Файл: Функции налогового учета (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
После 1 июля 1995 года практически все ведущие экономисты и финансисты страны единодушно высказались о том, что наступило время налогового учета, учета для целей налогообложения.
Также зарождение налогового учета на этом этапе подтверждает интервью с заместителем министра финансов РФ Шаталовым С.Д. в журнале «Бухгалтерский учет» (№12 за 1995г.): «бухгалтерский учет коверкается и ломается под воздействием налогообложения, хотя по существу должен решать иные задачи… В России пришло время разделить эти два вида учета, при этом предполагается взять за основу французский подход, конечно, не копируя его полностью».
Таким образом, этап зарождения ознаменовался постепенным формированием системы учета для целей налогообложения путем утверждения нормативно-правовых актов, приводящих к отделению бухгалтерского учета прибыли от порядка ее налогообложения, соответственно существенным различиям в систематизации доходов и расходов по данным бухгалтерского и налогового учета.
Значимый этап в истории эволюции системы налогового учета – становление. Он начинается с принятия гл.25 НК РФ, в которой дано определение налоговому учету и сформированы правила его ведения. Уже к концу 2002 года было принято ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль, которое представляет собой алгоритм перехода от налога на бухгалтерскую прибыль к налогу на прибыль по законодательству о налогах и сборах. [21]
Существенно изменена упрощенная система налогообложения с 1 января 2003г., когда вступила в силу гл.26.2 «Упрощенная система налогообложения». Необходимо отметить, что этап становления – это процесс, главная особенность которого состоит в том, что законодательно налоговый учет уже сформирован, но система еще не приобрела завершенной формы. С этого момента начинается этап развития. [22]
В соответствии с приказом Минфина РФ от 01 июля 2004 года № 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» взят курс на сближение бухгалтерского и налогового учета: «налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства».
В 2005 году был внесен ряд существенных изменений в главу 25 «Налог на прибыль» НК РФ. Большинство внесенных изменений связано с тем, что практика применения главы 25 НК РФ показала необходимость уточнения отдельных ее норм в целях упрощения учета отдельных объектов налогообложения, а также сближения налогового и бухгалтерского учета.
Изменения коснулись вопросов организации налогового учета: порядка признания в целях налогообложения прямых и косвенных расходов, незавершенного производства, определения расходов по торговым операциям, а также учета отдельных объектов налогообложения: резерва по сомнительным долгам, неотделимых улучшений арендованного имущества, материально-производственных запасов, амортизационной премии и др.
С 1 января 2007 г. в ст. 11 НК РФ появилось определение учетной политики для целей налогообложения. Начиная с конца 2011 года, в развитии налогового учета можно выделить новый виток – это налоговый учет консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).
Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета заключаются в таких элементах как налоговые преференции и отдельные виды расходов, используемые для минимизации налоговых платежей. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что составление налоговой отчетности полностью на основе бухгалтерского учета нецелесообразно.
Развитие системы налогового учета последних лет имеет направленность обратную той, которая была на этапах зарождения и становления.
Государством выбран вектор развития на упрощение налогового учета. Обсуждение вопроса сближения бухгалтерского и налогового учета началось в 2013-2015 годах, когда данная проблема нашла свое отражение в Бюджетном послании Президента РФ, Основных направлениях налоговой политики и т.д.
Однако нет единой позиции по данному вопросу. Так, Министерство финансов РФ считает, что подготовка налоговой отчетности на основе данных бухгалтерского учета нерациональна, потому что может оказать негативное влияние на собираемость налога на прибыль. Противоположной точки зрения придерживается ФНС РФ, предлагая системные меры по исключению из гл.25 НК РФ положений, препятствующих использованию норм бухгалтерского учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
На первый взгляд, позиция ФНС РФ кажется наиболее обоснованной и правильной, т.к. позволит упростить ведение бизнеса, улучшить инвестиционный климат.
