Файл: Субъекты малого предпринимательства (Динамика и специфика функционирования и развития субъектов малого предпринимательства).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ РФ
1.1 Сущность и значение малого предпринимательства и его субъектов
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства
1.3 Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства
2.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Динамика и специфика функционирования и развития субъектов малого предпринимательства
2.2. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства
Деятельность субъектов малого предпринимательства регламентируется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также в соответствии с нормами Конституции РФ, ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, соответствующими федеральными законами, Указами Президента РФ, Постановлениями и Распоряжениями Правительства РФ.
Для отнесения к субъектам малого предпринимательства должны быть соблюдены требования, связанные с определенной структурой уставного капитала, среднесписочной численностью работающих,соответствием деятельности установленным финансовым показателям. Данные критерии установлены в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Динамика и специфика функционирования и развития субъектов малого предпринимательства
Формирование института малого предпринимательства в России началось в 90-е гг. ХХ в., в условиях экономических реформ. Его развитию в тот период способствовала безработица, возникшая в результате негативных процессов, прежде всего, в промышленности, обеспечивающей занятость значительной части населения страны. В последнее время происходит увеличение роста малого предпринимательства, особенно в сферах для наукоемких производств и отраслей, связанных с производством потребительских товаров [26, С. 5].
Анализируя состояние предпринимательской деятельности по данным Федеральной налоговой службы (ФНС России), на февраль 2018 года в России зарегистрировано 6 059,2 тыс. хозяйствующих субъектов: юридические лица 2 840,1 тыс., индивидуальные предприниматели 3 219 тыс. (53,1%). Значительную долю в составе юридических лиц занимают микропредприятия, количество которых составляет 2 581,9 тыс. [40].
Рис. 1. Количество субъектов малого предпринимательства в РФ на 2018 год
Все предприятия малого бизнеса можно условно разделить на две группы: первая группа - предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом, т. е. оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий малого бизнеса характерны:
- специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах);
- низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы;
- гибкость производства;
- в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а также обслуживают новые товары, созданные крупными предприятиями [27].
Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, конкурирующие на рынке с крупными предприятиями и друг с другом. Предпосылками для развития предприятий этой группы служат:
- способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги;
- существенно меньший стартовый капитал, что позволяет свободнее действовать по сравнению с более сильными соперниками;
- стремление заполнить места, которые по различным причинам невыгодны крупным предприятиям; в-четвёртых, ценовая политика крупных предприятий, диктующих рынку довольно высокие цены [27].
Функционирование малого бизнеса во многих развитых и развивающихся странах основывается на государственной поддержке, реализуемой через соответствующую политику органов власти с участием негосударственных структур. Однако выбор конкретных методов реализации государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства во многом зависит от качественной и достоверной статистической информации о состоянии и перспективах его развития.
Мониторинг состояния малого предпринимательства в России осуществляется как ответственными органами власти, так и независимыми организациями (в том числе и международными). Авторитетным международным рейтингом, характеризующим степень благоприятности правовых условий, созданных для ведения бизнеса малыми и средними субъектами хозяйствования в каждой отдельной стране, является рейтинг Группы Всемирного банка «Doing Business» [38].
Следует отметить, что в последние годы наблюдается улучшение показателей России в данном рейтинге. В 2018 году страна заняла 35-е место. Положительная тенденция наблюдалась по ряду критериев рейтинга: регистрация предприятия, получение разрешений на строительство, регистрация собственности, кредитование, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, разрешение неплатежеспособности [28, С. 23].
Анализ данных об участии малых предприятий в экономике разных стран позволил сделать вывод о том, что показатели деятельности малых предприятий в России значительно уступают аналогичным показателям развитых стран. Так, по данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2018 г. в России насчитывалось более 6 млн. субъектов малого предпринимательства, общий вклад которых в ВВП страны не превысил 20% [39].
Проанализировав показатели количества субъектов малого предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) за 2011-2018 гг., можно выделить тенденцию положительной динамики роста. Количество юридических лиц в 2011 г. составляло 1,8 млн. предприятий, а в 2018 г. их количество возросло до 2,8 млн. (ежегодный прирост составил в среднем 7,8 %). Количество индивидуальных предпринимателей на начало 2018 года в России превысило 3,2 млн. субъектов (средний ежегодный прирост значения показателя составил 4,6%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди субъектов малого предпринимательства 53,5% составляют индивидуальные предприниматели (3,2 млн. микро- и малых предприятий), юридические лица составляют 46,5% (2,7 млн. микро- и малых предприятий).
