Файл: Адаптация персонала в организациях разных типов (Адаптация персонала как важнейший компонент в системе управления персоналом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для новых работников организуется специальный курс обучения и воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в организации или подразделении[24].

Выводы по главе 1

Адаптация персонала является процессом приспособления коллектива к трансформирующимся условиям внешней и внутренней среды организации.

Адаптация работника выражается в приспособлении человека к трудовому месту и коллективу.

Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из различных подразделений: инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллега по работе. Они стремятся сделать процесс адаптации, приспособления работников к организации как можно более коротким, и безболезненным

Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации персонала в организациях разных типов

2.1 Описание объекта и процедуры исследования

Исследование проходило в социальном центре «Атис» и торговом центре «Метро» города Бельцы.

В эксперименте приняли участи 7 социальных работников и 7 менеджеров по продажам.

Социальные работник выполняет обязанности по обслуживанию клиентов, планированию и руководству в сфере социального обслуживания. Работа может представлять собой социальное инструктирование и консультирование, принятие решений о финансовой поддержке или о переводе человека на лечение вне дома. Социальный работник выполняет обязанности эксперта и консультанта социальной сферы.

Социальный работник отвечает за планирование, реализацию и оценку процесса работы с клиентом. Обязанностью социального работника является распознавание проблем клиента, оценка возможностей человека самостоятельно справиться с проблемой и организация поддерживающих мер.

Клиентами социальной службы являются, например, семьи или отдельные люди, нуждающиеся в помощи из-за безработицы, болезни, старости, семейных условий или временных экономических трудностей.

Вопросы защиты детей – часть должностных обязанностей. В деле защиты детей, кроме поддержки, связанной с воспитанием и уходом, большое значение имеет помощь семье в вопросах управления жизнью семьи и повседневных делах.


В консультации по вопросам воспитания и семьи социальный работник изучает и решает проблемы, связанные с развитием детей и подростков и с взаимоотношениями в семье, пользуясь методами социальной работы и психотерапии. Трудовые обязанности могут включать в себя улаживание семейных вопросов в ситуации развода.

В системе здравоохранения клиентами социальных работников являются пациенты, которые нуждаются в советах и поддержке при жизненных проблемах, возникших в связи с болезнью. Пациентам стремятся дать информацию по вопросам управления своей жизнью, чтобы они могли принимать решения и делать выбор. Клиентам помогают в организации обеспечения средств существования и в получении услуг, а также оказывают им психологическую поддержку в случае тяжёлого заболевания или смерти.

Для данной работы характерно сотрудничество с представителями разных профессий. Работа включает в себя вынесение решений по обеспечению клиентов средствами к существованию и решений, влияющих на другие права клиента. На социальном работнике лежит большая ответственность при принятии личностных и экономически значимых решений.

Социальный работник оказывает профессиональную помощь работникам сопредельных отраслей, консультирует и даёт заключения. Трудовые обязанности могут включать в себя исследовательскую и развивающую деятельность, оказание общественного влияния и информирование. Социальный работник, занимающийся административной или руководящей работой, планирует, руководит и управляет отделами социального обеспечения и здравоохранения или их подразделениями и разными службами.

Социальный работник принимает клиентов в офисе, но может посещать их и на дому. Кроме обычной работы с клиентами, возможна также работа с группами клиентов, участие в деятельности рабочих групп и проектов. Работа чаще всего выполняется в дневное время, но возможны дежурства и приём клиентов в вечернее время.

Менеджер по продажам выполняет следующие должностные обязанности:

  • осуществляет поиск потенциальных клиентов;
  • проводит коммерческие переговоры с клиентами;
  • осуществляет прием и обработку заказов клиентов, оформляет необходимые документы;
  • определяет потребности клиентов в продукции, реализуемой компанией, и согласовывает заказы с клиентом в соответствии с его потребностями и наличием ассортимента;
  • мотивирует клиентов на работу с компанией в соответствии с утвержденными программами по стимулированию сбыта;
  • составляет ежемесячный план продаж;
  • ведет отчетность по продажам и отгрузкам клиентам компании;
  • участвует в разработке и реализации проектов, связанных с деятельностью отдела продаж;
  • ведет клиентскую базу;
  • контролирует отгрузки продукции клиентам;
  • контролирует оплату покупателями товаров по заключенным договорам.

Менеджер по продажам имеет право:

  • получать информацию, в том числе и конфиденциальную, в объеме, необходимом для решения поставленных задач;
  • представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы компании;
  • требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате деятельности компании;
  • принимать решения в пределах своей компетенции.

Для диагностики адаптивности специалистов в условиях организации была использована следующая процедура исследования:

1. Анкета адаптации сотрудника.

1. Как долго продолжается Ваше освоение в условиях нового места работы? (нужное подчеркнуть)

• До 1 мес.

•До 2 мес.

•До 3 мес.

•Еще не закончено

2. Что вам показалось наиболее сложным в течении этого периода?

  • профессиональные обязанности
  • вхождение в коллектив
  • условия труда
  • другое

3. Как Вы думаете, почему это для вас оказалось трудным?

4. Вы решили возникшие проблемы? Если да, то как? Если нет, то почему?

5. В каких случаях (когда) возникали сложные ситуации наиболее часто?

