Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. Общая сумма.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Налоги как инструмент государственного регулирования
Сущность и виды налоговой политики. Кривая Лафферта.
1.2 Функции и роль налогообложения в экономической системе общества
1.3 Элементы налоговой политики
2.1 Цели налоговой политики РФ
2.2 Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год
2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц[15].
Особенности формирования налоговой политики в Российской Федерации состоит в том, что налоговая политика формируется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном уровнях. Однако на каждом уровне налоговая политика реализует свои цели в соответствии с установленными компетенциями.
Важнейшей приоритетной целью формирования налоговой политики на будущий год является ориентир на инновационное развитие предприятий, главным образом в отношении уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Данное новшество состоит в том, чтобы от пониженной ставки постепенно переходить к установленным 34% вплоть до 2020 года[16].
К мерам инновационной поддержки Минфин России относит завершение реформы системы начисления налоговой амортизации. Предлагается формировать амортизационные группы по функциональному признаку, а не по каждому объекту, с сокращением сроков амортизации отдельных видов основных средств, что создаст стимулы к технологическому обновлению[17].
Также в будущем планируется уменьшить объем и перечень документов, которые необходимы для подтверждения целесообразности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях. Также планируется освободить от налогообложения оборудование с высокой степенью энергетической эффективности сроком на три года от момента его эксплуатации.
Особые льготы предусматриваются для предприятий, осуществляющих деятельность в области науки, здравоохранения, образования (причем как некоммерческих, так и коммерческих), вплоть до введения нулевой ставки по налогу на прибыль.
Министерство Финансов также преследует цель рассмотрения новых правил системы налогообложения. В частности необходимо рассмотреть возможность ограничения принятия убытков юридических лиц, которые реорганизованы в ходе процесса слияния между двумя или несколькими предприятиями.
Также предусматривается принятие новых правил отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам и правил предотвращения недостаточной капитализации. В области акцизов предполагается индексация ставок акцизов на табачную продукцию, а также переход на авансовую уплату акцизов на алкогольную продукцию.
Стратегической целью остается введение налога на недвижимость. Запланировано реформирование упрощенной системы налогообложения в виде патента и единого налога на вмененный доход.
Таким образом, в данном разделе были рассмотрены основные цели налоговой политики Российской Федерации на 2016 год. Следует отметить следующее:
- приоритетом налоговой политики РФ на 2016 год является обеспечение социальной справедливости между различными категориями населения посредством системы налогообложения.
- необходимо сформировать условия для достойного уровня ведения предпринимательской активности, стимулировать инвестиции и инновационное развитие.
2.2 Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год
Правительством РФ одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017–2018 годов. В перспективе на данные годы сохраняется приоритет недопущения какого-либо увеличения налоговой нагрузки[18].
Главная мысль налоговой политики в перспективе вплоть до 2018 года состоит в том, чтобы не допустить налоговую нагрузку[19]. Это связано с тем, что государство хочет добиться справедливости налоговой системы для инвесторов с целью привлечения капитал, в том числе и иностранного. Наряду с недопущением налоговой нагрузки, также стимулируется проведение различных мер антикризисного характера, повышается налоговое администрирование.
Налоговая политика будет реагировать на современные глобальные вызовы, среди которых названы санкции, введенные против РФ, и низкие цены на нефть.
Налоговая политика в 2016–2018 годах будет во многом направлена на совершенствование порядка налогообложения НДС. В частности, планируются меры, направленные на одинаковое толкование НК РФ в части вычета по НДС при получении и уплате авансов по сделкам в условных единицах налоговыми агентами, а также по сделкам с имущественными правами. Также обозначены меры по исключению занижения налоговой базы и неправомерному возмещению НДС[20].
Налоговая политика не предусматривает резких скачков и колебаний по акцизному налогообложению. Планируется ряд изменений в НК РФ, одним из которых будет введение авансового платежа акциза на алкогольную продукцию при выдаче спецмарок производителям такой продукции.
В части НДПИ планируется совершенствование налогообложения. Предполагается изменить подходы к определению элементов налогообложения при добыче драгкамней и камнесамоцветного сырья, руд черных, цветных, драгоценных и радиоактивных металлов. Также будет рассмотрена необходимость передачи властям субъектов РФ обязанности по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы.
В отдельный раздел налоговой политики на 2016–2018 годы выделены планы по совершенствованию налогового администрирования. Для этого предполагается ввести институт предварительного налогового контроля (разъяснения). В этом случае налогоплательщик сможет получить информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить. Кроме того, в планах — оптимизировать перечень информации, которая не относится к налоговой тайне. Это позволит налогоплательщикам получать более полную информацию о своих контрагентах.
