Файл: Единый социальный налог. Таможенная пошлина. Государственная пошлина. Другие федеральные налоги и сборы (водный налог, налог на доб. полезных ископаемых, налог на операции с ценными бумагами).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. При переходе к инновационной модели развития российской экономики появляются новые проблемы, связанные с возрастанием роли человеческого фактора, формированием стабильного среднего класса, ростом уровня благосостояния населения, который характеризуется объемом реальных доходов на душу населения, объемом потребления, а, следовательно, и объемом сбережений, а также сокращением дифференциации населения и уровня бедности. Главной составляющей процесса формирования информационного общества, экономики знаний становится творческий человек, а ведущим источником экономического роста – высокая квалификация, профессиональные знания, уникальные способности и навыки, умение адаптировать полученные знания к постоянно изменяющимся условиям. Вся выше упомянутая система формируется за счет финансовых средств получаемых государством. Основным источником пополнения выступают налоги, в рамках данной КР имеются в виду единый социальный налог (далее ЕСН), пошлины, федеральные сборы.
Итак, Россию можно считать на общих основаниях социальным государством, основной задачей которой является создание благоприятных условий жизни для ее населения. Поэтому правительство страны уделяет большое внимание социальной политике государства, направленной повысить благосостояние членов общества, обеспечить социальную справедливость и социально-политическую стабильность в стране.
Состояние источников: вопросам совершенствования налогообложения, роли государства в регулировании единых социальных отчислений населения уделяется существенное внимание в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Среди российских ученых исследованием проблем налогового регулирования занимаются А.М. Бабашкина, А. Васильева, А. Голубович, А. Горбунов, И. В. Горский. Авторы в своих работах отличаются от иных системным подходом, актуальностью затрагиваемых частностей.
Цель исследования – выявление форм, методов анализа и расчета параметров ЕНС, публичного типа пошлин, и иных платежей федерального уровня.
Задачи (список задач):
- раскрыть теоретические подходы, определяющие экономико-налоговую природу единых социальных выплат, привести пример расчета данной категории;
- подвергнуть общему исследованию публичные пошлины, привести параметры их расчета;
- выполнить ограниченные по масштабу выводу по теме КР.
Объект работы – теоретическая модель единого социального налога, типология пошлин как элементов общественного оборота обладающих экономико-налоговым фундаментом.
Предмет статьи - комплекс научно-теоретических знаний о системе адаптации налоговой категории единого социального взноса и пошлин в общую систему налоговых сборов РФ.
Примененные в рамках анализа методы:
- диалектический метод, метод синтеза экономического знания, метод факторного анализа.
Значение результатов работы – выполнение поставленных задач и цели, выявление общих параметров по теме работы.
1. Единый социальный налог: теория практика
1.1. Теория единого социального налога – общие данные
Благодаря появлению единого социального налога, стало возможным заменить сразу несколько обязательных налогов одним. Это были различные взносы на страхование. Также единый социальный налог (ЕСН) имеет свое собственное значение.
При котором он является мобилизационным для средств, направленных на цели страхования граждан, а также соцобеспечение и различные страховые выплаты. Сюда же входит право на бесплатную медицинскую помощь. Все доходы по ЕСН перечисляются по установленным правилам в единый пенсионный фонд РФ, а также фонда социального и медицинского страхования.
Нормативно данный налог регламентируется статьей № 118 ФЗ. Л.И. Гончаренко напоминает, что налог является федеральным, поэтому его действие распространяется на всю территорию Российской Федерации. Это стоит помнить.
Существуют две основные группы плательщиков данного налога. В первую входят лица, которые осуществляют выплаты лицам физическим. Далее идут различные организации и ИП (индивидуальные предприниматели).[1]
После них в эту же группу включены физические лица, которые не могут быть признаны ИП. Во вторую группу входят ИП, люди, занимающиеся нотариальной и адвокатской деятельностью, а также частнопрактикующие.
Возможна ситуация, когда налогоплательщик может относиться сразу к обеим группам плательщиков налога. В этом случае уплата ЕСН осуществляется отдельно по каждой из занимаемых положений.[2]
При определении налоговой базы, учитываются различные факторы для этих групп. В первой группе налоговая база представляет собой общую сумму начислений или выплат, сборов, вознаграждений, которые начисляются плательщикам за период налога.
По мнению О.И. Мамруковой стоит помнить, что под действие данного закона подпадают все формы выплат, вознаграждений, различных бонусов, поощрений и так далее, в любой форме, не только финансовой.
Возможно, сюда относится и частичная оплата услуг или товаров, а также различных работ или прав. Во второй группе налоговая база представляет собой общую сумму доходов от различного рода деятельности на коммерческой основе. При этом учитывается расход, который списывается и в налоговую базу не входит. Стоит помнить об этом.
За налоговый отчетный период принимается срок в один календарный год. При этом отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев – для первой категории плательщиков.
Если рассматривать вторую категорию, то здесь интересно то, что не существует отчетных периодов. Согласно общим итогам налогового периода, подается налоговая декларация, в которой описывается вся коммерческая деятельность физических или юридических лиц. Первая группа подает данную декларацию до тридцать первого марта года, а вторая до тридцатого апреля. Учитывается год, следующий за отчетным.[3]
Периоды отчетности оформляются в первой группе в виде расчета платежей по авансам в срок до двадцатого числа месяца, который следует за периодом отчетности.
