Файл: Функции налогового учета (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
Ведущим принципом в бухгалтерском учете стал принцип «начисления».
В налоговом учете для большинства налогов продолжали использовать один из методов начисления выручки - либо «по отгрузке», либо «по оплате».[9]
В новой редакции наиболее сложным налогом оказался налог на добавленную стоимость, декларация по которому включала 10 страниц, для заполнения которых требовались данные налогового учета, отличающиеся от бухгалтерских регистров. По единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц организации в течение всего 2001 года уплачивали авансовые платежи, а налоговые органы постоянно меняли форму отчетности по этим налогам.
1 января 2002 года была введена в действие 25 глава Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций».
Самыми существенными чертами налога на прибыль в новой редакции стали: - «котловой» подход к определению налогооблагаемой прибыли организации, по ряду групп расходов были введены совершенно новые принципы расчета, отличные от бухгалтерского учета. Это коснулось, прежде всего, амортизационных отчислений, поскольку для целей налогового учета с 1 января 2002 года был введен в действие перечень классификации основных средств, в зависимости от срока их полезного использования. [10]
Эта классификация существенно отличалась от используемой в бухгалтерском учете группировки основных средств, согласно постановлению №1072. Существенно изменилась классификация нематериальных активов в налоговом учете по сравнению с бухгалтерским учетом. В налоговом учете появились новые виды расходов - отложенные и капитализированные.
Согласно Федеральному закону 212-ФЗ от 22.07.2010 г. ЕСН отменен. Введены обязательные страховые платежи во внебюджетные фонды. Изменилось не только количество лимитируемых (нормируемых) затрат, но и сами нормативы этих затрат. [11]
Таким образом, различия в бухгалтерском и налоговом учете, прежде всего, при определении налога на прибыль, стали настолько существенными, что потребовали (в соответствии с законодательством) введения в каждой организации налогового учета и создания специальных налоговых регистров.
1.2. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013– 2015 гг., в целях сокращения неоправданных административных издержек налогоплательщиков следует обеспечить упрощение налогового учета и возможность использования документов бухгалтерского (финансового) учета при подготовке и представлении налоговой отчетности.
В октябре-ноябре 2012 г. Агентством стратегических инициатив была разработана Дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.
В ней среди шести целей выделены в том числе следующие:
- сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и сдачу налоговой отчетности,
- уплату налогов;
- приближение существующих в настоящее время норм учета по налогу на прибыль к бухгалтерскому (финансовому) учету.
Проблема организации бухгалтерского и налогового учета в рамках хозяйствующих субъектов до сих пор обсуждается как теоретиками, так и практиками. Средством достижения цели налогового учета является группировка данных первичных документов для исчисления налога на прибыль в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).
Обратим внимание, что данная учетная система не должна использоваться для исчисления других налогов, уплачиваемых организациями (налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество и др.). Кроме того, создание отдельного налогового учета для исчисления только налога на прибыль противоречит ст. 54 НК РФ, установившей, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных, документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению. [12]
Необходимость ведения двух самостоятельных систем учета вызвала многочисленные комментарии и суждения, а у квалифицированных представителей бухгалтерского сообщества, в основном главных бухгалтеров крупных компаний, резкое неприятие ведения самостоятельной системы налогового учета, что связано с рядом отрицательных последствий принятия такого решения:
• во-первых, для создания группы (или иного подразделения) налогового учета требуются значительные дополнительные вложения организации;
• во-вторых, возникновение предпосылок к ликвидации классической системы бухгалтерского учета для решения необходимых функций управления.
В экономической литературе встречается мнение отдельных авторов, которые с легкостью стали отказываться от системы бухгалтерского учета. По их мнению, коль налоговикам нужен налоговый учет, то нужно вести только его.
При этом они не принимают во внимание потребности остальных пользователей бухгалтерской информации. Кроме того, самостоятельно налоговый учет применяется достаточно редко, и методология налогового учета практически везде основана на бухгалтерском учете.
Таким образом, в тех случаях, когда для исчисления налога, причитающегося к уплате в бюджет, применяется бухгалтерский учет, он перестает выполнять только учетно-финансовые задачи и объединяется с налоговым учетом. До вступления в действие гл. 25 НК РФ налоговая база для расчета налога на прибыль организаций формировалась на основе данных бухгалтерского учета.
