Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
Как организационная форма управления предприятиями индустрии гостеприимства, аренда стала популярной в 1950-1960-е годы. В настоящее время она применяется значительно реже. Сущность аренды состоит в том, что отель арендуется на определенный срок за оговоренный процент с продаж (обычно от 20 до 50%). [18] Например, международная экспансия американских отелей началась с аренды компанией Hilton одного из отелей в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико). Особую популярность сдача в аренду государственных предприятий приобрела в развивающихся странах.
Цепи могут включать гостиницы одной или нескольких стран, т.е. быть национальными или международными. Пример национальной цепи: Cubatur (Куба). Характеристики цепей: схожесть в территориальном расположении; единство стиля (архитектура и интерьер); единство обозначений и внешней информации; просторный и функциональный холл; единство и быстрота регистрации гостей; номера, продуманные для «частных путешественников»; завтрак «шведский стол»; наличие конференц-зала; гибкая система тарифов; единое управление, маркетинг и служба коммуникаций. [19]
Гостиницы могут быть объединены в цепи в результате:
- строительства и покупки предприятий гостиничной компанией;
- заключения с известной гостиничной компанией-франчайзером договора франчайзинга, значительная часть предприятий таких известных цепей, как Holiday Inn (читается Инт), Radisson Hotels, Ramada, входит в их состав на условиях договора франчайзинга;
- подписания контракта на управление.
К 2007 году в мире было известно около 300 гостиничных цепей, которым принадлежит 7 млн. номеров или 50% их мирового количества. В Европе 40% гостиниц объединены в цепи, в США – 60%. Статистика свидетельствует о том, что сегодня объём операций, производимых гостиничными цепями в несколько раз превышает обороты, совершаемые независимыми гостиницами. [7] В гостиничной индустрии имеется тенденция к ориентации на более мелкие категории (сегменты) рынка и разработке соответствующего гостиничного продукта (комплекса услуг) в соответствии с их требованиями. Маркетинговая сегментация способствует существенному росту разнообразных цепочек отелей, ориентирующихся на определенную категорию туристов. При этом каждый специфический сегмент рынка обслуживается отелем одной и той же цепи, но имеющей несколько отличающуюся торговую марку. Например, отели цепочки Hyatt: Regency Hyatt - старейшая торговая марка сети, предназначен для путешественников со средним достатком, расположены в городах, аэропортах, курортах по всему миру; Гранд Hyatt – отличается сверхроскошью, обстановка номеров и внешний вид отелей являются уникальными, их изюминка – эффектные вестибюли, современные технологии, офисная техника, конференц-залы, обученные секретари; Парк Hyatt – самые дорогие гостиницы данного бренда, располагаются на центральных улицах. Высокая прибыльность слаборазвитого отечественного рынка активно привлекает международные отельные цепочки. Несмотря на трудности ведения бизнеса в российских условиях, открывается все больше гостиниц известных брендов: Rezidor, ACCOR, Marriott, Best Western, Radisson, Hilton, Kempinski и др. [3] В Екатеринбурге туристы и деловые путешественники имеют возможность комфортабельного размещения в отелях крупных международных операторов – Ramada, Hyatt, Park-Inn, Angelo, Аccor (Novotel), в перспективе Radisson. Успеха достигли и отечественные отельеры – некоторые российские сети начали экспансию за рубеж, среди них «Интурист», AZIMUT Hotels Company и другие. Причины успеха цепей: постоянство в качестве продукта; идентичность услуг на разных предприятиях, доступность цен. Недостаток цепей: Как организационная форма управления предприятиями индустрии гостеприимства, аренда стала популярной в 1950-1960-е годы. В настоящее время она применяется значительно реже. [9] Сущность аренды состоит в том, что отель арендуется на определенный срок за оговоренный процент с продаж (обычно от 20 до 50%). Например, международная экспансия американских отелей началась с аренды компанией Hilton одного из отелей в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико). Особую популярность сдача в аренду государственных предприятий приобрела в развивающихся странах.