6. Как долго Вам нужна была в работе помощь коллег?

  • До мес
  • До 2 мес
  • До 3 мес
  • Еще потребуется после адаптации

7. В какой период своей деятельности вы почувствовали, что овладели профессиональными навыками?

  • До 1 мес
  • До 2 мес
  • До 3 мес
  • Еще не овладел

8. Что, как Вам кажется, особенно помогло бы вам в период адаптации?

9. Бывают ли у вас конфликты ( и с кем, руководством или коллегами)?

  • Время от времени
  • Редко
  • Не бывают

10. Оцените, пожалуйста, Ваш интерес к дальнейшему продвижению внутри компании, профессиональному росту?

  • Очень интересно
  • Пока трудно оценить
  • Не очень интересно

11. В какой мере Вы удовлетворены следующими факторами в вашей компании? (на каждое утверждение нужно ответить используя следующие варианты ответов: совершен удовлетворен +1,0; удовлетворен+5; затрудняюсь ответить 0,0; неудовлетворен – 0,5; совершенно неудовлетворен-1,0)

  1. Содержание труда
  2. Занимаемая должность
  3. Соответствие работы специальности
  4. Соответствие квалификации работе
  5. Соответствие характера работы моим способностям и склонностям
  6. Наличие перспектив должностного продвижения
  7. Возможность повышения квалификации
  8. Наличие высокой степени ответственности а результат труда
  9. Информированность о делах коллектива и компании
  10. Бытовые условия труда
  11. Организация труда
  12. Режим работы
  13. Заработная плата
  14. Наличие системы льгот для работников
  15. Помощь и поддержка руководителя
  16. Отношение с непосредственным руководителем
  17. Отношения с коллегами

12. Часто ли вам приходиться менять место работы?

  • Ни разу
  • 1-2 раза
  • 3-4 раза
  • Более 5 раз

2. Тест: «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе»

Читая утверждения, отметьте знаком «+» те из них, с которыми Вы согласны, и знаком «—», если не согласны.

Отвечайте искренне – «да», «нет»:

1.Мне кажется трудным подражать другим людям.

2. Я, пожалуй, мог бы при случае совершить такой поступок, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое чем есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу

10. Я всегда такой, каким кажусь.

Ключ к тесту.

Начислите себе по одному баллу за ответы: «нет» на1-й, 5-й и 7-й вопросы;

«да» на все остальные.

Подсчитайте сумму баллов.

0–3 балла. У Вас низкие коммуникативные качества. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в обществе. Некоторые считают Вас «неудобным» по причине вашей прямолинейности.

4–6 баллов: У Вас средние коммуникативные качества. Вы искренний, но сдержанный в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться с окружающими.

7–10 баллов. У Вас высокие коммуникативные качества. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

2.2 Анализ результатов исследования

В результате проведенной анкеты по адаптации сотрудников, были получены следующие результаты.

1. Освоение в условиях нового места среди менеджеров происходит в течение месяца, многие социальные работники отмечают, что их освоение проходит более длительный период от двух до трех месяцев.

2. Среди сложностей в период освоения, менеджеры отмечали трудности коммерческих переговоров, социальные работники выделяли и трудности условий труда и профессиональных обязанностей.

3. Среди причин, которые вызывали трудности освоения, отмечались такие как: недостаточный уровень знаний и трудовых навыков, повышенные требования, трудности коммуникации и др.


4. На вопрос о том, были ли решены возникшие трудности, некоторые специалисты отметили, что смогли с ними вправиться, а другие так, и не справились.

5. На вопрос о том, как долго требовалась помощь коллег, некоторые отмечали до 1 месяца, некоторые до 3-х.

6. Степень овладения профессиональными навыками у менеджеров в отличии от социальных работников происходила быстрее.

7. На вопрос о том, что помогало в период адаптации, менеджеры отмечали коллектив и их желание работать в данном торговом центре, а социальные работники отмечали, что у них достаточно чуткое руководство.

8. На счет конфликтов, менеджеры отмечали, что, как правило, они возникали с их куратором, а иногда с клиентами, а социальные работники отмечали, что конфликты возникали в процессе терапии их подопечных, иногда в коллективе и в редких случаях с руководителем центра.

9. На счет оценки интереса к дальнейшему продвижению внутри компании, профессиональному росту, у многих менеджеров нет четкого представления, в случае с социальными работниками наблюдается, не смотря на сложности, присутствует интерес к их деятельности.

10. В таблицах 1 и 2 представлены показатели удовлетворяющих и неудовлетворяющих факторов в организации.

Таблица 1

Степень удовлетворения организационных факторов у менеджеров

Вопросы

Совсем удовлетворен

Удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Неудовлетворен

Сосем неудовлетворен

1

0

1

2

3

1

2

0

1

0

4

2

3

2

1

0

4

0

4

0

2

1

1

3

5

0

1

2

2

2

6

0

2

3

1

1

7

2

1

3

1

0

8

4

3

0

0

0

9

2

3

2

0

0

10

0

2

1

3

1

11

1

3

3

0

0

12

1

4

1

1

0

13

0

0

0

4

3

14

3

3

0

1

0

15

2

3

0

1

1

16

1

4

0

1

1

17

1

3

0

2

1