Налогооблагаемая прибыль представляла собой бухгалтерскую прибыль организации, скорректированную в соответствии с требованиями налогового законодательства. [13]
После принятия гл. 25 НК РФ процедура корректировки бухгалтерской прибыли и определения ее величины для целей налогообложения значительно усложнилась. [14]
Таким образом, исследование развития системы налогового учета в России позволяет сделать следующие выводы:
1. С 1992 г., т.е. с момента появления в российском финансовом законодательстве первых элементов налогового учета и до наших дней, эта специализированная учетная система прошла несколько этапов становления и развития. Однако в настоящее время все еще рано говорить о налогово-учетной системе как о сложившемся и устоявшемся экономико-правовом механизме, так как непонятна ее целесообразность и эффективность. [15]
2. Появление налогового учета с большой долей уверенности можно считать своеобразным «реверансом» в сторону Запада и в первую очередь — США. При этом не учитывается существенная разница в национальных экономиках и условиях функционирования хозяйствующих субъектов России и стран Запада. [16]
3. Одним из аргументов за ведение налогового учета называют различия в правилах формирования многих показателей для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Исследование практики ведения налогового учета свидетельствует об этих различиях, однако их природа не имеет никаких экономических обоснований. Это обусловлено субъективными факторами, заключающимися в нежелании выработки единого подхода и несогласованности действий между Министерством финансов Российской Федерацией и Федеральной налоговой службой.
4. Как мы убедились, появление налогового учета было обусловлено дифференцированным подходом к формированию налоговой базы по налогу на прибыль, отличным от подхода к формированию налогооблагаемой прибыли в бухгалтерском учете. В системе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) (МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль») правила формирования и исчисления налоговой базы получили достаточно широкое развитие, хотя в разных странах они применяются по-разному.
5. Попытки некоторых специалистов распространить требования по расширению сферы действия системы налогового учета на другие налоги, уплачиваемые хозяйствующими субъектами, представляются нам абсолютно несостоятельными.
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
2.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
С введением в действие главы 25 части второй НК РФ «Налог на прибыль организации» все предприятия обязаны организовать и вести налоговый учёт. Понятие налогового учета введено ст. 313 гл. 25 НК РФ.
Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. [17]
Организацию налогового учёта на предприятии необходимо начинать с разработки порядка ведения данного учёта и закреплении его в приказе об учётной политики организации для целей 402 налогообложения.
Учетная политика для целей налогообложения - это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации. Учетная политика должна раскрывать подходы организации при решении вопросов определения налоговой базы по налогу на прибыль, оценки имущества, формирование налоговых обязательств перед бюджетом, распределение убытков между налоговыми периодами, формирование налоговой отчётности .
В процессе формирования учетной политики должны быть установлены и обоснованы организационно-технические и методические аспекты налогового учета.
Детальная регламентация налогового учёта как методологической и организационной категории осуществлена в налоговом законодательстве. Использование унифицированных рекомендаций по организации налогового учёта на предприятии очень затруднительно.
Это связано со сферой деятельности предприятия, со структурой и объёмом производства и продаж, применяемой системы налогообложения, с отраслевой принадлежностью, наличием внешних и внутренних пользователей информации; степенью автоматизации и объем информационных потоков между структурными подразделениями, уровнем состояния системы бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля и другими факторами его деятельности. [18]
Перед началом зарождения налогового учета наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни, в частности, в системе бухгалтерского учета и налоговой системе страны. Как отмечает Севастьянова Т.В. «происходившие в то время изменения бухгалтерского и налогового законодательства имеют единую направленность – это «точечное», несистемное разделение правил признания отдельных видов доходов и расходов организаций». [19]
Во-первых, вводится ФЗ РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который формирует информационное поле в системе налогообложения по средствам законодательного закрепления прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, а также устанавливает перечень налогов.
Во-вторых, появляются первые расхождения в учете для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Так, с принятием ФЗ РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Вводятся различные показатели: в бухгалтерском учете – «балансовая прибыль или убыток», для целей налогообложения – «валовая прибыль», «положительные курсовые разницы», которые не учитываются для целей налогообложения, но учитывались в бухгалтерском учете.
Ценности, полученные безвозмездно, влияли на формирование финансового результата для целей налогообложения, но не отражались в отчете о финансовых результатах по данным бухгалтерского учета.
Таким образом, проведенное исследование позволило установить, что первый этап – преобразование характеризуется только предпосылками к формированию новой системы, взаимосвязь налогообложения и бухгалтерского учета остается достаточно тесной, отсутствует определенный порядок организации и ведения учета для целей налогообложения, а также понятийный аппарат. [20]
Зарождением налогового учета, на наш взгляд, следует считать с момента законодательного закрепления определения «для целей налогообложения» – Постановление Правительства РФ от 01.07.1995г. № 661. Для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
Также впервые официально установлено, что порядок формирования финансовых результатов по бухгалтерскому учету есть самостоятельный учетный процесс, который может и не совпадать с налогово-учетным формированием финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, поскольку он подчиняется специальным правилам.