Важной тенденцией функционирования малого предпринимательства в России является сохранение диспропорций его развития в отдельных регионах. Проанализировав данные относительно количества субъектов малого предпринимательства Российской Федерации по городам, можно увидеть следующую картину. Наибольшее количество субъектов малого предпринимательства сосредоточено в г. Москва (796 тыс. или 20% от общего количества субъектов малого предпринимательства России), а также в г. Санкт-Петербург (358 тыс. или 10% от общего количества). Такая ситуация в территориальном распределении обусловлена наличием в городах-лидерах крупных агломераций с развитой сферой услуг, выгодным географическим положением, близостью зарубежных рынков, развитой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, высокой численностью населения [32, С. 172].
Наименьшее количество субъектов малого предпринимательства сосредоточено в Дальневосточном федеральном округе (4%) и Северо-Кавказском федеральном округе (3%), что обусловлено действием ряда факторов, в том числе функционально-территориальной структурой региональной экономики, природно-географическим положением, особенностями региональной политики поддержки предпринимательства, уровнем развития инфраструктуры, численностью населения[32, С. 173].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, в целом, предпринимательская активность малого бизнеса в России растёт и укрепляется, о чем свидетельствует ежегодное увеличение численности субъектов малого предпринимательства, а также количества задействованных сотрудников. Однако, как показывает опыт зарубежных стран, для наиболее полной реализации экономического и функционального потенциала такого сегмента национальной экономики, как малый бизнес, в России в ближайшей перспективе необходимо интенсифицировать усилия по формированию благоприятной среды его развития, включая механизмы кредитного стимулирования и инструменты государственной поддержки.
2.2. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства
При изменяющейся экономике сущность и значение предпринимательской деятельности малых предприятий проявляется в том, что не всегда совпадают цели национальных интересов и интересов непосредственно малых предприятий.
Государственная поддержка развития сектора малого предпринимательства является неэффективной, что подтверждается неадекватными экономическими, правовыми условиями и высоким уровнем коррупционных отношений. Деятельность, которая осуществляется в условиях неэффективной государственной поддержки, имеет специфические аспекты, выраженные в повышенном риске и одновременно в увеличении значимости для предпринимателя роста прибыли, что является основным моментом в направлении предпринимателем своей деятельности в теневой сектор экономики с целью понижения риска и одновременного повышения роста прибыли [18, С. 179].
Основное нормативное правовое регулирование развития МСП в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.12.2018) [9].
В статье 7 указанного Федерального закона представлен перечень возможных мер поддержки развития субъектов МСП государством. К наиболее значительным мерам можно отнести специальные налоговые режимы, так как уменьшение налоговой нагрузки благоприятно влияет на субъекты МСП [30, С. 41]. Не менее важны упрощенные правила ведения налогового учета, формы налоговых деклараций и упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, что существенно сокращает время, затрачиваемое на указанные операции.
Также необходимо отметить такую меру поддержки, как особая специфика участия субъектов МСП в закупках товаров (работ, услуг) некоторыми видами юридических лиц. Вместе с тем возможно выделить несколько видов поддержки субъектов МСП и специализированных организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, со стороны государства. К основным видам относятся поддержка в области финансов и имущества, а также информационная и консультационная поддержки. При этом существуют такие важные направления, как совершенствование квалификационного уровня работников и поддержка в инновационной области[35, С. 334].
Наиболее значительными для субъектов МСП являются финансовая и имущественная поддержки со стороны государства. Развитие субъектов МСП возможно реализовывать посредством предоставления им бюджетных ассигнований в форме субсидий и иных инвестиций, а также с помощью передачи им во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества на особых условиях. В свою очередь к основным направлениям информационной поддержки можно отнести создание информационных систем различных уровней, а также официальных сайтов такой поддержки субъектов МСП. Консультационная поддержка заключается в создании организаций, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов МСП и оказывают консультационные услуги субъектам МСП, а также в обеспечении деятельности указанных организаций[30, С. 42].
Малые предприятия характеризуются тем, что они более мобильны и быстрее адаптируются к изменяющимся экономическим условиям внешней среды, хотя их инвестиционные возможности часто низки. Субъектам малого бизнеса нужны источники финансирования как на этапах зарождения, так и в период развития. Традиционные источники средств, используемые для крупных предприятий − самофинансирование за счет использования чистой прибыли и собственный капитал путем выпуска эмиссионных ценных бумаг − недоступны для МСБ и крайне ограничены. Самыми популярными источниками финансирования для этих субъектов хозяйствования являются банковские кредиты и государственные субсидии[32, С. 172].
Государством создаются для субъектов малого предпринимательства особые льготные условия, которые необходимы для достижения следующих целей[18, С. 179]:
-
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку.Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий. К основному перечню преференций для субъектов малого предпринимательства можно отнести следующее[30, С. 43]: