
Разумеется, все элементы этой системы нельзя найти на некоторых уровнях местного самоуправления.
§2. Общая характеристика организационных форм осуществления местного самоуправления
В общем виде характеристика перечисленных элементов системы местного самоуправления в Российской Федерации может быть представлена следующим образом.
I. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении, которые иначе еще называются формами непосредственной демократии и позволяют гражданам реализовывать свое право на местное самоуправление, решать вопросы местного значения напрямую, без посредничества органов и должностных лиц местного самоуправления. Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разделяет формы непосредственной демократии на две категории:
1. Формы непосредственной демократии, с помощью которых население принимает окончательное решение либо предопределяет его принятие. К их числу относятся:
а) местный референдум - это утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по важным вопросам местного значения . Порядок назначения, а также проведения местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе либо по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. Решение, которое принято на референдуме, обязательно для исполнения всеми участниками правовых отношений на территории муниципального образования;
б) муниципальные выборы – это форма непосредственной демократии, которая через голосование жителей позволяет сформировать представительный орган муниципального образования, иные выборные органы, избрать кого-то на должности выборных лиц местного самоуправления. На муниципальном уровне выборы могут проводиться по одномандатным, многомандатным округам, а также по спискам. Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает формирование представительного органа муниципального района посредством двухстепенных выборов. В данном случае главы городских и сельских поселений, а также отдельные депутаты представительных органов этих поселений делегируются в состав представительного органа района;
в) голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления как элемент императивного мандата позволяет поставить выборных лиц контроль избирателей. Отозванным выборное лицо считается в том случае, если за отзыв проголосовало не менее 50% избирателей, которые внесены в списки для голосования в соответствующем избирательном округе либо в муниципальном образовании;
г) голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится с целью выявления мнения населения в связи с предстоящими реформами. Голосование по таким вопросам похоже на референдум, да и проводится по соответствующим правилам. Однако в отличие от собственно референдума голосование в этом случае не всегда влечет принятие императивного решения;
д) сход граждан, который проводится в муниципальном образовании, где не формируется представительный орган. Это сельские поселения с числом жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Таким образом, сход в таких муниципальных образованиях наделяется полномочиями представительного органа;
е) народная правотворческая инициатива представляет собой право населения вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения. При этом внесенные проекты подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию. Порядок реализации народной правотворческой инициативы определяется уставом муниципального образования.
2. Формы непосредственной демократии, которые позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления выявить мнение населения по определенному вопросу муниципальной жизни, чтобы учесть это мнение при выработке (доработке) своих решений - эти возможности называют консультативными формами непосредственной демократии. К их числу относятся:
а) публичные слушания, которые проводятся для обсуждения проектов муниципальных актов по самым важным вопросам муниципального образования с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования;
б) собрания граждан, которые проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц и осуществления территориального общественного самоуправления. Итоги собрания подлежат официальному опубликованию (обнародованию);
в) конференция граждан, которая проводится в тех случаях, когда в силу многочисленности жителей на территории, которой касается обсуждаемый вопрос, нет организационных возможностей для проведения собрания;
г) опрос граждан, который представляет собой инструмент выявления мнения населения с последующим его учетом при вынесении решений органами и должностным лицами местного самоуправления и государственной власти;
д) обращения граждан, которые предполагают их право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления индивидуально и коллегиально по любым вопросам, которые входят в компетенцию соответствующих органов, лиц и затрагивающим права и законные интересы населения в рамках муниципального образования. Такому праву жителей корреспондирует обязанность должностных лиц в течение месяца ответить заявителю в письменном виде по существу обращения.