Файл: Субъекты малого предпринимательства (Динамика и специфика функционирования и развития субъектов малого предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.

2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на:

    • возмещение затрат по лизингу;
    • процентов по займам и кредитам;
    • на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях;
    • проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).

3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.

Индивидуальные предприниматели в соответствии с НК РФ обладает правом как применить общий режим налогообложения, при котором он уплачивает налог на имущество и налог на доходы физических лиц, так и перейти на специальные налоговые режимы [31, С. 446]:

    • систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    • упрощенную систему налогообложения;
    • систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
    • патентную систему налогообложения.

Данные режимы были введены для того, чтобы поддерживать и стимулировать малое предпринимательство, так как они дают возможность для снижения налоговой нагрузки и упростить ведение налогового и бухгалтерского учета, а выбор из данных режимов доброволен, что позволяет предпринимателям выбрать наиболее выгодный.

Кроме данных льгот предполагается поддержка в следующих формах:

  1. Денежные гранты.
  2. Субсидии.
  3. Предоставления первоначального капитала.
  4. Информационной поддержки предпринимателей, консультаций по вопросам налогообложения и выбора организационно-правовой формы.
  5. Лизинга на льготных условиях.
  6. Льготной аренды государственных помещений.
  7. Аутсорсинга по льготным расценкам.
  8. Проведения ярмарок, вставок продукции.
  9. Стажировок с целью повышения квалификации предпринимателей или переориентирования бизнеса.

Также предусматриваются и региональные меры поддержки, которые выражаются в создании бизнес-инкубаторов, поддержке предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, создании технопарков, разработке и поддержке стартапов, создании различных гарантийных фондов.

Таким образом, государством используется большое количество мер поддержки малого предпринимательства, которые связаны налогообложением, финансовыми и административными льготами, а также иными способами поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства.

2.3 Проблемы развития субъектов малого предпринимательства

Развитие предпринимательской деятельности и в особенности малого предпринимательства является сложным и длительным процессом во времени, поэтому государство принимает активное участие в области развития данного направления и его субъектов. Так как малое предпринимательство является неотъемлемой частью крупного производства, его дополнением, то оно освобождает крупное производство от функций, которые ему не свойственны. Малое предпринимательство и его субъекты способны к более эффективному использованию различных ресурсов, они заполняют те места, которые не могут заполнить крупные организации, а также создают новые места и управляют затратами производства в более короткие циклы [37, С. 111].

Малые предприятия в качестве субъектов управления в рыночной экономике характеризуются в качестве неустойчивой предпринимательской единицы, наиболее зависимой от рыночных колебаний. По оценкам многих предпринимателей, они сталкиваются при осуществлении предпринимательской деятельности с различными проблемами, такими как высокий уровень налогообложения, высокая стоимость материальных и технических средств, недостаточность кредитных ресурсов, повышение арендной платы за помещения и оборудования, отсутствие фондов рискового капитала, что приводит к негативным последствиям для развития субъектов малого предпринимательства.

Но наиболее важной причиной низкого темпа развития субъектов малого предпринимательства является невысокий уровень финансового обеспечения большинства малых предприятий из-за трудностей, которые связаны с изначальным накоплением капитала, невозможностью получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность системы налогообложения.


После того, как рынок покинуло большое количество предпринимателей, стала очевидной необходимость изменений в действующем законодательстве. Но, несмотря на то что в последние годы было принято большое количество программ, направленных на развитие и поддержку субъектов малого предпринимательства, отечественный уровень развития данного направления значительно уступает государствам с более развитой рыночной экономикой как по качественным, так и по количественным показателям.

Овсянников П. В. полагает, что в настоящее время основными проблемами, оказывающими существенное влияние на развитие субъектов малого предпринимательства, являются [29, С. 267]:

− отсутствие квалифицированных кадров. На сегодняшний день найти настоящих профессионалов своего дела бывает достаточно сложно. Во-первых, чаще всего эта работа ложится на самих руководителей, которые, полагаясь лишь на свои собственные предпочтения и требования, формируют коллектив. Лишь двадцать процентов объектов малого бизнеса обеспечены грамотными работниками[29, С. 267];

− налоговая нагрузка. Неправильно выстроенная система взысканий отнимает огромный процент прибыли предприятий. Многие просто не могут себе позволить отчисления в бюджет государства из-за чего вынуждены вести «черную бухгалтерию» или просто объявлять себя банкротами; − жесткая кредитная система. Для стартового капитала или реализации проекта необходимы значительные финансовые ресурсы, которые чаще всего берутся взаймы под большие проценты в соответствующих учреждениях. Но чем на больший срок они привлекаются, тем меньше шанс, что банк выдаст такую сумму. Государство поставило объекты малого бизнеса в один ряд с крупными промышленными гигантами. Это ни в коем случае не является допустимым;

− лишение своих работников социального пакета услуг. Это также обусловлено чересчур высокими налогами, что приводит к выплате «зарплат в конвертах»[29, С. 268];

− сложности в покупке или аренде земляных участков и помещений. А также в отсутствии возможностей допуска к объектам инфраструктуры. Установленные высокие тарифы на электричество оставляют предприятия без энергии;

− коррупция и грабеж со стороны чиновников. Частые и необоснованные проверки, штрафы и отсутствие организованного администрирования заставляют даже законопослушных граждан действовать соответствующими методами;

− низкий уровень платежеспособности населения. Тот слой населения, который является основной целевой аудиторией, просто не в состоянии оплачивать установленную цену. В окончательную цену вкладываются все издержки, и предприниматели просто не могут работать себе в убыток; Проблемы малого бизнеса в России имеют ряд своих специфических особенностей. Например, в некоторых регионах, таких как Сибирь, отсутствует транспортная инфраструктура. Это обуславливает невозможность подвоза сырья и сбыта готовой продукции. Подобные регионы РФ характеризуется запоздалым получением информации. Компетентность и объективность чиновников также оставляет желать лучшего[29, С. 269].