Ресторанные цепи представлены преимущественно предприятиями быстрого питания. [5] Делятся на 8 сегментов по специализации на определённых блюдах (почти совпадает с таблицей 1): сэндвичи, гамбургеры, пицца, блюда из цыплят, мексиканские блюда (Tako Bell, El Torito), стейки, блюда из морепродуктов, блинчики, блюда из картофеля (отечественная «Крошка-картошка», 1998). Как стало известно РБК daily, американская «Global Franchise Group», управляющая несколькими сетями фастфуда, планирует экспансию на российский рынок с тремя брендами. Если компания сможет договориться с местными партнерами, в России появятся сети «Marble Slab Creamery» (кафе-мороженое), «Great American Cookies» (кондитерская) и «Pretzelmaker» (кафе, специализирующееся на кренделях). Эксперты рынка единодушны в том, что два последних формата вполне могут прижиться на нашем рынке, однако насчет развития кафе-мороженых мнения кардинально разошлись. О планах «Global Franchise Group» (GFG) по выводу на российский рынок трех из шести своих брендов РБК daily рассказал глава международного подразделения компании Джон Педдар. По его словам, переговоры с потенциальными франчайзи ведутся для всех трех сетей. Однако российский бизнес пока заинтересовался двумя форматами: «Great American Cookies» и «Pretzelmaker». [21] Какие компании претендуют на партнерство с американской компанией, Джон Педдар не раскрыл. Опрошенные РБК daily эксперты рынка об интересе знакомых бизнесменов к этим сетям пока не слышали. Однако подтверждением серьезности намерений американцев являются заявления на регистрацию товарных знаков трех сетей в Роспатенте. Соответствующие документы есть в распоряжении редакции. У сетей GFG хорошая география. У «Marble Slab Creamery» 391 точка в США, Канаде, Великобритании, Шотландии и других странах. «Great American Cookies» предлагает традиционное печенье с наполнителями более чем в 290 заведениях в США, ОАЭ, Саудовской Аравии, Пуэрто-Рико, Мехико, Гуаме, Чили и Бахрейне. «Pretzelmaker» торгует своими необычными кренделями в 360 точках в США, Мехико и еще нескольких странах. Как считают эксперты российского ресторанного рынка, на нем найдется место для новых игроков, однако, по их утверждению, форматы, которые предлагает GFG, очень непростые. [23] Аналитики Euromonitor International оценивают объем российского рынка фастфуда в 255,5 млрд руб. Из них 3,5 млрд руб. приходится на кафе-мороженое и 26,7 млрд руб. — на кафе-кондитерские. Исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков сомневается, что сеть кафе-мороженых сможет успешно развиваться в России. «Мороженое можно купить в любом фастфуде, да и в целом этот десерт немного растерял свою популярность», — объясняет эксперт. В монокафе с мороженым и напитками не верит и ректор Академии приоритетного образования и экс-управляющий сети «Рамзай» Вячеслав Клементов. «В России успешен формат «Шоколадниц» и «Кофе Хаузов», а этот формат не работает», — объясняет г-н Клементов, принимавший участие в разработке стратегии и открытии кафе-мороженых в спальных районах Москвы несколько лет назад. [24] Позднее «Рамзай» продал сеть, и она была закрыта новым владельцем. Однако гендиректор консалтинговой компании «Яхно Project» Денис Яхно, напротив, считает, что к этим кафе у потребителей может быть большой интерес. Он приводит в пример томскую сеть «33 пингвина», которая управляет сейчас более чем 600 точками в регионах России. Компания делала попытку выйти на московский рынок, однако вскоре закрыла свои точки из-за сложностей с логистикой. Кроме того, по словам г-на Яхно, качество американских франшиз крайне высокое, поэтому они будут интересны российским бизнесменам. Самой удачной сетью из трех Андрей Петраков считает кондитерские. По его мнению, они вполне могли бы быть «самостоятельными предприятиями». Остальные форматы эксперт видит только в составе фуд-корта торгового центра. Такого же мнения придерживается и Денис Яхно. По оценке экспертов, взнос за франшизы сетей составит 10—13 тыс. евро, инвестиции в открытие одной точки — 50—200 тыс. евро. [24]