По данным А.В. Перова налогоплательщики, входящие в первую группу, предоставляют отчетность по налогам в следующем виде:
Ежеквартальные отчеты по различным платежам авансового характера. Эти отчеты следует предоставлять до двадцатого числа месяца, который следует за отчетным периодом.
Общая годовая декларация по налогам предоставляется в налоговый орган до тридцатого апреля года, следующего за отчетным.
Что касается второй группы налогоплательщиков, здесь также существуют свои условия предоставления налоговой отчетности:
Отчет за год, который должен быть предоставлен в налоговый орган до тридцатого апреля года, следующего за отчетным.
Также следует адвокатам при предоставлении налоговой декларации учесть факт того, что при этом также обязательно нужно представить справку от адвокатской коллегии. Делается это с целью указания сумм, которые были уплачены в виде налога за них в отчетном периоде.
С 2010 года отменен ЕСН и вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ), который регламентирует вопросы, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов.
С 2010 года отменен ЕСН и вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ), который регламентирует вопросы, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов.
При видимых различиях между ЕСН и страховыми взносами, некоторая «похожесть» у них все же есть.[4]
Плательщиками страховых взносов также являются предприниматели и организации (включая бюджетные учреждения), производящие выплаты физическим лицам.
База для начисления страховых взносов. База для исчисления страховых взносов схожа с объектом по ЕСН. Хотя некоторые различия присутствуют.
За все время отсутствия главы 24 НК РФ, Закон № 212-ФЗ прочно укрепился на своих позициях, о сравнении ЕСН и страховых взносов уже мало кто вспоминает. В течение этих лет в Закон № 212-ФЗ много раз вносились поправки. Так, с нового, 2015 года, вступает в действие ряд изменений, касающихся некоторых особенностей исчисления и уплаты страховых взносов. Рассмотрим основные нововведения.
Ставки страховых взносов. Все что, касается тарифов страховых взносов, то они в 2015 году, не изменятся. Ставки взносов сохранятся. В ПФР – 22%,в ФСС России – 2,9%, а в ФФОМС – 5,1%. Выплаты, превышающие предельную величину, облагаются только взносами на ОПС – 10% (п. 4 ст. 8 и п. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).
Таблица № 1. Коэффициент ЕСН
В два раза уменьшен минимальный предел числа сотрудников для обязательной подачи отчетности в электронной форме. Теперь если среднесписочная численность работников за предшествующий налоговый период составила более 25 человек, то такие плательщики обязаны с 1 января 2015 года сдавать расчеты в электронной форме по страховым взносам в ПФР и ФСС РФ (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).[5]
А.С. Кондукторов предоставил данные в связи с которыми в 2015 году перечисление страховых взносов осуществляется с копейками, то есть суммы не округляются.
В статье 8 Закона № 212-ФЗ появились две новые части 5.1 и 5.2, согласно которым с 2015 года установлен новый порядок расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ для страхователей, производящих выплаты физлицам. С 2015 года по 2021 год эту величину утверждает Правительство РФ с учетом размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и повышающего коэффициента (ч. 5.1 ст. 8 Закона 212-ФЗ). С 2022 года, максимальная величина базы для начисления страховых взносов в ПФ РФ будет ежегодно индексироваться (ч. 5.2. ст.8 Закона № 212-ФЗ). Предельный размер базы для взносов в ПФ РФ известен, а для фонда ОМС такого лимита пока нет. С 1 января 2015 года страхователям надо быть очень внимательным при расчете взносов в фонды.
Компенсации, выплачиваемые работнику, в связи с его с увольнением, страховыми взносами не облагались, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. С 1 января 2015 года перечень исключений увеличен. Выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства облагаются страховыми взносами в части превышения трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратного – для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).[6]
Еще одно новшество. Оплата работнику командировочных расходов страховыми взносами не облагается, если все затраты подтверждены первичными документами (ст. 9 Закона № 212-ФЗ). С 1 января 2015 года при отсутствии подтверждающих документов на такие суммы необходимо начислять страховые взносы. До 1 января 2015 года в соответствии с данной статьей при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких затрат освобождались от обложения страховыми взносами в пределах норм, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. А до 2010 года такие суммы исключались из расчета по налогу на прибыль и не облагались ЕСН.
Выплаты в пользу физических лиц, временно находящихся на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), облагаются взносами на ОПС независимо от срока действия трудовых договоров с такими лицами (ст. 7 и ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
Также установлен порядок предоставления отсрочек и рассрочек по страховым взносам. Отсрочку (рассрочку) по уплате взносов (пеней, штрафов) можно получить по одному и (или) нескольким видам обязательного социального страхования, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной пенсии. Если финансовое положение плательщика страховых взносов не позволяет уплатить взносы, но предполагается, что такая возможность появится, то основанием для получения отсрочки (рассрочки) могут быть:
ущерб, полученный в обстоятельств непреодолимой силы (ст 18.1 Закона № 212-ФЗ);
непредоставление или несвоевременное предоставление бюджетных ассигнований (ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ);
сезонный характер производства (ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ).[7]
По данным В.Г. Садкова начиная с 2015 года, срок проведения выездной проверки по страховым взносам может быть продлен до четырех или шести месяцев. Статья 35 Закона 3 212-ФЗ дополнена новыми положениями, В которых описаны основания для продления выездной проверки. Ими могут быть: