Файл: Единый социальный налог. Таможенная пошлина. Государственная пошлина. Другие федеральные налоги и сборы (водный налог, налог на доб. полезных ископаемых, налог на операции с ценными бумагами).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
получение в ходе проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у плательщика нарушений законодательства и требующей дополнительной проверки;
наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;
проведение проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;
непредставление плательщиком страховых взносов в десятидневный срок со дня вручения соответствующего требования документов, истребуемых в ходе проверки и необходимых для ее проведения.
Как будут работать поправки в новом году, покажет время. При отмене ЕСН многие тоже грустили, однако страховые взносы прочно вошли в нашу жизнь и вопросы, касающиеся их правильного исчисления и уплаты, волнуют еще больше.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, которые не нанимают сотрудников и не производят выплаты физическим лицам, должны перечислять страховые взносы только за себя – в размере стоимости страхового года.
Уплата страховых взносов должна производиться каждый месяц, не позднее 15-го числа того месяца, который следует за месяцем начисления работнику выплат и взносов. Система же подачи отчета об уплате страховых взносов остается такой же, как и при уплате единого социального налога – ежеквартальной.[8]
Отмена единого социального налога связана, прежде всего, с тем, что при существующей системе налогообложения пенсионная система постепенно попадала в зависимость от тарифов и федерального бюджета (к 2050 году эта зависимость составила бы 86%). То есть, пенсионное финансирование становилось бюджетной системой. Теперь же, вместо того, чтобы увеличивать нагрузку на бюджет и резервные фонды (именно из них планировалось покрывать недостаток средств пенсионного фонда), принято и претворяется в жизнь решение увеличить нагрузку на предпринимательский сектор.
При этом, если ЕСН распределялся таким образом: 6% - в федеральный бюджет на базовую часть пенсии, 14% - формирование страховой и накопительной части в Пенсионном фонде, 6% - медицинское и социальное страхование, - то нынешние страховые отчисления полностью будут отходить Пенсионному фонду. И администрировать страховые взносы будет Пенсионный фонд совместно с Фондом социального страхования – до 2010 года эти фонды, выполняя некоторые обязанности по контролю за уплатой страховых взносов, не могли осуществлять ни зачет, ни возврат излишне уплаченных взносов, так как не являлись администраторами платежей. Пенсионный фонд будет курировать сбор взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а Фонд социального страхования – взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам.[9]
Пока неизвестно, даст ли новая система положительные результаты. При принятии закона об отмене единого социального налога высказывались мнения, что увеличение налоговой нагрузки предприятий приведет к тому, что увеличится часть «теневого» бизнеса – предприятия попросту «уйдут в подполье», зарплата начнет выплачиваться не официальным образом, а «в конвертах». Кроме того, возможно полное закрытие ряда предприятий. То, что еще год не будет увеличиваться сумма выплат, может удержать бизнес от ухода в «тень», однако, так как произошли изменения в системе администрирования налогообложения, прогнозируется увеличение числа административных проверок предприятий (проверки по отчислениям страховых взносов). При этом должно возрасти число администрирующих сотрудников (по прогнозам – на 30,5 тыс.), а их зарплата выплачивается из федерального бюджета, в котором попросту не предусмотрено средств на увеличение штатной численности.
С другой стороны неоднократно отмечалось, что бизнес вовсе не против перехода на выплаты по социальному страхованию вместо единого социального налога. Единственная проблема – в настоящее время увеличение налоговой нагрузки может привести к убыточности ряда предприятий. Но пока сохраняется все та, же процентная ставка налога, проблем не ожидается. Остальное же будет зависеть от успешности выхода страны из кризиса к 2011 году.[10]
1.2 Экономическая модель расчета ЕСН
Единым социальным налогом облагаются доходы в виде заработной платы, а также получаемые при осуществлении предпринимательской деятельности. Налог включает отчисления в федеральный бюджет, фонд социального социального страхования РФ, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Д.Т. Федотов напоминает, что ЕСН начисляется по регрессивной шкале, то есть чем больше сумма дохода, тем меньше ставка единого социального налога.
Пониженные ставки применяются, если налогооблагаемый доход за текущий год превышает 280000,00 рублей. Отдельная шкала расчета ЕСН (единый социальный налог как под элемент налоговой системы и политики РФ) разработана для шести категорий налогоплательщиков: предприятия, выплачивающие заработную плату на общих основаниях, сельхозпроизводители, предприниматели, адвокаты и нотариусы, предприятия, работающие в особых экономических зонах и фирмы-разработчики информационных технологий.
Таблица № 2. Расчет ЕСН
ЕСН на зарплату сотрудников предприятий не выше 280000,00 рублей начисляется в размере 26%, из которых 20% идет в федеральный бюджет, 2,9% — в фонд социального страхования, 3,1% — в федеральный и территориальный фонды медицинского страхования. Если доход выплачивается в интервале от 280000,00 по 600000,00 рублей, то ЕСН составит 72800,00 + 10% на сумму, превышающую 280000,00. В случае начисления заработной платы более 600000,00 применяется ставка 104800,00 + 2% с суммы свыше 600000,00.[11]
ЕСН в размере 20% начисляют предприятия-сельхозпроизводители, а также организации народных промыслов и общин коренных малочисленных народов Севера. На сумму дохода свыше 280000,00 начисляется 56000,00 + 10% с превышения, а с дохода более 600000,00 — 88000,00 + 2%. Распределение ЕСН для этой категории следующее: 15,8% — федеральный бюджет, 1,9% — фонд социального страхования, 2,3% — федеральный и территориальный фонды медицинского страхования.