Вопросами координации функционирования гостиничных цепей и ассоциаций независимых гостиниц и ресторанов в Европе занимается комитет гостиничной и ресторанной индустрии Европейского сообщества – ХОТРЕК. Кроме гостиничных цепей на мировом туристском рынке активно функционируют специфические объединения, основная цель которых – объединять лучших представителей гостиничного бизнеса. К примеру, с 1928 года ведёт работу по определению лучших отелей мира международная корпорация «Ведущие отели мира», ежегодно помещающая сведения о лучших предприятиях в специальном каталоге. Для того, чтобы стать членом организации «Ведущие отели мира», гостиница должна соответствовать жестким стандартам качества во всех сферах, влияющих на комфорт гостей. Отель, подавший заявку на членство, подвергается строгой процедуре регистрации и проверки. Каждый отель, уже являющийся членом организации, периодически инспектируется с целью обеспечения полного соответствия установленным требованиям. [21] Больше всего “лучших отелей” находится в США - 40, в Италии - 30, Швейцарии - 23, Германии - 21, Франции и Испании - по 15, Индии - 12, Японии - 11, Англии - 9, Таиланде и Мексике - по 8, Китае и Австрии - по 7, Португалии - 6 и т.д. Членами этой организации являются российские гостиницы: «Балчуг Кемпински» (Москва), «Гранд-отель Европа» (СПб). Подобную работу проводит около 30 лет и международная организация «Привилегированные отели и курорты мира». Ha 1997 г. таких отелей насчитывалось 101, большая часть из них (69 отелей) расположена в Северной Америке, что объясняется традиционно высоким уровнем американского сервиса. С 1968 года функционирует международная гостиничная ассоциация «Тишайшие отели мира», штаб-квартира которой находится в Париже. При вступлении в эту ассоциацию гостиницы оцениваются по трём критериям: естественная и приятная окружающая среда; уютное здание и интерьер со своим характерным обликом; гостеприимство, отвечающее всем современным требованиям, в том числе прекрасная кухня. В настоящее время цепь “Тишайших отелей” насчитывает 329 гостиниц в Европе. Вопросами координации функционирования гостиничных цепей и ассоциаций независимых гостиниц и ресторанов в Европе занимается Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц и ресторанов Европейского экономического сообщества. В России в целях повышения эффективности развития гостиничной индустрии создана Российская гостиничная ассоциация (РГА). [14]
3.2. Малые предприятия
На практике наблюдается обратная тенденция росту и распространённости гостиничных цепей - появление малых независимых гостиниц, делающих ставку на собственную уникальность и неповторимость. Часто они расположены в необычных местах и направлены на обслуживание конкретных целевых рынков. Рассматривая преимущества малых гостиниц, исследователь Петер Венисон в своём труде «Управление гостиницами» отметил, что в крупных гостиницах не получает удовлетворения человеческая потребность «быть любимым и желанным». Многие клиенты больших гостиниц говорят, что в таких гостиницах они чувствуют себя «номером». По данным Discovery Research Group, за последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20% именно за счет развития малых гостиниц (от 10 до 100 номеров) в регионах. Особенно активно подобный формат развивался на юге России в курортных городах: Сочи, Геленджике, Анапе, а также в городах Золотого кольца. Следует отметить, что мини-отелями интересуются и крупные гостиничные компании. Мини-отель требует меньше места, строительство обходится намного дешевле и быстрее окупается. Также преимуществами небольших гостиниц являются персонифицированный подход к клиенту и уникальность самого заведения. В нашей стране этот фактор пока не так актуален, но, тем не менее, многие ценят мини-гостиницы именно за уют и приватную атмосферу. [17]
Особое внимание хотелось бы уделить сельскому туризму. Хотя в настоящее время он не может соперничать с объёмами туристских потоков на морские курорты, тем не менее сельский туризм рассматривается как доходный вид деятельности. Основными мотивами для выбора такого вида отдыха являются: [9]
- отсутствие средств для отдыха на дорогих морских курортах;
- семейные или иные традиции;
- близость к природе и возможность больше времени проводить в экологически чистом месте, питаться экологически чистыми продуктами;
- возможность приобщения к традиционной культуре. В связи с расширением рынка сельского туризма (агротуризма, деревенского туризма) быстро растёт сектор мини-отелей, часто называемых гостевыми домами. [18]
Помимо проживания гостевые дома предлагают дополнительные услуги: организация выезда на рыбалку, аренда мангала, прокат лодок, лыжного снаряжения и др. Основные потребители- люди в возрасте 30-50 лет. Средний по вместимости гостевой дом может принять одновременно от 10 до 30 человек. За год один гостевой дом может пропустить до 1,5 тыс. посетителей. Обычно домики состоят из одной гостиной и нескольких спален. Большинство гостевых домов имеют сауны (бани), камины и др. Наибольшее развитие сельский туризм получил в Ленинградской, Псковской, Калининградской областях, пригородах Ужгорода, Киева, в Краснодарском крае, на Урале – в Невьянском районе. Огромной популярностью пользуется сельский туризм на Алтае. При этом каждое направление тура неповторимо и по-своему