Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. Общая сумма.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Налоги как инструмент государственного регулирования
Сущность и виды налоговой политики. Кривая Лафферта.
1.2 Функции и роль налогообложения в экономической системе общества
1.3 Элементы налоговой политики
2.1 Цели налоговой политики РФ
2.2 Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год
Введение
Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого - интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях при прочих равных факторах некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с государствами - конкурентами порождает бегство инвестиций, соответственное уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков являются государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика как его составляющий элемент.
Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе - создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста путем достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т.е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.
Значимость темы курсовой работы определяется тем, что в 2016 году Российская Федерация вступает в новый этап развития налоговой системы своего государства. Предусмотрены совершенно новые приоритеты налоговой политики, которые позволят направить страну на путь инновационного развития, о котором не раз говорилось со стороны руководства страны.
Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. Общая сумма».
Объектом курсового исследования является основные направления налоговой политики в Российской Федерации.
Предметом курсового исследования это теоретические и практические аспекты налоговой политики Российской Федерации.
В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны основных направлений и положений налоговой политики Российской Федерации.
Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
В первой главе планируется рассмотреть теоретическую сущность налоговой политики, как инструмента государственного регулирования. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть понятие налоговой политики;
- рассмотреть элементы налоговой политики;
- изучить проблемы налоговой политики.
Во второй главе планируется рассмотреть и проанализировать особенности налоговой политики РФ на современном этапе. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть цели налоговой политики Российской Федерации;
- рассмотреть основные направления налоговой политики Российской Федерации в 2016 году;
- рассмотреть перспективы бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2016 год;
- сделать соответствующие выводы по результатам исследований.
Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Налоги и налогообложение», а также при написании выпускной квалификационной работы.
При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе главный налоговый документ страны – Налоговый Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Он дает широкое объяснение многим аспектам, которые были рассмотрены в данной работе. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт. Это свидетельствует об актуальности тезисов, которые были проанализированы в данной работе.
Проблеме видов налогов и его классификации посвящено множество работ. Это работы Евстигнеева, Молчанова, Колчина, Заяц и т.д. Немаловажную роль в написании данной работы сыграли научные статьи из периодической литературы «Налоги и налогообложение», «Руководитель автономного учреждения», «Финансы и управление». Авторами тема исследования рассматривается полно и с новой точки зрения.
Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретическая сущность налоговой политики как инструмента государственного регулирования», «Особенности налоговой политики РФ на современном этапе»), заключения, библиографии, приложений.
Глава 1. Налоги как инструмент государственного регулирования
Сущность и виды налоговой политики. Кривая Лафферта.
Необходимость реформирования на современном этапе.
Цели, задачи, методы, способы и инструменты налогового регулирования.
Какую зависимость отражает кривая Лаффера.
Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в бюджет государства юридические и физические лица -предприятия, организации, граждане.
С помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.
Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две - «фискальная» и «экономическая».
Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей.
Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, то есть любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную, ограничительную и контролирующую роль[1].
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, то есть реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, то есть экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет получить государству больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной.
Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка поевышает некую объективную, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффера доказал, что один
Х-уровень налоговой ставки в процентах;
У-среднегодовой объём налоговых поступлений в бюджет;
Х0 — оптимальная ставка налога, при которой поступления в бюджет достигают максимума -Уо.
Действительно, равенство бюджетных поступлений (У1=У2) достигается при очень разных уровнях налоговых ставок (Х2 значительно больше Xi).
Дело в том, что более низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложение[2]
привлекает к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых ставках. И, наоборот, с ростом налогов доходы в казну, как это ни парадоксально, уменьшаться, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.
Исследования А. Лаффера теоретически доказали: чем богаче граждане, тем богаче государство.
Классические и современные принципы налогообложения
Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения ,
желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)
На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения к настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения[3].
Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают[4].
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 500000 руб. у лица получающего 5 млн. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 5 000 руб. у человека с доходом в 50 000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах[5].
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.