Файл: Корпоративная культура в организации (Оценка корпоративной культуры ОАО «Электроприбор»).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2 Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации
2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЭЛЕКТРОПРИБОР» И АНАЛИЗ ЕГО КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Электроприбор»
2.2 Оценка корпоративной культуры ОАО «Электроприбор»
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОАО «ЭЛЕКТРОПРИБОР»
3.1 Мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры ОАО «Электроприбор»
Текущая модель описывает ценности корпоративной культуры организации, выделяя отдельный подход к каждому определению эффективности.
Кроме того, она сопоставляет перспективу одного подхода со всеми другими. Измерение ценностей в данной модели производится с помощью вопросников, и, как следствие, модель может использоваться как эффективный инструмент диагностики в организации. Модель обладает свойством выявлять недостатки во всех четырех частях в той степени, в которой они участвуют в деятельности организации [2].
Эффективную корпоративную культуру отличают высокий образовательный уровень сотрудников, их мотивация на успех, справедливое вознаграждение за труд и создание условий для профессионального роста и постоянного совершенствования работников; эффективное управление, хорошо разработанная система социальной защиты работников и членов их семей, открытость новым идеям, высокая адаптивность, ориентация на долгосрочные цели и креативность.
Основными критериями, с помощью которых можно оценить эффективность корпоративной культуры – готовность идти на риск; адаптивность; отношение к новому; желание совершенствовать профессиональный уровень; степень участия в принятии управленческих решений; социальная ответственность; тип отношений в коллективе; вид мотивации и контроля; тип лидерства.
Выделяют два блока показателей эффективности – экономический (показатели производительности, прибыли, рентабельности и т.п.) и социально-психологический (показатели трудовой активности, удовлетворённости трудовой деятельностью, стабильности организации, сработанности).
Эффективность деятельности предприятия, в контексте воздействия корпоративной культуры, можно оценить, используя следующие показатели – уровень качества производимой продукции, рост продаж, текучесть кадров, производительность труда, количество нарушений трудовой дисциплины, коэффициент творческой активности, коэффициент внедрения новаций, коэффициент внедрения знаний и навыков, коэффициент удовлетворённости организацией, а также коэффициенты компетенции, ответственности и квалификации.
Таким образом, создание и стимулирование благпоприятной корпоративной культуры скажется самым благотворным образом на результатах деятельности любой организации. Корпоративная культура в данном случае выступит в качестве мощного «рычага», ведущего организацию к успеху, доминированию на рынке, стабильности. Нездоровая корпоративная культура, напротив, может привести к обратным результатам.
Корпоративной культуре следует посвятить самое пристальное внимание всем руководителям современных организаций. Следует следить за ее формированием, совершенствовать и «направлять» в нужное русло, устраивая те или иные мероприятия, корректируя поведение сотрудников внутри организации. Корпоративная культура должна быть органичной частью организации, соответствовать современным условиям, российской специфике и менталитету, должна содействовать достижению целей предприятия – повышению эффективности его деятельности.
2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЭЛЕКТРОПРИБОР» И АНАЛИЗ ЕГО КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Электроприбор»
ОАО «Электроприбор» — одно из ведущих предприятий России по производству щитовых аналоговых и цифровых электроизмерительных приборов, имеющее современные технологии и оборудование.
Открытое акционерное общество «Электроприбор» зарегистрировано 30 декабря 1992 г. Предприятие является коммерческой организацией, уставной капитал которого разделен на 55313 акций и составляет 13828250 рублей, удостоверяющий обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к Обществу.
ОАО «Электроприбор» является правопреемником Чебоксарского производственного объединения «Электроприбор», которое начало свою деятельность в 1960 году с разработки и производства аналоговых электроизмерительных приборов.
Всего ОАО «Электроприбор» выпускает более 100 наименований приборов. Выпускаемые приборы находят широкое применение в различных отраслях промышленности для комплектации оборудования, на испытательных стендах. На предприятии ведется непрерывная работа по обновлению выпускаемой продукции с учетом современных требований, как по внешнему виду, так и по техническим решениям.