С другой стороны, в период глобализации и интеграции национальных учетных систем в международное пространство не стоит забывать о конфликте принципов, применяемых при налогообложении и МСФО. Например, налогообложение придерживается принципа всеобщей определенность и ясности налогового законодательства и не может основываться на оценочных суждениях бухгалтера, роль которых велика в МСФО.
Минфин России подготовил законопроект, предусматривающий упрощение налогового учета. Упрощение заключается в следующих действиях:
- методы списания стоимости запасов в расходы будут уточнены. При этом обеспечат сближение бухгалтерского и налогового учета;
- в зависимости от учетной политики, возможность амортизации малоценного имущества;
- признание убытков от уступки прав требования на дату уступки права требования;
- изменение переоценки обязательств, которые выражены в иностранной валюте, а также учет доходов и расходов в виде суммовых разниц.
Таким образом, существующая система налогового учета в России продолжает оставаться объектом реформирования. Однако следует отметить, что программа сближения бухгалтерского и налогового учета может явиться противоречивой, т.к. на сегодняшний день идет тенденция на сближение российского учета и международных стандартов, что обуславливает увеличение различий между бухгалтерским и налоговым учетом. [23]
Стандарты МСФО требуют при составлении отчетности представлять информацию, полностью независимую от налоговых норм. В связи с этим, исследуемые предприятия нефтепродуктообеспечения, составляющие отчетность по МСФО и USGAAP, ведут полностью обособленный налоговый учет, не подстраивая бухгалтерский учет под налоговые требования.
Сегодня немногие компании представляют отчетность по МСФО, как правило, это делают крупные игроки рынка. Всем остальным знание международных принципов и методов формирования отчетности поможет лучше подготовиться к реформе национальных стандартов и понять порядок их применения.
Таким образом, в ходе рыночных преобразований Россия оказалась на том этапе экономического развития, при котором столкнулись интересы государства и собственника, которые оказывают сильное влияние на учетную систему в целом. [24]
Возникла проблема воздействия налогового права на организацию бухгалтерского учета, что привело к разделению учета на несколько видов. В разных странах мира процесс формирования учетных систем происходит по-разному, но практически во всех странах мира вектор развития одинаковый – от единой учетной системы к раздельным учетным системам.
2.2. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
Налоговый учёт – это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). [25]
Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.
Цель налогового учёта определяется интересами пользователей информации.
Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы:
1) внешние,
2) внутренние.
Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения (например, расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемые руководству или работникам; помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, расходы в виде сумм материальной помощи и другие). [26]
Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль. Внешними пользователями информации являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет.
Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.
С учётом потребностей пользователей информации целями налогового учёта являются:
1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;
2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;
3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.
Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов. Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации.
Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.
Данные налогового учёта должны отражать:
1) порядок формирования сумм доходов и расходов;
2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчётном (налоговом) периоде;
3) сумму остатка расходов, подлежащих отнесению на расходы в следующем отчётном (налоговом) периоде;
4) порядок формирования суммы создаваемых резервов;
5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу. [27]
Данные налогового учёта не отражаются на счетах бухгалтерского учёта (ст. 314 НК РФ).
Данные налогового учёта подтверждаются:
- первичными учётными документами, включая справку бухгалтера;
- аналитическими регистрами налогового учёта;
- расчётом налоговой базы.
Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток.
Согласно статьи 247 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов.
При этом расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах. Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде.
Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату.
Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога. Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком к учётной политике для целей налогообложения.
Налоговый учёт следует организовать так, чтобы данные бухгалтерского учёта обеспечивали возможность:
- непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности;
- систематизации указанных фактов (учёт доходов и расходов);
- формирования показателей налоговой декларации по налогу на прибыль. [28]
В отличие от бухгалтерского учёта, где правила ведения учёта регламентированы Правилами бухгалтерского учёта и Планом счетов бухгалтерского учёта, для ведения налогового учёта не установлены жёсткие стандарты.
Поэтому система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, и налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учёта.
Возможны два варианта ведения налогового учёта:
1. Создание автономной системы налогового учёта, не связанной с бухгалтерским учётом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в регистре налогового учёта.