В отличие от развитых стран, в отечественной экономике распространено такое явление, как посредническая деятельность, которая не всегда может оказывать положительное влияние на развитие экономики. Кроме того, малое предпринимательство распространено в непроизводственных сферах услуг. Субъекты малого предпринимательства практически ушли из строительной сферы после введения института саморегулируемых организаций, так как им было не по силам выплачивать большие взносы. При этом, необходимо отметить рост в ITсекторе, так только в 2015 году было поставлено на экспорт продукции на сумму более 7 млрд.долл., что обуславливается санкциями со стороны зарубежных стран [37, С. 111].

Для решения такой проблемы, необходима государственная поддержка, а это в свою очередь позволит решить вопросы занятости населения, пополнения доходной части местных бюджетов. Отсюда очень важен подъем и рост малого бизнеса для малых и средних городов России, которые объективно нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития

Размеры налоговой и страховой нагрузки лишают возможности формировать запасы оборотных средств, своевременно менять основные фонды. Снижение остроты данного фактора, а равно и упрощение налоговых процедур должны являться приоритетными аспектами налоговой политики государства, направленными на улучшение деятельности субъектов малого предпринимательства[17, С. 146].

Такая политика благоприятно сказывается на увеличении количества хозяйствующих субъектов в легальном обороте. Немаловажной проблемой для развития предпринимательства в стране на всех этапах является административная составляющая. "Высокая степень администрирования заставляет предпринимателей заставляет предпринимателей не только опасаться что-либо предпринимать, а наоборот, обуславливает использование такой защитной реакции, как уйти в "позицию ожидания" или еще хуже того - "в тень". Такое развитие экономической политики ведет к высоким государственным расходам из-за перекоса в структурах учреждений и, как следствие, низкой управляемости[17, С. 147].

Низким является показатель инновационной активности субъектов малого бизнеса. Это конечно в свою очередь связано с некоторой инертностью средних и крупных предприятий в реализации инноваций. Такое явление негативно сказывается и на инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

Поэтому инвестиционная помощь со стороны государства субъектам малого предпринимательства позволит добиться высоких конкурентных преимуществ не только на отечественном, но и на зарубежном рынке в претворении главной задачи - обеспечении общества продукцией высокого качества и создания новых рабочих мест при минимальных затратах, тем самым решая социальные вопросы. А пока российский рынок товаров массового спроса удовлетворяет потребности покупателей в значительной степени за счет импорта[33, С. 151].


Поэтому ключевая проблема импортозамещения заключается в обновлении технологических процессов, т. е. в осуществлении инноваций, способствующих повышению качества изделий при обеспечении ресурсосбережения. Субъекты малого предпринимательства чрезвычайно мобильны, а потому постоянно заинтересованы в аккумулировании и внедрении прогрессивных технологий, но они не располагают для этого лабораторно-исследовательской научной базой и научными сотрудниками, а расходы на приобретение новой техники или технологий часто оказываются не под силу.

В данном случае посредником в их передаче могли бы стать Вузовские малые инновационные предприятия или общества, объединяющие субъектов малого предпринимательства. В известной мере малое предпринимательство могло бы оказывать поддержку в инвестиционной области для проведения исследований и выполнения небольших разработок. Такие шаги помогают оперативно создавать небольшие по объему новые технологии, способствующие наращиванию производства в части импортозамещения.

На современном этапе большие возможности открываются в области сотрудничества Вузов с субъектами малого предпринимательства, а предприятия могли бы стать опытно-производственной базой Вузов. Несмотря на трудности, с которыми встречаются субъекты малого предпринимательства в России, количество и качество все-таки улучшается, поскольку в результате перманентных реформ освобождается большая часть работников. Они в свою очередь самостоятельно ищут пути в сфере своего задействования в экономике страны. Такой сферой и является в первую очередь малый бизнес, являющийся инициативной формой ведения хозяйства.

Таким образом, субъекты малого бизнеса, как одна из составляющих элементов экономической системы государства должны быть защищены, экономическим и административным методами. Формами государственной поддержки субъектов малого предпринимательства должны стать[33, С. 152]:

  • законодательство, носящее преференциальный характер;
  • упрощенные налоговые и страховые процедуры;
  • снижение административных барьеров;
  • льготные кредитные ставки;
  • расширение банковского кредитования;
  • развитие микрофинансирования;
  • расширение применения лизинговой формы и другое.

Благодаря устойчивой государственной поддержке в стране смогут оптимально сочетаться различные типы предприятий и секторы экономики. Решение таких и ряда других проблем может позволить сделать государственную политику в отношении субъектов малого предпринимательства более прозрачной и последовательной.