Обозначенная в налоговой политике на 2015–2017 годы линия государства относительно борьбы с выводом прибыли из-под налогообложения (в основном через офшоры) сохраняется и в «Основных направлениях налоговой политики на 2016–2018 годы». Меры, которые планируется принимать, более конкретны и продуманы по сравнению с предыдущим годом.
Минфин России, понимая, что проблема обозначения величины страховых взносов во внебюджетные фонды не является вопросом налоговой политики, но при этом достаточно важна, включил в данный документ и этот вопрос. В 2016–2018 годах планируется сохранение тарифа страховых взносов на уровне 2015 года.
Также еще одним новшеством является тот факт, что ранее первоначальная стоимость основного средства для целей его признания как таковым основным средством составляла 40000 рублей. Сейчас предполагается, что данная сумма составит уже 100000 рублей.
2) Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы[21].
Малое предпринимательство также можно стимулировать при помощи налоговых инструментов и налоговой политики в частности. Итак, рассмотрим данные направления:
1) расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;
2) распространение права на применение двухлетних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;
3) предоставление субъектам Российской Федерации права снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, с 6% до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности[22];
4) предоставление права представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки ЕНВД с 15% до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности[23].
Таким образом, в завершении данного раздела можно прийти к следующим выводам.
- приоритеты налоговой политики Российской Федерации состоят в первую очередь, в недопущении налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Это возможно реализовать посредством ввода системы добровольного декларирования налогоплательщиками своего имущества. При этом данная информация будет охраняться, как налоговая тайна и не будет разглашена против интересов декларанта.
- также планируется предпринять все меры, чтобы возвратить капитал обратно в Россию из иностранных государств. Эта мера направлена на стимулирование инвестиционной активности предпринимателей, которые готовы и желают вкладывать средства в развитие бизнеса и страны в целом.
- особое место в налоговой политике занимает патентная система налогообложения, которая призвана стимулировать активность малого предпринимательства. То есть все направления налоговой политики направлены в целом на развитие страны.
2.3 Перспективы бюджетной и налоговой политики
Известно, что Россия в настоящее время находится в непростой экономической ситуации. Бюджет на 2016 год принимается в достаточно сложных социально-экономических условиях, в которых оказалась страна за последние годы. Тем не менее, как бы тяжело не было, речь о сокращении социальной помощи и о социальном обеспечении пока не идет.
В данном разделе рассмотрим перспективы бюджетной и налоговой политики России на 2016 год[24].
В связи с высоким уровнем неопределенности трехлетний цикл временно заменен на однолетний (предыдущий переход на однолетний бюджет был в кризисном 2009 году). Однако рассматриваемые ниже документы (за исключением проекта бюджета на 2016 год) рассчитаны на период до 2018 года включительно[25].
В документах Правительства РФ проанализированы и структурированы основные неблагоприятные условия, которые в ближайшие годы будут ограничивать социально-экономическое развитие России. По мнению правительства, за последнее время усилились три ключевых дисбаланса экономического развития, а также возникли три вызова, с которыми в дальнейшем предстоит столкнуться России.
Также в перспективе налоговой и бюджетной политики на 2016 год ожидается и планируется завершение работы по формированию нормативных затрат на оказание услуг муниципального и государственного характера. Все это будет способствовать, и стимулировать прозрачность в определении стоимости государственных и региональных услуг[26].
В свою очередь, улучшение качества государственных услуг должно привести к тому, что повысится конкурентоспособность государственных юридических лиц среди общего количества юридических лиц.
В планы на будущее входит принятие федерального закона об оказании государственных (муниципальных) услуг от имени публично-правового образования физическим и (или) юридическим лицам на конкурентной основе. Это позволит вовлечь организации, не являющиеся госучреждениями, в процесс предоставления таких услуг.
Что касается государственных услуг населению и бизнесу, оказываемых органами власти, качество предоставления данных услуг предполагается радикально повысить:
1) В связи с тем, что будет введена система единого окна, ТОО эффективность государственных и муниципальных услуг повысится в несколько раз.
2) Перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид также будет способствовать повышению эффективности со стороны предоставления данных государственных и муниципальных услуг[27]. Причем доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достичь не менее 70%;
3) Отныне граждане самостоятельно могут оценить качество работы государственных и муниципальных услуг.
4) Внедряется пластиковая электронная карта с удостоверением личности на электронном носителе информации.
Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес - ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере[28]. В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства РФ останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Фактический мораторий должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно планируется дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведение антикризисных налоговых мер, повышение эффективности системы налогового администрирования.