Существующая на предприятии организационная структура управления ОАО «Электроприбор» относится к линейно-функциональному типу (см. Приложение 1). Высшим органом управления ОАО «Электроприбор» является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью предприятия осуществляет Совет директоров. В период между общими собраниями акционеров высшим органом управления ОАО «Электроприбор» является Совет директоров.
Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется единоличным исполнительным органом ОАО «Электроприбор» – Генеральным директором Ермошкиным Николаем Пантелеймоновичем.
Структура ОАО «Электроприбор»:
-Головное предприятие: ОАО «Электроприбор».
- Дочернее Общество ООО «Торговый дом «Электроприбор»
Представительства: ТОО «АКЭП» (Казахстан); ТОО «ПриборЭнергоПроект» (Казахстан); ТОО «НЦ "Каз Энерго Стандарт» (Казахстан); ООО «Профтим» (Беларусь).
Предприятие имеет лицензии на право изготовления и конструирования оборудования для ядерных установок, аттестат на право поверки средств измерений; систему менеджмента качества, свидетельства о типовом одобрении Российского морского регистра.
Бухгалтерский учет ОАО «Электроприбор» ведется в соответствии с учетной политикой и охватывает все стороны деятельности предприятия.
Проведем анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Электроприбор». Расчеты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Электроприбор» за 2017-2019 гг.
Показатели |
годы |
Отклонение (+;-) |
Темп изменения, % |
||||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2018 г. к 2017 г. |
2019 г. к 2018 г. |
2018 г. от 2017 г. |
2019 г. от 2018 г. |
|
1.Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
437014 |
425788 |
486936 |
-11226 |
61148 |
0,97 |
1,14 |
2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
352896 |
361491 |
422740 |
8595 |
61249 |
1,02 |
1,17 |
3.Прибыль, тыс. руб. |
84118 |
64297 |
64196 |
-19821 |
-101 |
0,76 |
1,00 |
4.Основные средства, тыс. руб. |
109591 |
116331 |
109404 |
6740 |
-6927 |
1,06 |
0,94 |
5.Среднесписочная численность работающих, чел. |
514 |
501 |
507 |
-13 |
6 |
0,97 |
1,01 |
6. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
144483 |
158509 |
179888 |
14026 |
21379 |
1,10 |
1,13 |
7. Среднемесячная зарплата, руб. |
23,42 |
26,37 |
29,57 |
2,94 |
3,20 |
1,13 |
1,12 |
8. Фондоотдача |
3,99 |
3,66 |
4,45 |
-0,33 |
0,79 |
0,92 |
1,22 |
9.Фондорентабельность |
0,77 |
0,55 |
0,59 |
0,21 |
0,03 |
0,72 |
1,06 |
10.Фондоемкость |
0,25 |
0,27 |
0,22 |
0,02 |
-0,05 |
1,09 |
0,82 |
11.Фондовооруженность |
213,21 |
232,20 |
215,79 |
18,99 |
-16,41 |
1,09 |
0,93 |
12. Производительность труда, тыс. руб. / чел. |
850,22 |
849,88 |
960,43 |
-0,35 |
110,55 |
1,00 |
1,13 |
По данным таблицы 1, выручка от продажи продукции в 2018 г. уменьшилась на 11226 тыс. руб. по сравнению с 2017 г. и увеличилась в 2019 году на 61148 тыс. руб. В последние годы наблюдается тенденция к уменьшению размера прибыли: в 2018 г. на 19821 тыс. руб. меньше, чем в 2017 г., но в 2019 г. прибыль уменьшилась незначительно в сравнении с предыдущим годом, и осталась примерно на том же уровне, снизившись лишь на 101 тыс. руб. Снижение продаж в целом связано с кризисом в российской экономике. Снижается платежеспособность заказчиков и покупателей. Себестоимость проданных продукции, услуг ежегодно увеличивается.