Налог с применением пониженной ставки 14% уплачивается предприятиями, которые осуществляют деятельность на территории особых экономических зон. На доход от 280000,00 ЕСН начисляется в размере 39200,0 + 5,6%, а свыше 600000,00 — 57120,00 + 2% с суммы превышения. Налог, начисляемый на эту категорию налогоплательщиков, в полном объеме идет в федеральный бюджет.[12]
Предприниматели с собственного дохода уплачивают 10% единого социального налога, 7,3% из которого идет в федеральный бюджет, 2,7% — в федеральный и территориальные фонды медстрахования. На доход более 280000,00 действует ставка 28000,00 + 3,6%, а свыше 600000,00 — 39520,00 + 2% на сумму превышения.
Для адвокатов и нотариусов установлен ЕСН на уровне 8%: 5,3% платежей в федеральный бюджет и 2,7% в фонды медицинского страхования. С суммы более 280000,00 юристы уплачивают 22400,00 + 3,6%, а если доход превысил 600000,00 — 33920,00 + 2%.
Отдельная шкала налогообложения разработана для предприятий сегмента информационных технологий. Ставка ЕСН 26% и распределение суммы налога между фондами и бюджетом полностью совпадает со шкалой налогообложения сотрудников предприятий. Однако минимальная сумма для применения регрессивной ставки значительно меньше — 75000,00 рублей. Таким образом, доход свыше этой цифры облагается по следующей формуле: 19500,00 + 10% с суммы превышения. Если доход выше 600000,00, то ЕСН будет равен 72000,00 + 2%.[13]
Регрессивный метод расчета единого социального налога позволяет оптимизировать процесс налогообложения, в зависимости от размера доходов.[14]
Итак:
- Обложение в рамках специального налогового режима означает, что субъекты предпринимательства применяют особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного времени. Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ (ст. 18) и применяются в случаях и порядке, которые им предусмотрены, а также иными актами законодательства о налогах и сборах.
2. Таможенная пошлина
2.1. Понятие и содержание таможенной пошлины
Для оптимизации порядка поступления импортных товаров, а также для поддержки собственных производителей и регулирований рыночных отношений, каждая страна в мире проводит собственную таможенную политику. Таможенные пошлины – это основной инструмент, используемый в таком случае. Грамотно рассчитанные налоговые ставки и порядок платежей для разных категорий товаров позволяют эффективно управлять собственным экономическим пространством и поддерживать отношения с партнерами.
Российская Федерация, как и остальные государства, внимательно следит за существующим таможенным налогом на ввоз товаров. Согласно налоговому кодексу РФ и постановлениям Правительства РФ, величина таможенной пошлины в 2014 (2015 и 2016) году определяется стоимостью и видом ввозимой продукции.
Кто такой декларант (по данным учебника В.Г. Полякова):
Обязанность точно и достоверно отражать таможенную стоимость проходящих досмотр товаров, как и обязательство по уплате налогового сбора, «ложится на плечи» декларанту (т.е. лицу, провозящему предметы через границу).
Подобная оценка проводится на основе существующих в международной практике методов, подробнее о которых можно узнать из НК РФ.[15]
Кроме ставок по таможенному сбору, законодательством также установлены и временные рамки, в течение которых декларант обязан полностью рассчитаться с задолженностью по налогам. В противном случае, таможенная служба имеет право применить ответные меры пресечения вплоть до изъятия всей партии товаров.
Отметим, что хотя официально налоговый сбор целиком и полностью оплачивается декларантом,
в реальности таможенные пошлины, как и все косвенные налоги, включаются в итоговую стоимость товара и таким образом перекладываются на всех его потребителей.
Поэтому, когда государству выгодно поддерживать ввоз той или иной продукции, то пошлина на нее значительно снижается (подобная ситуация имеет место при поставках полезных ископаемых в Японию). В таком случае импортировать товар становится выгоднее, чем производить на территории страны. В противном случае, ситуация повторяется с точностью наоборот.[16]
Основные средства отражают в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. Это сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, за исключением НДС и других возмещаемых налогов (п. 7, 8 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Фактическими затратами являются также таможенные пошлины и таможенные сборы. Исходя из этого и ведется учет таможенных пошлин (сборов).
В учебнике А.В. Перова обнаруживается, что в налоговом учете правила схожие. Первоначальная стоимость основного средства равна сумме расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (пункт 1 статьи 257 НК РФ).
По статье 264 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1) к прочим расходам относятся суммы таможенных пошлин и сборов. В то же время в пункте 5 статьи 270 Налогового кодекса РФ установлено, что при расчете базы по налогу на прибыль не учитывают расходы по приобретению амортизируемого имущества. Таможенные пошлины, уплачиваемые при ввозе на территорию РФ основного средства, являются расходами, непосредственно связанными с его приобретением. Поэтому они подлежат включению в первоначальную стоимость основных средств. Затраты на них списываются через амортизацию. Наличие в Налоговом кодексе РФ специальных положений относительно таможенных пошлин и сборов, по которым они учитываются в составе прочих расходов единовременно, случаев по приобретению основных средств не касаются.
Таким образом, по мнению налоговиков, нормы законодательства устанавливают запрет на единовременное включение в состав расходов затрат, связанных с приобретением амортизируемого имущества. Поэтому таможенные пошлины и сборы включают в первоначальную стоимость импортируемого основного средства. Это официальная позиция ФНС России на сегодняшний день (письмо ФНС России от 22 апреля 2014 г. № ГД4-3/7660@).[17]
Учет таможенных пошлин в прочих расходах. После того как в составе прочих расходов наряду с налогами и сборами появились таможенные пошлины и сборы (это было в 2005 году), в письме Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/130 было пояснено следующее. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить в учетной политике, к какой именно группе он их отнесет.