колоритно. Одни историко-культурные поселения издавна привлекают не только туристов, но и фольклорные и этнографические экспедиции, другие специализируются на народных промыслах, третьи имеют неповторимые достопримечательности. [6] Благодаря красоте природы Среднего Урала и самобытным народным обычаям, заинтересованность в сельском туризме растёт как среди местных жителей, так и у иностранных туристов, путешествующих по маршруту Транссибирской магистрали. Хороший потенциал для развития отрасли у таких образований, как Невьянский городской округ, Алапаевский, Нижнесергинский, Красноуфимский, Первоуральский, Шалинский, Нижне-Тагильский, Полевской, Сысертский районы, где уже есть опыт создания отдыха в сельских гостевых домах и подворьях. Значимым фактором ещё является и то, что через эти территории проходят основные свердловские туристические маршруты. Есть и препятствия для развития отрасли как в области, так и по всей России. В первую очередь, это - устаревшие ГОСТы, СНиПы, санитарные и пожарные правила для объектов гостеприимства, не соответствующие современным реалиям. Также, это - менталитет сельских жителей, которые с большим недоверием относятся к туристам и соглашаются принимать их у себя только тогда, когда это успешно делают соседи. Кроме перечисленных аспектов развитию сельского зеленого туризма на Среднем Урале препятствует еще и то, что многие горожане поддерживают настолько тесные связи с селом, что сельский туризм они не воспринимают как форму отдыха. [9]
На высоком уровне находится организация сельского туризма в Европейских странах. Особенность европейского агротуризма заключается в возможности размещения в специально реконструированных старинных мельницах, древних монастырях или замках. Здесь также можно получить полный спектр сельских развлечений и приятностей, включая рыбалку, сеновалы, собирательство, уход за скотом и птицей, парные продукты, домашние колбасы, сыры, вина и приправы. [15]
Заключение
Гостиничное хозяйство, являясь неотъемлемым элементом индустрии туризма, способствует выполнению основных функций туризма и создаёт предпосылки для их развития и обогащения. Развитие гостиничных компаний значительно определяет досягаемость туристского ресурса, что именно является актуальным для определённых категорий населения: пенсионеры, население с ограниченными возможностями, студенты, многодетные и малообеспеченные семьи и т.п. Гостиничная индустрия предоставляет гостиничные услуги для организации краткосрочного проживания в средствах размещения, в настоящее время, принимающее массовое направление туристов на это. На протяжении последних лет возрастает заинтересованность в продвижение индустрии гостеприимства международного, национального и регионального уровней, потому что туризм и гостиничный бизнес представляются катализатором развития всех секторов экономики. На индустрию туризма национального и регионального уровней воздействуют следующие положительные социально-экономические показатели: новые рабочие места, образовавшиеся вследствие развития туризма и гостиничного бизнеса; мультипликативный эффект; вложения в государственные и региональные доходы. Социокультурными выгодами индустрии гостеприимства являются: улучшение жизненного уровня населения; поддержка и защита культурного населения и музеев, культурно-исторических памятников; усиление достоинства населения за их культуру и самобытность; гарантия возможностей межкультурных обменов. Основной критерий результативной деятельности в бизнесе гостеприимства является то, что клиент всегда прав. Привлечение туристов, клиентов делового мира, отдыхающих, путешественников является организацией позитивной программы индустрии гостеприимства, связанной с оказанием услуг по распределению туристов во все уголки мира. Глобализация - одна из преимущественно примечательных на сегодня тенденций в гостеприимстве, это внедрение и нахождение гостиничных цепей во всех странах мира. Индустрия гостеприимства сегодня доминирующе не влияет на экономику России, но в принципе адекватна вкладу государства в развитие данной отрасли и медленно развивается из-за отсутствия реальных инвестиций, и мирового финансово кризиса. Для международного рынка гостеприимства в последние годы и настоящее время характерно расширению образования гостиничных цепей, которые удачно и прогрессивно осваиваются на российском рынке. Следовательно, индустрия туризма и гостеприимства это одна из главных частей обширного рынка услуг, представляющая собой быстровозрастающую и доходную индустрию, которая способна непосредственно или косвенно воздействовать на формирование условий устойчивого социально-экономического роста мирового и национального хозяйства.