Положительная динамика может быть связана с государственной политикой импортозамещения, в рамках которой предприятие получает государственные заказы и возвратами кредитов предприятию от ранее реализованной продукции.
Анализ финансовой отчетности ОАО «Электроприбор» позволил сформулировать следующие выводы о финансовом положении и финансовой эффективности предприятия.
2.2 Оценка корпоративной культуры ОАО «Электроприбор»
Корпоративную культуру любого предприятия, в том числе и ОАО «Электроприбор», определяют его сотрудники. От них зависит эффективность производственной деятельности предприятия и конечные экономические результаты.
В ОАО «Электроприбор» используются различные кадровые технологии по подбору, перемещению, оценке, развитию персонала.
При подборе кадров используются два пути набора персонала: внешний, за счет притока лиц извне предприятия, и внутренний. В ходе отбора осуществляется сбор и анализ информации о кандидате на основании анализа представленных документов, анкетирования, автобиографии, предоставленного резюме, проводится собеседование.
Средний возраст работников предприятия составляет 45 лет. Доля работников, имеющих высшее и незаконченное высшее образование, составляет 19,8% от общей численности работников предприятия.
Предприятие ежегодно принимает учащихся средних специальных и высших учебных заведений на практику с целью популяризации работы на производстве.
В целях последовательного приобретения, расширения и углубления знаний, совершенствования мастерства рабочих, специалистов и руководителей в ОАО «Электроприбор» создана и совершенствуется система обучения и развития персонала.
На заводе работают 7 кандидатов наук по различным направлениям, 4 специалиста предприятия успешно прошли обучение по Программе подготовки управленческих кадров народного хозяйства Российской Федерации, 19 специалистов удостоены звания «Инженер года» и «Профессиональный инженер России».
В ОАО «Электроприбор» применяются как материальные, так и нематериальные методы мотивации персонала.
К материальным методам относятся: заработная плата; премии (выдают также в связи с юбилейными мероприятиями и т.д.); бесплатное питание; материальная помощь, ссуды (льготные ссуды работникам по очень низким процентам на длительный период, при постепенном вычитании из заработной платы работников); денежные вознаграждения: при бракосочетании, при рождении детей и т.п.; оплачиваемые отпускные на свадьбу (5 оплачиваемых дней), на похороны (3 оплачиваемых дня), на 1 сентября родителям первоклассников (1 оплачиваемый день);
Все методы стимулирующих средств, которые используются на ОАО «Электроприбор», объединены и представлены в таблице 3.
Таблица 3 -Перечень стимулирующих средств, применяемых на ОАО «Электроприбор»
Форма стимулирования |
Основное содержание |
Заработная плата |
Оплата труда, включающая основную и дополнительную (премии) |
Социальный пакет |
Выплата всех льгот, оплата отпусков, больничных листов, материальная помощь, бесплатное питание |
Ссуды |
Предоставление сотрудникам беспроцентных ссуд |
Внутренняя культура |
Поздравления с днем рождения, юбилеями, государственными праздниками, проведение корпоративных мероприятий в честь праздников, чествование ветеранов |
В компании приветствуется стремление к обучению, к совершенствованию своих знаний. Руководство фирмы оплачивает учебные отпуска. В «Положении об оплате труда работников ОАО «Электроприбор», введенном не только с целью повышения уровня заработной платы, но и материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, подразделения и предприятия в целом.
В данном положении содержатся следующие разделы: Общие положения; Принципы формирования постоянной и переменной частей денежного вознаграждения; Регламент установления денежного вознаграждения работников ОАО «Электроприбор»; Надбавка за стаж работы в ОАО «Электроприбор».
На предприятии большое значение придается нематериальной мотивации персонала, действенным инструментом которого является представление наиболее отличившихся работников к государственным наградам, наградам министерств и ведомств, а также корпоративными наградами.